![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протоиерей Валерий Бояринцев
В1956-1959 годах наша семья жила на Украине в городе Днепропетровске. С моим отцом, Сергеем Сергеевичем Бояринцевым, который был высококлассным токарем, случилось несчастье — осколок от молотка попал в левый глаз, в результате чего отец перестал им видеть. Очень переживая это, он стал активно ходить в храм. Недалеко от нас был женский Тихвинский монастырь, где одним из священников служил протоиерей отец Сергий Никитин. С ним папа и сблизился особенным образом. В свои 15-16 лет стал ходить в монастырь и я. Вначале — только к исповеди. Затем, после поездки в Почаев, у меня возникла мысль о поступлении в семинарию. Время было суровое (начало, а может быть, даже и разгар хрущевских гонений), везде закрывали церкви. И вот после того, как у меня возникла мысль о семинарии, я, придя в монастырь, зашел боковыми дверями в алтарь и спросил у отца Сергия, как можно осуществить таковое мое желание. Он предложил зайти к нему в келью. Жил он на территории монастыря в маленьких комнатках при храме. Одна — спаленка с огромными книжными полками, уставленными книгами в основном старого издания, от взгляда на которые глаза разбегались, в другой ютилась тетя Катя (будущая монахиня Августа), и третья — «приемная», где стоял стол и несколько стульев, там он меня в тот раз и принял. Строго выслушал и направил в Епархиальное управление к секретарю, отцу Михею (будущему архиепископу Ярославскому). Это была моя единственная с отцом Михеем встреча. Шел 1958 год. В Епархиальном управлении мне сообщили условия поступления в семинарию. После той нашей встречи с отцом Сергием я стал часто заходить и беседовать с ним. Он вызывал у меня восторг своей образованностью, умом. Врач. Окончил Московский университет. <...> Был 1959 год. Я учился в 10-м классе, когда владыку Гурия перевели в Минск. В Днепропетровск поставили епископа Иоасафа (рукоположенного у нас же в Днепропетровске из наших же целибатных священников). Епископ Иоасаф, по-человечески добрый, но слабовольный, под давлением властей позволял закрывать церкви. Мы ожидали закрытия монастыря. В преддверии этого отец Стефан (в конце 1958 года отец Сергий сильно заболел, и в первые дни 1959 года владыка Гурий постриг его в монахи с именем в честь преподобного Стефана Махрищского) стал готовить свою библиотеку к разграблению: отбирал самое ценное, и я чемоданами уносил к себе домой, в результате огромный ларь у нас был набит самыми ценными книгами. <...> В то время я увлекался рисованием. Вопрос о духовной семинарии завис: отец мой считал, что вначале нужно получить специальность, а затем уже думать об образовании духовном. Отец Стефан поддержал его. Я стал готовиться в художественное училище, куда, успешно сдав экзамены, и поступил. Школу я кончал с длинными зачесанными назад волосами. А в душе дал себе обещание остричься в случае поступления в училище. После зачисления остригся наголо и прихожу к отцу Стефану. Первыми его словами были: — О, как тебя оболванили!.. В монастыре службы были каждый день. Служили по неделе: то отец Стефан, то отец Антоний. В какой-то из дней (5- 12 августа) 1959 года к нам домой забегает один прихожанин и сообщает: закрывают монастырь. Мы с отцом бежим туда. Перед Святыми вратами монастыря стоит толпа прихожан в 30-50 человек. Ворота закрыты, никого не пускают. В дверях стоят люди в гражданском и объясняют: закрывают не власти, а Патриарх. Мы, дескать, только исполнители. Я побежал к дальнему углу забора, через который благополучно перелез, и вдруг увидел бегущих ко мне с криком: «Держи его!» Я — назад через забор и бегу по улице в сторону. Меня догнали два мужичка. За руки, и ведут к группе людей в штатском; подводят и докладывают: — Товарищ майор, он перепрыгнул через стену монастыря, нес письмо от монахинь. Меня усадили в коляску милицейского мотоцикла и повезли мимо верующих, стоявших у Святых врат. В милиции допросили. Спрашивали, что я делал у монастыря. Допросили и отпустили. Через несколько дней узнаем: отца Стефана и отца Антония перевезли с вещами на улицу Старогородскую, где был церковный дом на две двухкомнатные квартиры, и поселили там. Никаких физических издевательств не было. Разговаривали корректно, собрали все книги и вещи, дали машину и грузчиков и перевезли на квартиру. Пропаж не было. Так же развезли всех сестер. Вернусь к утру закрытия монастыря. Отец Стефан начал, как обычно, литургию. Тут заходит в алтарь секретарь епархии протоиерей Константин и говорит отцу Стефану: — Заканчивайте, монастырь закрывают. Отец Стефан: — Не буду заканчивать. Протоиерей Константин свернул антиминс и унес его. Служба прекратилась. <...> После закрытия монастыря отец Стефан, несколько оправившись от пережитого и побывав в гостях у отца Бориса Златолинского, уехал в Минск к владыке Гурию, где последний назначил его архимандритом Крестовой церкви. Через небольшое время отца Стефана предложили Патриарху Алексию I в качестве кандидата во епископы. На Благовещение 1960 года состоялась хиротония архимандрита Стефана во епископа Можайского. Епископ Стефан стал помощником митрополита Николая (Ярушевича). Жил в комнатке прямо в храме Ризоположения (налево, как войдешь в храм). Там я его и посещал несколько раз. Впервые — в августе 1960 года, затем — несколько раз в 1961 году. Необходимо рассказать здесь о замечательном эпизоде, который произошел в канцелярии Патриарха где-то в 1960 году. Дело в том, что незадолго до описываемых событий епископ Иоасаф в Днепропетровский кафедральный собор перевел из села Михайловка протоиерея Димитрия Тяпочкина (это будущий старец архимандрит Серафим из Белгородской области), назначив его туда настоятелем. Отец Димитрий — несгибаемый христианин, исповедник, прошедший 14 лет лагерей и ссылок — на фоне гонений 1959-1961 годов в соборе стал громогласно проповедовать и без устали исповедовать народ, шедший к нему толпами. Службы длились до глубокой ночи — и это практически сразу после закрытия Тихвинского монастыря! Долго этого власти не потерпели и лишили отца Димитрия «регистрации». Он оказался без места. Из нашего дома мы провожали отца Димитрия в Москву. В канцелярии Патриарха в Чистом переулке, 5 сидел он на прием к Святейшему. Вдруг заходит владыка Стефан и, узнав его в лицо, пригласил к себе в кабинет, где отец Димитрий все ему рассказал о своем положении. — Вот это самое готовили для меня! — воскликнул, выслушав, владыка Стефан. И, пообещав помочь, вышел из кабинета. Походил по инстанциям и через митрополита Николая уладил эту проблему: отцу Димитрию восстановили регистрацию, правда с условием невозвращения его в Днепропетровскую епархию. Епископ Сергий (Голубцов) предложил было отцу Димитрию место в Новгородской епархии. Но тут в канцелярию вошел епископ Курский Леонид (Поляков), который, увидев там смиренного отца Димитрия, сразу пригласил батюшку в свою Белгородскую епархию. Так владыка Стефан помог отцу Димитрию Тяпочкину, что в условиях того времени было чрезвычайно сложно. Помню <...>, по-юношески увлекшись аскетизмом, я в 17-18 лет перестал есть мясную пищу, чем очень огорчал родителей. Они пожаловались Владыке. Как-то в Москве мы с ним возвращались после освящения дома, ехали на машине. Он говорит: — Скажу тебе как врач, что мясо необходимо для развития организма, в частности для развития мозга... А я, помню, подумал тогда: «Ну, раз как врач говорит, так и слушаться не обязательно»... В подобном же «аскетическом» порыве я перестал ходить в кино, что вызывало недоумение у моих однокурсников. На это владыка Стефан сказал: «Важно, как смотреть: главное — не увлекаться, а уметь правильно, по-христиански, оценить поведение героев». <...> В марте 1961 года епископ Стефан тяжело заболел, несколько месяцев тяжело болел. К лету восстановилась речь, движение. Он научился писать левой рукой. У меня сохранилась фотография, подаренная Владыкой и надписанная на память на обороте: «30.1—1962». Левой рукой. Только дата, без пожеланий: тогда было опасно оставлять «следы». Летом 1961 года Владыка находился на даче у известного искусствоведа Сергея Дурылина. Там я его посетил и встретился во второй раз с отцом Борисом Златолинским. Возвращаясь из Москвы в августе 1961 года, я заехал в село Соколовку Белгородской области, где пробыл у батюшки Серафима (Тяпочкина) три недели. Проезжал домой через Харьков, зашел в собор к мощам Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского чудотворца («сидящего»). Стою в соборе на службе, подходит ко мне молодой человек и на ломаном русском просит поговорить с американскими туристами. Я в простоте (воистину, простота хуже воровства) сел на боковом крылечке собора перед закрытыми дверями и ответил на вопросы путешествующих «американских студентов». Конечно, изрек, что у нас нет свободы творчества (художник!) и веры... Переводчик (да и переводчик ли?..) бойко переводил. Что?.. Потом ночью, когда я сидел на вокзале с билетом до Днепропетровска, ко мне подошел милиционер и попросил документы, после чего, посмотрев и записав что-то к себе в блокнот, вернул их... Через полгода в марте 1962 года вызвали меня в кабинет директора училища и сообщили, что в 15.00 (а в тот момент было 14.00) ждут меня в КГБ, кабинет № такой-то у Тарасюка (а фамилия эта мне была хорошо известна: он «курировал» религию). Вот тогда мне и вспомнилось, как я говорил с американцами... Напуганный (в тогдашней ситуации гонений на Церковь), я, конечно, боялся обыска. И, придя домой, с опаской собрал все письма владыки Стефана и со слезами на глазах сжег. Если бы их конфисковали, Владыку лишили бы регистрации. Фотографии пожалел: собрал и спрятал в заборной трубе... Три дня меня вызывали и пытались вымотать длиной допросов. Страшно раздражались, что на допросах «улыбался», как они говорили. Обыска не было. Но после этого началось «воспитание» в училище. А где-то за два месяца до всех этих событий (в конце января) я последний раз ездил в Москву к Владыке в Ризоположенский храм, еще не подозревая, что сижу «на крючке» у «органов», просить благословения на изменение жизненного пути. Еще летом я спросил у владыки Стефана, можно ли мне будет писать иконы, я ведь учился в художественном училище на втором курсе (тогда же по моей просьбе и Ирина Алексеевна Дурылина хотела познакомить меня с Павлом Дмитриевичем Кориным). Владыка ответил иронически: —Уже нет. Какие теперь, в наше-то время, иконы писать?.. Не нужно. <...> После этого разговора к зиме я задумался: «Зачем я учусь рисованию? Уже два года отучился... Тем более что и особого таланта не обнаружилось. Если готовиться в лагеря, не писать же мне там плакаты и портреты вождей... А вот если стать врачом, это везде нужно. Руками я работать люблю. Хирургия — дело творческое. Пойду в хирурги». Узнав мои мысли, владыка Стефан рассердился даже. А он имел очень горячий характер, правда, быстро отходил <...>. Вот и тут он возмутился: — Какое непостоянство!.. Ну, если так хочешь, Бог тебя благословит. Я стал усердно готовиться и в августе 1962 года поступил в Днепропетровский мединститут. Владыку Стефана перевели в Калугу: там заболел архиепископ Леонид. Туда к Владыке я уже не ездил. Дальнейшее знаю в основном по рассказам матушки Евгении (Волощук), игуменьи Могилевского женского монастыря в Белоруссии. В бытность отца Сергия Никитина в Днепропетровском монастыре она была там насельницей, монастырским секретарем. О смерти Владыки мы узнали I мая. 2 мая 1963 года я самолетом вылетел в Москву. Узнал у сестры Владыки Нины Алексеевны, что его похоронили в селе Акулове Одинцовского района рядом с церковью, где служил его духовник отец Сергий Орлов, раньше владыка Стефан часто там бывал. Приехал на могилку с пустыми руками, спохватился, вернулся в Москву, купил в магазине на улице Горького цветов и вновь поехал в Акулово. Подхожу с цветами к могилке, вижу: два высоких священника служат литию. Встал рядом. Когда повернулись, смотрю, один — с панагией. Оказалось — архиепископ Леонид (Поляков), его назначили на место владыки Стефана Можайским. Подробно расспросил, откуда я, где учусь. Посадил меня в машину (в «Победу», на которой когда-то ездил владыка Стефан) и повез в Москву, в Чистый переулок, по дороге удивив меня знанием анатомии, хотя кончил медицинский институт более двадцати лет назад. Конечно, вспомнили об отце Димитрии Тяпочкине, которого он забрал тогда из канцелярии Патриарха и постриг в монашество с именем Серафим. Это была моя единственная встреча с владыкой Леонидом. О похоронах владыки Стефана мне рассказал в тот же день отец Евгений Амбарцумов, с которым меня познакомила сестра Владыки Ольга Алексеевна. Смерть наступила под первомайские праздники. С трудом определились с местом похорон. Отец Сергий Орлов — согласовать было не с кем (все везде было закрыто) — на свой страх и риск предложил похоронить в Акулове. Помню последнее наше с Владыкой прощание в январе 1962 года. Он сам вышел на крыльцо Ризоположенской церкви. Благословлял часто, говоря: — Я люблю тебя. Когда прощались, я несколько раз говорил: — До свидания. А он улыбался и неизменно отвечал: — Христос с тобой. Так и остались эти слова в моей памяти. И его лучистое улыбающееся лицо в дверях церкви... Февраль 2005 г.
Игумения Евгения (Волощук)
Очень утешительно: вот календарь Свято-Германовский на 2000 год. Какими-то судьбами, не знаю, кто-то привез сюда из Москвы. И там я прочла: «Прав. еп. Стефана (Никитина), Калужского (1963)». На 13/26 апреля62. В примечании к календарю они пишут: «В конце ежедневного перечня иногда помещены поминовения, набранные курсивом. Это более современные подвижники, иерархи и мученики святой жизни, но еще не прославленные. По ним подобает служить панихиды и заупокойные службы»63. С владыкой Стефаном (тогда протоиереем Сергием Никитиным) я впервые встретилась 23 июня 1957 года. В то время я была инокиней Тихвинского монастыря в Днепропетровске, где находилась с 7 июля 1942 по самый день его закрытия 5 августа 1959 года. За этот период в Днепропетровске правящими архиереями последовательно были архиепископы Димитрий (Маган); Андрей (Комаров), правивший более десяти лет в трудное послевоенное время; потом короткое время был архиепископ Симон (Ивановский) и с 1955 по 1959 годы — архиепископ Гурий (Егоров). Время было трудное. В монастыре у нас служили два иеромонаха: один — Антоний (Харченко) из Киева, а другой — Феодосий (Моршанский) (как в Киево-Печерской лавре — Антоний и Феодосий). Жили и служили они дружно, но в 1953 году иеромонах Феодосий отошел ко Господу. Остался один 70-летний старец Антоний. Конечно, трудно ему было: монастырские службы ежедневные и продолжительные. И монастырю трудно: мы подчас уже — батюшке нездоровится — сами читаем. И прислать дополнительного священника тоже не было возможности: приходов в Днепропетровской епархии в то время было 478, а священнослужителей — 385. Тогда владыка Гурий решил пригласить из Ташкентской епархии протоиерея Сергия Никитина, которого знал по тому недавнему времени, когда сам был Ташкентским архиереем. Он охарактеризовал отца Сергия как усердного служителя Церкви Христовой, человека, имеющего образ благочестия и опыт исповедничества. Архиепископ Гурий благословил мне (я, живя в монастыре, исполняла в Епархиальном управлении послушание делопроизводительницы (секретаря-машинистки), подготавливала Владыке бумаги) написать отцу Сергию в Ташкент и пригласить его для служения к нам в монастырь. Я написала и отослала. В ответ на мое имя 20 июня 1957 года пришла фототелеграмма, сохранившаяся у меня до сих пор: «Дорогая Анастасия Семеновна! Выезжаю из Москвы в субботу 22-го числа поездом № 15 вагон 5 место 29. Поезд из Москвы отправляется в 16 час. 35 минут. Призываю на Вас Божие благословение. Недостойный протоиерей Сергий». Анастасия Семеновна — это я. (От крещения я носила имя Анастасии Римлянины, в 1949 году в Одессе меня в рясофор тоже с именем Анастасии — только Узорешительницы — постриг Патриарх Алексий (Симанский). Так что при встрече с отцом Сергием я была инокиней. В монашество с именем Евгении меня постригал уже позже архиепископ Гурий. Встретила я на вокзале согласно этой телеграмме отца Сергия, и мы с ним поехали к владыке Гурию. Через несколько дней Владыка прибыл в монастырь вместе с отцом Сергием и представил его как нашего нового монастырского священнослужителя. Сказал только, что надо подождать, не служить, пока все оформят и по гражданской линии. Через некоторое время отец Сергий получил указ от Владыки и регистрацию от уполномоченного (тогда необходимо было проходить обязательную регистрацию). Он был назначен старшим священником монастыря. Служили вдвоем с отцом Антонием, держа чреду поседмично. Отец Антоний, инок с юности, был неграмотным, а отец Сергий протоиереем с образованием. При этом они с истинно христианской любовью относились друг ко другу по слову: «Союзом любве связуеми, яко братолюбцы» и «друг друга большею честию венчали». Нам было очень приятно: отец Сергий — ученый муж, а так просто держался... Говорил отцу Антонию: — Браточек, я же преклоняюсь пред тобой: ты же с юности Господу Богу служил во святой обители святого града Киева, а я все по миру носился... А тот — в ноги падает: — Да вы же — свет миру, вы же просвещенный, а я — не книжный... Отец Антоний часто повторял: — Отец Сергий по уму — князь, а я — грязь. И так это их общение было поучительно для сестер — лучше всякой книги, всякого поучения. Посмотришь на них, и сердце радуется... А через то, слава Богу, в обители был порядок, настоящее духовное возрождение. Чувствовалась и забота владыки Гурия. Я должна сказать: до появления в епархии владыки Гурия и отца Сергия в богослужебном уставе монастыря были послабления. Придет, бывало, батюшка: «Мне некогда, давайте скорее». А отец Сергий как раз с богослужения начал: служба должна быть уставной, чтобы все было по чину, как он говорил, «с благообразием». Поначалу, как только пришел в монастырь, увидел много неправильного, но некоторое время не решался возвысить голос: человек-то новый. Боялся, не поймут, но мне говорил: — Не могу я молчать, надо все поставить на место. Я говорю ему: — Вы знаете, отец Сергий, Вам поможет Владыка. Вы напишите ему рапорт о всех нестроениях, которые встретились, он даст распоряжение, и все встанет на свои места. У меня сохранился документ, в котором архиепископ Гурий делает замечания о неисправностях в богослужении монастырей епархии на основании рапорта отца Сергия: сокращениях службы, неправильном чтении и пении. Отец Сергий счастлив был, когда владыка Гурий с пониманием отнесся к его предложениям! Говорил: — Так уж хотелось мне что-то поправить! А у страха-то очи велики. Думал: приду к Владыке, а он скажет: «Явился тут порядки наводить!» Таким вот образом отец Сергий заботился о богослужении, ему не все равно было, как служить. Монастырь стал духовно обогащаться. При этом жизнь исправлялась тихо и спокойно. Мы шли на полунощницу, вместе с нами — батюшки (сейчас, увы, не так). Помолятся, совершат проскомидию. Заранее. Синодики почитают. Не борзясь. В монастыре действовали два храма: главный — в честь Тихвинской иконы Богоматери с приделом Святой равноапостольной Марии Магдалины и зимний — во имя святой великомученицы Варвары. Люди приходили — всех принимали, всех вмещали. Монастырь был бесприходным, на требы за ограду не выходили. Священники довольствовались общей трапезой и монастырским жильем, получая скромную плату за свои труды. Отец Сергий всегда, получив зарплату, призывал меня. У него был списочек старушек, которым он помогал, с адресами. И вот он распределял: той — столько-то, этой — столько-то. Всю свою зарплату. Я должна была сходить на почту и отправить деньги в соответствии с этим списком. Таким образом, я являюсь свидетельницей того, что отец Сергий не был сребролюбив, он все свое отдавал нищим. Я ему говорю как-то: — Да Вы бы, отец Сергий, себе хоть сколько-нибудь оставили... — А как раз: что я отдал, — то и мое. Что это Вы меня сбиваете? Нет-нет. «То, что я отдал, это — мое». Теперь так не рассуждают... Через некоторое время отец Сергий попросил матушку игуменью: — У меня на попечении была старушка, теперь она осталась одна, разрешите ее пригласить сюда. Матушка говорит: — Мы будем рады каждому человеку. Когда она приехала в монастырь, отец Сергий называл ее тетей Катей, а потом, уже позже, сам постриг в иночество с именем Августа. Сначала отец Сергий жил в священническом домике, была у него келейка рядом с отцом Антонием. Когда прибыла тетя Катя, поместили их при Варваринском храме. Три комнатки небольших и веранда, из которой был отдельный вход в храм. Отец Сергий был очень доволен, говорил: — Я живу в храме! Внизу, на первом этаже, была у нас больничка для сестер на 20 коек, оттуда было устроено слуховое окно прямо в храм: можно было слушать службу и правило. Больничку обслуживали медики из монастырских сестер: были врач матушка Агапита, медсестра матушка Мартирия. И отец Сергий сразу же по прибытии в монастырь с радостью подключился к этому служению: больных и духовно окормлял, и как врач, и медицинскую, и духовную помощь оказывал. В силу того что отец Сергий был человеком образованным, архиепископ Гурий благословил ему нести кроме монастырских и епархиальные послушания. В 1950-е годы на Украине не было семинарий. И отцу Сергию была поручена подготовка кандидатов для рукоположения, с которыми он занимался по определенной программе. Он также принимал ставленническую исповедь и экзамен для желающих принять сан. С радостью всегда во всем помогал Владыке. К отцу Сергию со своими духовными нуждами обращались верующие со всех сторон, и всех он духовно окормлял и согревал любовью. Было в истории нашей Церкви: безбожные власти злонамеренно пытались устраивать в храмах различного рода провокации. Одно время для таких провокаций к нам в монастырь, куда шел народ к Тихвинской иконе Божией Матери, посылали бесчинных, якобы «для исцелений». Приходили толпами во время богослужения и устраивали крики на все голоса, мешая службе, и никакие уговоры монахинь не могли их остановить. На это по-деловому реагировал отец Сергий. Он смиренно выходил к толпе бесчинников в белом халате поверх подрясника, на голове — колпак, и, как врач-невропатолог, принимал соответствующие меры. Ко всем: — Ну что, больные, будем лечиться? Подойдет к одному: — Что, миленький дружок?.. И какой-то разговор с ними заводит... Потом одних туда поставит, других — сюда. Бесчинных, как правило, оказывалось больше, чем пришедших молиться. Нам: — Вызовите мне «скорую», я их сопровожу в больницу — надо проверить как следует и оказать помощь. Сразу речь у тех начинала прекращаться... И постепенно, по одному, тихонечко — из храма. Когда «скорая» приезжала, и сопровождать уже было некого. Один раз так. Другой, третий. Надоело. Скоро поток в монастырь «на исцеление» прекратился. Были, конечно, и действительно больные, которым отец Сергий оказывал медицинскую помощь и духовную: беседовал с ними, служил молебны, помазывал елеем, давал святую воду. За такое милосердие и любовь к страждущим любили отца Сергия и всегда с благодарностью вспоминали уже и после его отъезда из Днепропетровска. Так он служил, и незаметно, спокойно, мирно прошел год его служения. Владыка Гурий приехал как-то и предложил ему принять монашество. Матушка игуменья при этом была, и я неподалеку стояла. А отец Сергий что-то заколебался, о чем-то напряженно задумался. Игуменья подсказывает: — Надо ж поклониться и сказать: «Благословите». Он упал в ноги: — Благословите... А дальше что-то на ухо Владыке говорит: я стояла в стороне — не слышала... Владыка назначил день пострига. Приехали сестры отца Сергия, близкие — москвичи — поучаствовать в этом событии. А перед этим владыка Гурий говорит мне (я уже была в монашестве): — Мать Евгения, ты поговори с отцом Сергием незаметно так, за чайком. Узнай, какого святого он больше всех почитает. В какие, может быть, дни было у него какое-то благодатное изобилие духовное — может, Господь ему послал когда-то? Может, он кого из старцев почитает? И мне доложишь. Я заговорила с батюшкой. Отец Сергий просто на все отвечал: — Больше всех я почитаю преподобного Сергия, это — мой небесный покровитель, возможность есть и в Лавру поехать поклониться его святым мощам. А всех остальных почитаю равно, они все у Бога великие. А из духовного звания я почитаю да грешным делом завидую — прости меня, Господи! — владыке Мелхиседеку. Я говорю: — А чего ж Вы так завидуете-то? — Ты знаешь, ничему не завидовал в жизни, а тут... Он во время совершения Божественной литургии в храме скончался. Вот владыку Мелхиседека потому почитаю. И вот завидую... Может, это — грех? Я разговор владыке Гурию передала. Владыка внимательно выслушал и говорит: — Знаешь что, ты пойди к отцу Сергию и скажи, пусть он свою старушку тетю Катю попросит позвать: «Отец Мелхиседек!» Прихожу. Отец Сергий очень интересовался всегда как там — в епархии, как Владыка? Ведь он его самым близким отцом был: — Ну, что Владыка говорил? — Вот, — говорю, — отец Сергий... Так и так, я не знаю. Я вот вам передаю... Ну, передала ему просьбу Владыки. Он быстро так: — Тетя Катя! Иди сюда! Ну-ка, говори за мною: «Отец Мел- хиседек!» Повторил ей — раз, два, три. — Ну, теперь сама скажи. — Отец Маркизет! —...Ну что ты, тетя Катя!? Ну, говори: «Мел...» — Мел... — Хи... — Хи... — Се... — Се... — Дек. — Дек. Несколько раз повторили по слогам. — Поняла? — Поняла. — Ну, скажи: «Отец Мелхиседек!». — Отец Маркизет! Сколько ни повторяла, все — «Маркизет»... Ну как мне Владыке-то рассказывать?.. Пришла и стесняюсь сказать. А Владыка не забыл: — Мать Евгения, ты выполнила мое поручение? Говорю: — Да, Владыко, выполнила... — Чего ж молчишь? — Да неудобно говорить как-то... Тетя Катя не назвала, придумала «Маркизета» какого-то... — Вот видишь, все-все надо учитывать в жизни. Это для меня — фактор. Готовились к постригу. Приехали родственники, друзья, а Владыку вдруг срочно вызвали в Москву, постриг не состоялся. Отец Сергий только сказал: — Воля Божия. Все разъехались. Отец Сергий продолжал трудиться в обители, а в декабре 1958 года тяжело заболел. Какое у него заболевание было, я не знаю. Врачи собрались: и монастырский (мать Агапита), и врач владыки Гурия мать Евфросиния (Вендланд), и специалистов вызвали каких-то. Целый консилиум составился. Советовались. Сообщают: — Положение безнадежное, надо «скорую» вызывать, оперировать. Отец Сергий услышал и говорит: — Нет, не буду оперироваться. Как Бог даст. Потом они ушли, а он заплакал, говорит мне: — Я только об одном скорблю: время исхода близко, а Господь не удостоил меня монашества. Это за то, что я сразу тогда не решился. Как я явлюсь пред Господом Богом? Мне и владыка Афанасий письмо прислал... Подал мне, я прочла. Владыка там писал: «Опасаюсь, что с принятием монашества тебя представят как кандидата во епископы, а это для тебя будет трудно». Разве это не прозорливость?! Я прочла письмо и спрашиваю: — Отец Сергий, что же Вы еще к владыке Афанасию обращались? Ведь правящий архиерей благословил; по-нашему, это вроде даже и неудобно как-то... А он отвечает мне: — А я спросил разрешения тогда, — это когда он на ухо владыке Гурию что-то говорил, — ведь владыка Афанасий меня, врача, привел в служители Церкви Христовой, он меня рукополагал во иерея... Я так посмотрела... А он продолжил: — И сказал, что служить я в Москве не буду. Моя миссия в том, что меня как врача вызовут, а я, оказав необходимую врачебную помощь, если надо будет, смогу напутствовать человека в иную жизнь. «Вот тебе от Патриарха поручи (вязанные очень искусно) и вот епитрахиль. А когда придется служить, твой медицинский халат будет за фелонь. Нарукавники — за поручи. Поясочком так вот обвяжешься — будет епитрахиль». Я так и служил и приобщал всегда, когда меня вызывали те, кто знал... Я Вам должна сказать, что когда отца Сергия назначили в монастырь, мне небезразлична была его судьба, а я, будучи делопроизводителем в епархии, имела доступ к послужным спискам. И я смотрела его дело, там ничего об этом не было сказано. По-видимому, тогда это нельзя было открыть. Отец Сергий говорил мне, что Святейший Патриарх Тихон приглашал его к себе на беседу, но рукополагал не сам, а поручил это владыке Афанасию. Сергей Алексеевич работал врачом-невропатологом в Москве и ходил на Маросейку. И как- то о нем стало известно Патриарху. Приехал он в Патриархию. Святейший вызвал его и говорит: — Тут врач, я врача вызывал. А кто-то спрашивает его: — Ваше Святейшество, Вам плохо? А Патриарх: — Ну да, врача вызывают, когда плохо... Или врачу, или больному. Отец Сергий говорил: «Так мне и запомнилось, что бывает и врачу плохо. А мне и правда не по себе было, думал все: «Что такое случилось, почему вызвали?!» Принял меня Святейший, говорил очень просто: — Голубчик, ты знаешь, какая в Церкви история плачевная. Ряды священнослужителей опустошаются. Я молился, и Господь положил мне на сердце, чтобы ты был священно служителем, не оставляя своей медицинской службы. Помоги Церкви. Я поклонился, говорю: — Я же не готов. Вы видите, я своим делом врачебным занимаюсь... — Ничего-ничего, вера твоя приведет и других к вере. Там был и владыка Афанасий. Святейший ему поручил: — Рукоположи его. Но в личном деле ничего этого не было... Когда? Вроде он говорил, что Патриарх два года еще был жив... Я владыке Гурию говорю: — Владыко, так скорбит отец Сергий, что не удостоился пострига... Говорит: потому что сразу не решился, раздумывал. Говорит, что даже смерти не боится, а только ответа пред Богом. Владыка, взяв с собой своего келейника и секретаря, отца Михея (впоследствии архиепископа Ярославского и Ростовского), приехал в монастырь. Это было начало января 1959 года. В Варваринском зимнем храме, где жил отец Сергий, архиепископ Гурий совершил его постриг. Подводил его, больного, к постригу и поддерживал отец Михей, а на вопросы отец Сергий отвечал сам и обеты давал громко, ясно и так мягко, молитвенно, что присутствовавшие плакали. В постриге Владыка назвал его Стефаном в честь преподобного Стефана Махрищского. Поскольку это было зимой, богослужение совершалось в Варваринском храме. Пять дней после пострига отец Антоний служил, отец Стефан присутствовал в алтаре и каждый день причащался, и Господь восставил его от болезни — к удивлению врачей. Он стал служить, как и прежде. Потом уже владыка Гурий говорил отцу Стефану: — Ты хотел быть Мелхиседеком... Он в ответ: — Владыка, я не понял тогда, это я так, в разговоре... — Но вот видишь, нет воли Божией... Архиерею все надо знать. Вот как тебе придется решения важные принимать, ты тоже все вокруг разузнавай, взвешивай, прежде чем сделать выбор. А преподобный Стефан с преподобным Сергием духовно был очень близок... Поскольку отец Сергий был протоиереем, то при постриге в монашество у него оказался сан, равный игуменству. И владыка Гурий представил его Святейшему Патриарху Алексию I как кандидата на архимандритство. Святейший благословил, и в пасхальные дни 1959 года у нас в монастыре владыка Гурий возвел иеромонаха Стефана в сан архимандрита. Так что в последнее время он у нас в монастыре архимандритом был. Ко дню святителя Николая 22 мая 1959 года владыку Гурия в сане митрополита назначили быть Минским и Белорусским. Он отбыл на свое послушание. Провожали его со слезами: Владыка душу полагал в епархии, старался духовную жизнь держать на высоте. Простые люди, священнослужители, монашествующие — любящая паства Владыки — это понимали и буквально оплакивали его уход. Близкие владыки Гурия — я-то все больше суетилась с чаем и другими Марфиными делами была занята — заметили, что при выходе из архиерейского дома скорбный Владыка вошел в алтарь своего Крестового домового храма, приложился к престолу и потушил мерцавшую на семисвечнике лампаду. Это тогда же сочли знаком, что с уходом Владыки нас ожидает духовная тьма. Преемником архиепископа Гурия на кафедре стал епископ Иоасаф (Лелюхин), из местных, днепропетровских. Люди его знали. Господь нам судья, но всем было известно, что он в прошлом — из обновленцев. Священство он принимал от обновленческого епископа Иоанникия. Когда в 1924 году закрывали монастырь при Иоанникии, приехали с ним власть предержащие и говорили: — Кто признает владыку Иоанникия, становитесь по правую сторону. Кто нет — туда. А матушка игуменья Геннадия тогда у нас была — как бы и простая, но вера-то сильная была у старших людей, — спрашивает: — Причина какая? Почему нам его признавать или не признавать? Вы нас наводите на смущение. — Кто не признает владыку Иоанникия, тот — черносотенец-тихоновец. Тогда матушка сказала: — Сестры, мы — православные. Все претерпим. Становитесь сюда. И сама встала. Ее забрали, в «черном вороне» увезли. А сколько-то сестер, знаете, по малодушию, осталось. Они им говорят: — Вот — ваши святыни, вот — иконы. Будете молиться так, как молились. То, что делает игуменья, — от неразумия. Ну а большинство выселили тогда. Это было в 1924 году. Святейший Патриарх Тихон узнал об этом, и матушке игуменье был вручен крест с украшениями за стойкость в православной вере. Ее увезли тогда, а потом выпустили, но в Днепропетровске жить не разрешили. Она же открывала монастырь в 1942-м году. И икону Тихвинскую сохраняла при помощи добрых людей. Этот-то Иоанникий Лелюхина и рукополагал. Я его (Иоанникия) покаяния не знаю. Потом он был где-то в Сибири, возможно, и покаялся... Затем пришли немцы. Это уже было при мне: я в 1942 году в монастырь пришла. Тогда были самосвяты, Геннадий такой был, он Лелюхина перерукополагал. При владыке Димитрии (Магане), это уже в 1943 году, Лелюхин принес покаяние. И его владыка Димитрий рукоположил уже в третий раз. Это все было на наших глазах. Потом — архиепископ Андрей. Строгий был Владыка, исповедник Христов, за веру сидел, был в ссылках. Он относился к обновленчеству очень строго. Говорил: — Священнослужитель, уклонившийся в обновленчество, после покаяния должен быть мирянином, а Бог всех нас рассудит: за искреннее покаяние Господь помилует его, но в сущем сане отступника ни в коем случае не принимать. До 1955 года был владыка Андрей, и Лелюхин глаза не показывал: где-то на задворках был в Днепропетровске. А потом, как говорят, «пробился в люди». Владыка Симон на епархии был временно и недолго, ему дали секретаря — Лелюхина, оставался он секретарем и при владыке Гурии... В конце концов Лелюхин стал митрополитом Киевским, там скончался и похоронен. Такова печальная история Церкви Христовой... Господь всех нас рассудит, однако, когда такое бывает, столько в людях смуты сеется... Днепропетровцы знали своего нового архиерея и поэтому не радовались его назначению. Подходили без конца к отцу Стефану, спрашивали. Он, конечно, всю тягостность этой ситуации понимал. Как-то говорит мне: — Знаешь, мать Евгения, я человек не суеверный и на всякие там обстоятельства не обращаю внимания: все по воле Божией совершается в жизни. Однако, когда жил я в родительском доме, как в раю был, никаких невзгод не знал. А как встал на свои собственные ноги, замечаю, что перемены у меня идут через два года: то по службе перемещения — через два года, когда меня рукоположили и я стал совмещать служение священническое с врачебным, через два года меня арестовали. В лагерях тоже изменения происходили через два года. Я не знаю, что это такое: был в Средней Азии, и там перемещения через два года шли. И вот я говорю: — Да везде. Ездила в Ленинград, там не приняли меня. В Минске без прописки живу. Когда и в Кривой Рог съезжу. Теперь вот сюда приехала. (А я у владыки Гурия жила на птичьих правах: придут проверять, я уйду). Он: — Иди ко мне, я через пару недель буду Киевским... Оттуда ему, значит, сулили... А я про себя подумала: „Вот ведь, думает... Ни семинарии, ни академии — он будет митрополитом Киевским... Ну какое понятие у человека?!..” (А что у меня его — разумения-то — не было, то я в тот момент не думала)... — А потом, — говорит, — еще буду в Москве Патриархом... Я молчу. Он продолжает: — В Киеве в монастыре будешь. Ты же любишь монастырь. Захочешь, будешь у меня, нет, в монастырь определю... Я говорю: — Нет, Владыка, я не останусь, я своей души Вам не поверю. И знайте, что так относятся к Вам и многие днепропетровцы... Выслушал. — Ну, спотыкайся, коли так... Это от тебя зависит. Значит, ему сулили большее, и он это знал. И Патриарх ведь не мог приостановить такое бесчиние!.. При помощи гражданской власти он на место экзарха Иоанна встал. Все ужаснулись тогда: „Боже, что же делается!? ” Но не долго был он в Киеве — умер быстро, а молодой был...» я в смущении: как раз два года, как я в монастыре служу. Как-то мне не по себе, и никого рядом нет, так я хоть тебе скажу. Я ему: — Отец Стефан, то ж вы были Сергием, а сейчас с принятием монашества у вас все переменилось... Стараюсь таким образом рассеять его эти мрачные мысли. Он: — Ну дай Бог, чтоб так и было, но душа моя скорбит... Пришло 5 августа — день Почаевской иконы Богоматери. Пришли в церковь, как обычно. Была чреда отца Стефана. Он совершал проскомидию, отец Антоний читал синодики, мы — правило. Вдруг в храме появляются представители преосвященного владыки Иоасафа: его секретарь протоиерей Константин Стаховский, протодьякон Иаков и благочинный протоиерей Алексий Жбанчиков (тоже — из обновленцев, да к тому же и двоеженец). Прошли в алтарь и приказали отцу Стефану приостановить проскомидию. Он говорит: — Уже — на середине, как остановить?.. Разрешите литургию окончить... — Нет. Матушка игуменья пришла, стала просить: — Позвольте отцу Антонию служить... Думала, что отец Стефан чем-то им не угодил, провинился. Нет, нам велено закрыть двери храма на замок. А старшему священнику, игуменье и делопроизводительнице — явиться в исполком. Монастырь закрывается. Люди были в храме. Всех попросили выйти. И сестер тоже. Отец Стефан, — не знаю, в каком месте (он Патриарху потом говорил), — приостановил проскомидию, взял Святую Чашу и, прижав ее к груди, пошел в свою келью. Идет, а слезы градом льются. Тут же в машине рядом с храмом сидел уполномоченный с еще каким-то представителем гражданской власти. Неожиданно уполномоченный выходит из машины и — к отцу Стефану. За плечо его аккуратно так остановил... Я думаю: «Боже, что-то будет?!» И сестры, видно, тоже испугались, окружили нас. А уполномоченный (так-то обычно обращался по имени-отчеству: «Сергей Алексеевич») вдруг говорит: — Отец Стефан, не горюйте так, все еще будет хорошо, все еще устроится... Нам тут уже как-то совсем не по себе стало, думаем: «Господи, человек — чуждый всего и понимает, какая горечь»... Отец Стефан зашел в келью, оставил Чашу. Секретарь нам: — Скорее, в облисполком! Сели в машину. Отец Стефан — секретарю: — Вы нам скажите, чего вы нас везете-то, а то ж мы придем — и ничего не знаем... — А я сам ничего не знаю, вам там все скажут. Отец Стефан говорит: — Как мы можем без благословения архиерея ехать к гражданским властям? Я — монах. Вы отвезите нас сначала к Владыке, мы возьмем благословение, а потом — в исполком. Машина повернула к архиерею. А сестры, как стояли, в монашеском — бегом к облисполкому. Успели уже добраться туда, пока мы к архиерею заезжали. Епископ Иоасаф нас не принял, выслал человека, тот нам: — Скорее езжайте в исполком, там вас ждут и все скажут. Поехали. Приходим, как «черное воронье». А нас было ровно сто человек, когда монастырь закрывали. В исполкоме ужаснулись и накинулись на сопровождавших нас: — Чего вы их привели?! Почему на месте им сами распоряжение не прочитали, не подготовили людей?! Что мы, должны за вас все делать?! Тогда секретарь епископа Иоасафа вынул из своей папки и прочел нам распоряжение: — «Возлюбленные отцы и сестры, сообщаю вам: по благословению Святейшего Патриарха Алексия на Украине закрыва ются пять монастырей, в том числе — Тихвинский в Днепропетровске. Престарелых и больных монахинь — поместить в инвалидные дома за городом. Остальным — оставить пределы Днепропетровской епархии. Устраиваться при храмах запрещено. С любовию, епископ Иоасаф». Дословно помню, до последнего слова... Сестры начали просить дать нам хоть три дня отсрочки — помолиться, причаститься, собраться. — Нет. Ваши должны были вас подготовить заранее. А сейчас уже на вокзале в вагонах дети сидят дожидаются: мы их должны разместить в монастырских корпусах. Скорее отправляйтесь в монастырь, все необходимые службы уже там, вас ждут. Приезжаем. Возле монастыря — машины грузовые. Много. В трапезной — представители милиции, паспортного стола. Попросили документы. У нас тогда все организованно было: все документы хранились в сейфе. Вынули. Отдали. Сразу всем отметки проставили о выписке. Опросили всех: — Куда едешь? Выдали билеты за счет средств, которые в монастыре же и взяли... Вспомнилось, как еще в начале 1959 года к нам пришли и сообщили, что все постройки на территории монастыря надо зарегистрировать, чтобы был, как сказали, «муниципализированный фонд». Матушка игумения спрашивает: — А что это дает? — А это означает, что никто уже никогда не будет иметь права вас их лишить. Знаете, сколько мы потратили средств на это... Зарегистрировали. Справку составили. И никто не посчитался с регистрацией этой. ...Вещи мы свои кое-как собрали. Август месяц, огороды все оставить пришлось. Своими руками, что смогли, в дорогу надергали... Всех сестер машинами на вокзал отвезли. С вокзала уже уезжали кто куда. Я еще задерживалась ненадолго: паспорта выдавала. В основном к вечеру управились и прямо в монастырской трапезной уселись отмечать «историческое событие» — закрытие монастыря. И от епархии представители были — «почтенные», так сказать, протоиереи... Отцу Стефану предложили от имени епископа Иоасафа остаться в Днепропетровске: — Отец Стефан, оставайтесь. Вам место найдется. Отец Стефан спокойно так ответил: — Я в этой обители принял монашество, приятное мне. Не понесу ли и скорбь вместе с нею? Чашу гонения я должен испить вместе с сестрами. Вынул свой паспорт и положил для выписки, свой и тети Катин. Указ отдал епархиальному секретарю, регистрацию — уполномоченному, раскланялся и вышел из монастыря. Когда у кого поезд был, тогда каждый и уехал по месту назначения. Так и архимандрит Стефан отбыл из Днепропетровска в Москву. Мне ехать было некуда. Сестра, с которой мы вместе постриг принимали, врач Агапита, предложила мне поехать с нею: в ее родительский дом в Красное Село Ленинградской области. Мне было все равно, я согласилась. Билеты нам выдали. Однако на подъезде к дому нас уже ожидали блюстители порядка. Потребовали документы и предложили мне в 24 часа освободить Красное Село: она, мол, здешняя уроженка, а ты — кто? Никакого отношения не имеешь... Так что я — с поезда на поезд. Думаю: куда же направиться? И решила поехать в Минск взять благословение у владыки Гурия, куда мне направить стопы. Владыка выслушал со слезами и предложил: — Оставайся здесь у меня. При храме Крестовом будешь трудиться и в епархиальном доме. Так я целый год до перевода владыки Гурия была в Минске. Я это рассказываю потому, что через небольшое время в Минск приехал и отец архимандрит Стефан, и мне пришлось снова быть вместе с ним у владыки Гурия. Крестовый храм митрополита Минского и Белорусского был устроен особо. Так, обычно Крестовые храмы бывают в доме. Там прислуживающие могут помолиться. А в Минске храм стоял отдельно по улице Советской, и двери его выходили прямо на улицу. Вторые двери вели во двор, через них обычно митрополит заходил, прислуга. И храм был, как бы сказать, приходским. Но не было ни старосты, ни приходского совета, а ведал всем сам митрополит. Были два священнослужителя и диакон. Хорик был, как в городе. Наверное —- я так думаю, — уполномоченные имели какую-то определенную выгоду, поэтому не закрывали двери этого Крестового храма с улицы. В Минске тогда было два приходских храма. Владыка Гурий говорил: — По сути, что это за Крестовый храм? Он должен быть закрытого типа. Но так было с этим храмом до владыки Гурия, так осталось и при нем. Ко времени приезда отца Стефана один из двух священников, Николай Смирнов, ушел, и на его место Владыка назначил нового отца архимандрита. Шел период народоправленческий. Тогда в храмах к делу зачастую ставили людей нецерковных. Права их были фактически неограниченными. Этого не выкинуть из истории. И эти «церковники» названные — старшие (известные были люди) — сами-то ничего «такого» не делали. Они просто подговаривали некоторых священнослужителей, бедных, храм закрывать изнутри, чтобы Владыка не смог войти, и людей бесчинных, стоявших на паперти. И вот Владыка из своего дома идет (по дворику пройти несколько шагов), на паперть поднимается. Читает вслух: «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...» — а двери не открыть. Еще подергает — не открыть. А тут эти самые «церковники»: — Чего пришел, тебя никто не звал! Убирайся назад! А то и толкать начнут. Владыка перекрестится, спустится со ступенек (это сейчас сказать-то только можно...), придет обратно в дом... Я как-то в доме была, когда Владыка так вернулся. Преклонил колени и горько заплакал: «Господи, Господи! Как я предстану пред Тобою! Вот моя паства. Я не в силах ее научить. Прости им, не ведят, что творят!» Долго так молился. Я испугалась, врача пригласила: думала, может, приступ с Владыкой. Эта чаша не миновала и архимандрита Стефана. Когда Владыка его назначил священнослужителем Крестовой церкви (одно место было свободно), регистрацию дали, а прописать — не прописали. Так он без прописки и жил в Минске в доме владыки Гурия, и я там же жила. Бывало, приходит служить, а бесчинные — за полы одежды, за рясу тащат из храма по ступенькам... Верующие вступались за своих пастырей. Часто бывали конфликты. Работала в храме тогда одна минчанка из бывших партизан, Мария Климентьевна Дехтярь (сейчас она в схиме Мелания), ей легче было, она «приемчики» всякие знала и могла защищать от этих бесчинных мужчин и Владыку, и отца архимандрита: — Как вам не стыдно!? К ней уж и люди примыкали... И так, в церкви — абы что... А враг радовался... Такое было время... Я должна сказать, что это, увы, повсеместно было. И в Калуге было так же. Правда, в Калуге больше тайком... Там, владыка Стефан говорил, старостой была некая женщина — она, бессовестная, его... щипала!.. Еще перед тем, как в Крестовом храме был этот бунт, провокация, когда Владыку в храм не пускали, посетил митрополита Гурия его собрат архиепископ Ермоген (Голубев), праведник. Было это Рождественскими днями 1960 года, до Крещения. Мне посчастливилось послужить высокому гостю. А отца Стефана владыка Ермоген знал по Средней Азии: по Ташкенту, Самарканду. Уехал он, а через некоторое время, где-то в марте уже, вызывают отца Стефана в Москву. Он едет и говорит: — О, Боже мой, что случилось? Наверное, меня лишат регистрации. Я так боюсь за Вас, Владыко, чтобы Вам не попало за то, что приютили здесь меня, может, там раскопали чего... А владыка Гурий: — Да нет, ничего, воля Божия, езжай. Поехал он, а вскорости возвращается: — Владыка... — А сам не может продолжать — Святейший предложил мне стать епископом. Я же не готов, я же неспособный. Владыка Гурий говорит: — Ну, надо волю Божию воспринимать. Слава Богу, что сейчас так смотрят, а то ж ведь, бывает, выбиваются и карьеристы, и предлагают Патриарху таких рукополагать. Искать этого не надо. Ты и не добивался. Воля Божия — надо склониться перед ней. Как-то собрали его: ничего ведь у него не было. Я помню, что мы с еще одной схимницей помогали. Облачение срочно пришлось перешивать и чистить. Владыка Гурий пожаловал отцу Стефану панагию и митру. А мне сказал: <...> — У меня-то мантии нет, чтобы дать ему. Свою-то я отдал... У митрополитов ведь — голубая. А пойти купить не так-то и просто было... <...> Где-то в загашниках все же нашли отцу Стефану какую- то мантию, старую. Починили, постирали, так и поехал, как только вызвали его. Участвовали в хиротонии — владыка Гурий говорил — Патриарх, митрополит Николай (Ярушевич), митрополит Кировоградский Нестор, владыка Ермоген, сам владыка Гурий и епископ Дмитровский Пимен, будущий Патриарх. Хиротония состоялась на Благовещение. Так отец Стефан стал архиереем. Жил он в Ризоположенском храме на Донской улице, там комнатка у него была. Она же являлась и храмовой ризницей. Обслуживала Владыку тетя Катя. Нормальных условий для того, чтобы приготовить пищу, не было. Тогда московские архиереи так вот проживали. Стесненно. Может быть, не все... Вначале владыка Стефан был делопроизводителем митрополита Николая (Ярушевича), принимал людей в его резиденции в Новодевичьем монастыре. Он очень почитал митрополита Николая. И рассказывал: «Когда вместо митрополита Николая назначили владыку Питирима, для меня это, конечно, было скорбно. Я понимал, что один другого не заменит...» <...> Помню, владыка Стефан говорил, что митрополиты Николай и Питирим не равные между собою иерархи и что он не сможет теперь вести дело. Что все специально пущено на развал. Так он рассказывал, делился своими скорбями. Но вскоре епископ Стефан заболел, и его отправили за штат... Тем временем в Минске все шло по-прежнему. 1960 год, сентябрь. От всех этих бесчиний такая скорбь была...И в этой скорби многие обращались к старице Валентине, была там такая старица. Многие ездили к этой матушке. Она была лежачая, парализованная. Но речь и умственные способности были при ней. И вот приезжают побывавшие у нее люди и говорят: — Матушка людей усовещивала, передавала: «Что вы так обращаетесь со своим архипастырем?! Знайте, если уберут его, то в Минске на том месте камня на камне не останется!» И по другим поводам приходилось слышать о ней, люди приходили и рассказывали: в личной жизни она многим помогала. Я, находясь в доме при Крестовом храме, пекла для храма просфорочки. И те, кто ехал к ней, приходили и просили: — Матушка Евгения, дайте просфорочек, мы к матушке едем. Я говорю: — Так служба уже кончилась. Не осталось там, наверное, пойдите в церкви спросите. — Да нет, нам таких: только испеченных, невынутых. Я сыплю им, и они: — Как хорошо, матушке передадим. Все приезжают и рассказывают... Тогда владыка Гурий заинтересовался: — Что это за старица такая в пределах моей епархии, матушкой все ее называют? Надо бы узнать. Но сам-то я не могу поехать. Я, Евгения, отъеду по делам, а ты попроси кого-нибудь, кто вхож к ней, и съезди туда. Только хорошо присмотрись, на все в ее поведении обрати внимание, на все ее действия. Если это убогий человек, то надо ей помочь. А бывает, что и от своей воли творят. А люди таких-то как раз больше понимают, чем истинных. Надо разобраться. Сентябрь месяц был. Был у владыки Гурия иподьякон Алексей (сейчас уже игумен Антоний), он ездил к ней. Я и обратилась к нему: — Алексей, вы, может быть, будете ехать к матушке? Пока Владыки дома нет, и я поехала бы. — Давайте поедем. Вы напеките свеженьких просфорок. Да, может быть, есть у вас варенье вишневое, она так его любит... — Хорошо. Испекла я просфор, поутру поехали. Приезжаем электричкой (возле Минска, километров, наверное, 45), шли сколько-то, теперь уж места не помню. Дверь открыта. Заходим. Он, как вошел, говорит: — Матушка, благослови, минчане приехали. — Проходите, проходите. Вот хорошо, а я еще не помолилась. Я подхожу, кланяюсь, а она — возглас священнический: — Благословен Бог наш... И мне: — Читай третий час. Я читаю, оглядываюсь на книжку, нигде ее нету. Читаю наизусть. Кончила. — Читай шестой. Продолжаю читать. Дальше слышу: — Давай пять просфор, вино. У меня тут мысль: Владыка сказал, надо ко всему присматриваться, прислушиваться... я вперед прохожу поближе, чтобы видеть. У нее — досочка и какой-то черепок в виде Чаши, про- сфорочки ставит и что-то смешивает, мне не видно... — Водичку давай. Что же такое, — думаю, — проскомидию она, что ли, совершает? Она: — Читай девятый час. Я насторожилась, а когда туда стала смотреть, начала сбиваться — и туда и сюда никак не могу. И стыдно... Она говорит: — Ну-ка, остановись. Надо одно дело делать, а ты — сюда, туда... Богу читай! Я все равно не могу успокоиться: мне ж надо доложить Владыке... с трудом кончила. Она: — Ну, антифоны давай петь. Алексей запел, а она мне: — Пой, чего ты молчишь? Поем. Пропели «Во Царствии Твоем...» Она мне: — Апостол читай. Я, — книги нету, — не помню, какой сегодня день: хоть бы дневной почитать, а я не помню, какой. Ну я, прости меня, Господи, на постриг монашеский прочитала. А она: — Заупокойное прочитай. А я не помню, какой день: на каждый день — разный. Прочитала К Солунянам. А она Евангелие прочитала. Я не помню, что она первым прочитала, а второе — заупокойное. Ектению говорит, как священник, и записки нам передает: — Это все мне передают записочки, их всех надо помянуть — и о здравии и за упокой. А сама ектении говорит, и с возгласами. Дошли уже до Херувимской. Я так... замолчала, присмотрелась, страшно стало... «Верую» пропели... Алексий поет себе... Я подхожу поближе к двери: не дай Бог, начнет Евхаристический канон, надо выйти, это же уже — неизвестно что... Взялась уже за дверь, чтобы мне открыть... А она: — Мать Евгения! Вот это я так молюсь, а в храме прелагаются Святые Дары. Я же 40 лет без причастия лежу! Придут и уйдут! Коль тебя прислал Владыка митрополит, попроси его, чтобы меня понапутствовать и причастить пришли — уже время мое приближается!.. Достойно есть... Начали петь «Достойно есть». — Читай акафист Спасителю. Они с Алексеем поют припевы, голос у нее такой приятный... Думаю: «Не дай Бог, попросит Благовещению акафист читать, а я наизусть не знаю! Стыдно!» А она сама давай читать. Меня сменила — наизусть, а мы припеваем. Кончили. Она: — Ну, вы уже устали, подкрепиться надо, давай чашки. И накладывает нам в чашки ложкой мятые просфоры эти, залитые вареньем с водой: — Кушайте во славу Божию. А я как соблазнялась... Потом говорит: — Спрашивай, что тебе надо? Я стою, ничего не могу вспомнить. — Ну, что молчишь? —...