Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Из опытавеликих
Г.А. Цукерман предлагает начать формирование сотрудничества с работы в паре, изначально эти упражнения могут быть довольно простыми, а затем возможно предлагать более сложные задания. Например: договоритесь и раскрасьте варежки для Машеньки. Они должны быть одинаковы.Создайте узор из красок зелёного и красного цвета, раскрасьте. Варежки должны быть одинаковы.Договоритесь и раскрасьте части пирамиды. Наклейте на шаблон.Раскрась левую картинку в своей тетради, а твой товарищ пусть раскрасит правую. Мила Новик, руководитель Центра прогрессивных технологий обучения при возникновении спорных ситуаций в группе предлагает использовать технику аргументации и контраргументации. Для аргументации, опровержения или противопоставления доводов, можно использовать: · Фундаментальный подход. Выступающий знакомит оппонента с фактами, сведениями, которые являются основой доказательства. · Метод поиска противоречий. Выявляются противоречия в доводах, в аргументах оппонента. · Метод достижения последовательности выводов. Постепенно, шаг за шагом, посредством частичных выводов выступающий приводит оппонента к желаемому выводу. ·
· Метод < да..., но>. Выступающий, признавая доводы, соглашается с одной их стороной, но указывает и на другую. Пример: Вы совершенно правы. Но учли ли Вы то, что...? · Метод деления. Все имеющиеся аргументы неточны, противоречивы, ошибочны. