![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Елена Сергеевна Надеждина
Избранные дневниковые записи о еп. Стефане (Никитине)
11 сентября 1960 г. В день Усекновения главы Иоанна Предтечи Из проповеди Е.С.Н.
Скажите, что вас поразило в сегодняшнем Евангелии? А меня вот что поразило: Ирод слушал и даже почитал Пророка, имел великое к нему уважение, оберегал его, хотя он и обличал его за незаконную связь с Иродиадой. Как же это? Слушал, оберегал. Все же обезглавил его. Слушал, почитал, опечалился и... обезглавил, совершил такое преступление? Подумайте, братие, не являемся ли и мы с вами в некотором роде иродами? Слушаем слово Божие, кладем поклоны, знаем, что не надо лгать, ругаться, вражду иметь, а все же враждуем, произносим бранные слова. Гнев в сердце вместо мира и тишины. Подумайте и исправляйте сердце свое. А потому он [Ирод] совершил его [это преступление], что у него была слабая воля, он был легкомысленным. Это очень знаменательно. Как в притче о Сеятеле говорится, что одно зерно упало на каменистую почву и быстро взошло, но, т.к. земля была неглубока, не имея крепкого корня, засохло. Или другое зерно — заглушило терние. Часто человек слушает с интересом, горячо схватывает и так же быстро забывает, остывает. Так и Ирод — он не был таким особенно плохим, но легкомысленным. Так же часто бывает с нами. Идем в храм, даже слезы иногда проливаем, а вернемся домой, да что домой! — тут же рядом толкнет кто-ниб[удь], и вот уже забыто доброе устроение, и закипел гнев. Каждый скажет: «Я не убивал!» Между проч[им], как получается убийство? Первый этап — раздражение, второй — гнев, третий — ярость, четвертый — неистовство, когда человек уже не помнит себя и совершает преступление. Следовательно, раздражение входит в рубрику «убийство». Важно не только дело, но важно внутреннее устроение, при котор[ом] было совершено действие. Вот ты был в храме, пролил даже слезы, и сейчас же раздражился — значит, тщетна была твоя молитва и тщетны были твои слезы. Как же, каким путем идти, чтобы уподобиться зерну, давшему большие плоды? Во-первых, стараться развить в себе страх Божий. Во-вторых, очень хорошо ежедневно учинять собственный суд над собой. Просмотреть, проверить, что сделал хорошего или дурного за день и за ночь. Повторяю, не дела только важны. Важно устроение души, при котором дело совершается. Имея раздраженное, яростное душевное устроение, человек виновен почти как в убийстве, хотя оно и не состоялось, ввиду отсутствия подходящих условий. В Моисеевом законе требовалось лишь исполнение дела — не убий. Христос изменил: «всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду». Устроение души человека должно быть таким, при котором не может быть совершено злое дело. Не ранее 27 сентября 1960 г. Праздник Воздвижения креста Г[оспо]дня. Из слова еп[ископа] Стефана 1960 г.
Сегодня мы празднуем Крест Г[оспо]день, прославляем его. Сегодня мы празднуем Крест Г[оспо]день не так, как на Страсти [ой] неделе и на четвертой неделе В[еликого] поста. Тогда мы вспоминаем страдания Спас[ител] я на Кресте. Сегодня мы празднуем Крест как символ победы над смертью и над грехом. Что такое Крест? Это не имеющая измерения, безграничная любовь Бога к нам! Чем же мы можем ответить на такую любовь? Ответ мы находим в Еванг[елии]: Аще кто хочет по Мне идти, да отвержется себе91. Что значит отвергнуться себе? Это значит уничтожить в себе все, что противоречит заповедям Г[оспо]дним. У каждого человека есть страсти, кот[орые] влекут его ко греху. Отвергнуться себе значит победить, бороться с этими страстями. Победить свою природу чрезвычайно] трудно. Без помощи Божественной] благодати человек не может этого сделать и не должен надеяться на свои силы. Что такое грех? Грех — это проявление страсти. Итак, надо принести [Богу] свое крепкое желание исполнять все, о чем я сейчас говорил. Желать и просить у Бога помощи, т.к. без помощи Божеств [енной] благодати мы бессильны что-либо в себе изменить. Аминь. 18 октября 1961 г. 28 сент. — день рождения Серг[ея] Алексеевича] Никитина. 27 июля (н[ового] стиля) —день Ангела владыки Стефана. Среда, 18 октября 1961 г. 1. О монашестве 2. Об упадке веры 3. О разумении Евангелия 4. О выздоровлении
1. О монашестве. Монашество должно существовать. Без монашества не будет христианства, но форма отжила свой век. Форма будет иная, а какая — время покажет. Монастыри закрывают, а кто их закрывает? Большевики, коммунисты? Нет, мы сами их закрываем своими грехами. Своими пороками.
2. Об упадке веры. Еще в 18 в.... писал, что наблюдается упадок веры. Чтоже удивляться, что в 1961 г. упадок веры?! А тогда была и позолота, и блеск, и пышность облачений. И все же упадок!
3. О чтении Евангелия. Удивительно, как при многократном чтении Евангелия вдруг открывается смысл. Читал ведь много раз, но словно огненными буквами вдруг открывается смысл прочитанного.
4 О выздоровлении. Я считаю чудом свое выздоровление. У 99% после паралича не восстанавливаются речь и движение. Без даты 28 апреля 1963 г., в воскресенье, в г. Калуге скончался владыка Стефан (Сергей Алексеевич Никитин). <...> Епископ Стефан ждал смерти, боялся ее, но потом примирился и стал готовиться к ней «как к литургии» (это его слова).
Епископ Стефан (Никитин)
|