Помолитесь, — говорю, — за Владыку митрополита Гурия. — А, ну я его знаю, ему путь предстоит в родные края. Я ему приготовила передачку. Алексий, достань вон там ящик, приоткрой. Алексей тянет его, приоткрыл... А там — сухари из ржаного хлеба, из-за давности уже паутиной моли опутанные. — Это на дорожку ему и для подкрепления. Вручите. Я стою себе и думаю: «Ничего себе, такой ящик с собой тянуть так далеко до поезда. Сухарь один возьмем и скажем, что давала ящик». Она Алексею: — Ты возьми веревочку, перевяжи хорошо, а то вот она один сухарь возьмет и скажет, что я ящик давала. А это — не то. Тут у меня вообще ноги подкосились. Стою и думаю: «Кто она такая? Может, праведница, а мы и не знали?» — Кто она такая, я тебе скажу: я — дочь священника. В Западной Белоруссии теснение польское было великое. Отец мой — православный. Его принуждали в унию, он отказывался и других удерживал. Мать скончалась, а меня парализовало: ноги отнялись, вот я и лежу так. Слава Богу, Господь не оставляет, добрые люди не оставляют... Вот кто я такая. Страшно мне стало. Она: — Я еще раз прошу, чтобы Владыка прислал меня понапут- ствовать, а то сколько же мне... Каждый день ведь грешишь, так как же с этим грузом явишься?.. Ну, спрашивай, что тебе еще надо? —...Помолитесь еще за владыку Иоанна (Вендланда). — А где он? Я что-то его не знаю, откуда он? — А он сейчас в Германии. — А чего он — там? Я говорю: — Утверждает там Православие. — Кто его туда посылал? — Матушка, да послал же Патриарх. Он там служит, ему трудно там, на чужбине. — Не мог Патриарх послать православного архиерея к еретикам-католикам. Католики — еретики. Он их не исправит, а сам веру ослабит. Вот так скажи ему. Я говорю: — Матушка, да кому ж мне сказать, Патриарху, что ли? — Да нет, самому Иоанну. Я передала потом эти ее слова владыке Иоанну. Действительно, от матушки Валентины не утаилось, — он первое время был такой уверенный, что экуменизм дело хорошее. Позже уже владыка Стефан его разуверил, сумел убедить его, что это не так. Но я думаю, все это сложилось и по молитвам матушки Валентины. Когда я ему передала слова матушки, он ответил: — Да это все чепуха, нет между нами перегородки до неба, это мы сами ее искусственно создаем... Владыка Гурий тоже отрицательно относился к этой деятельности владыки Иоанна, уговаривал его, объяснял. Когда же владыка Иоанн изменил свои взгляды, сокрушался: — А я-то верил... <...> ...А матушка Валентина вновь спрашивает, что мне нужно. Я говорю: — Помолитесь за владыку Стефана (Никитина). Она услышала, просияла вся и на радостях громко так стала говорить и еще руками жестикулировать: — Я его хорошо знаю, он любимец Божией Матери. Я ему поясочек связала (а она просила, чтобы ей ниточки передавали: руки-то у нее действовали, вот она поясочки и вязала): — Вот ему поясочек передашь. А ты, Алексей, вон там... Я припасла снимочек, подай его сюда, — и на угол святой показывает. Он давай ей по очереди все иконочки снимать и приносить, а она: — Нет, не то. Где ж он? Отодвинь столик, может, туда завалился? Отодвинул, там на полу — какая-то рамочка под стеклом. Несет. — Да-да, он и есть. Взяла и подает мне: — Вот это тоже передашь владыке Стефану. Снимок настолько пыльный, засиженный мухами, что и не видно, что на нем. — А еще у меня тут нитки. Я, когда вяжу, у меня остаются кончики, я сюда их все в клубочек... Уж так они там скомкались, для работы мне не годятся, ничего нельзя вытянуть... Попробуй-ка ты. Мы с Алексеем пробовали, ни одной нитки не вытянули. — Это тоже владыке Стефану дашь, скажешь: «Это все — дела». Но пусть не скорбит: время — от Рождества до Пасхи. Только поскорее сама вручи! Я говорю: — Так ведь владыка Стефан в Москве, а я — на послушании у владыки Гурия, я ж не смею поехать... Может, когда будет случай какой, передам... — Нет-нет, сама вручи!.. Тебе ничего уже не надо, на вот тебе иконочку. Иконка Крестителя Господня Иоанна. Благословила меня ею: — На Украину езжай — туда, откуда в монастырь пошла. С Богом. Скорей-скорей идите, вас там ожидают. Алексей: — Да никто нас, вроде, не ждет-то: у меня никого дома нет, а Владыка в отъезде, так что можно не спешить... — Скорей, скорей — вас ожидают! Взяли мы ящик с сухарями этими и понеслись. Приезжаем, во дворе владыка Гурий сидит ждет: я закрыла дом и ключ с собою взяла. Рассказали мы с Алексием о своем посещении старицы. Владыка выслушал, вызвал игумена Михея и говорит: — Езжай, браток, посмотри. Раз просит человек покаяние принять, причастить, отказывать нельзя. Разузнай поподробнее. Есть у тебя ряска? Если понадобится, облеки ее в рясофор. Отец Михей сразу же собрался и поехал. И в тот же день постриг ее в рясофор. Вскорости она скончалась, но я уже к тому времени уехала из Минска. Передала я Владыке сухари, рассказала и про снимок с клубком для владыки Стефана. Вдруг ночью — звонок. Телеграмма: владыка Стефан просит владыку Гурия, чтобы тот отпустил меня к нему на один день. Владыка мне: — Ну вот, кстати и передашь, забирай. Я собрала все и — на самолет. Приезжаю к владыке Стефану. Он говорит: — Я вот тебе билет взял обратный, у меня такое к тебе дело: владыку Гурия переводят в Ленинград. Перевод этот по видимости — почтительный: вроде бы повышение, а на самом деле — как в золотую клетку. И передать дела не будет возможности: по получении телеграммы надо сразу выезжать. Может, там в Минске у Владыки что-то не в порядке, так передай, пусть он срочно наводит порядок в бумагах, чтобы не было потом нареканий. Вот билет, поезжай назад. Говорю: — Вот это я Вам привезла... От матушки, — рассказываю, — вот поясочек. Владыка Стефан взял, подвязался. — Еще — какой-то снимок... Подаю, гляжу, а от пыли так и не вытерла. Очистили вместе. На снимке — некий домик. Дверь приоткрыта. Оттуда выходит митрополит Николай (Ярушевич), а рядом стоит, как будто собираясь войти, митрополит Питирим, бывший Минский. Владыка взглянул и воскликнул: — Это в наши-то дни люди праведные живут! Уже все это совершилось! А это — что? — Это тоже Вам от матушки моток ниток. Велела передать и сказать, что это все — дела. Говорит, времени — от Рождества до Пасхи и чтобы Вы не скорбели, все временно. Владыка встал на колени, помянул ее, инокиню Валентину. Я улетела обратно в Минск. Кстати, Крестовой церкви той в Минске-то, как матушка Валентина и предсказывала, вовсе нет теперь. Камня на камне не осталось: ни храма, ни дома. Костел красный, что за Крестовой церковью был, так и стоит. А храма нет... Когда владыка Стефан заболел, он, заботясь о тете Кате, просил меня: — Мать Евгения, по моей кончине возьми тетю Катю к себе, чтобы она нигде не слонялась. Потом, помолчав, говорит: — Где я буду? Места нет у меня. Может, я приеду к вам в Кривой Рог... — Владыко, я поговорю с властями. Есть там добрые люди. Спрошу, смогут ли Вас там прописать. Он говорит: — Меня же нигде в городах не пропишут, какой я архиерей... А я работала в больнице. Спросила там. Они мне: — А нам — какое дело? Старичка пропишем. Я ему передала, а он: — Ну и слава Богу, приеду тогда в Кривой Рог. А тогда близок к нему был такой отец Георгий Кондратьев (потеряла я с ним, к сожалению, связь). Он в Московской епархии служил и Владыке очень близок был в то время. Так он ему сказал: — Владыка, ну что Вам в Кривой Рог ехать? Это ж — шахтерский город: воздух-то там какой?.. Мы Вам в Малоярославце найдем место. Там хибарочку какую-нибудь купить можно. Это близко от Оптиной, место святое. И из Москвы приехать просто. Действительно, правильно рассуждал. А Владыка: — А ты, Евгения, приедешь
|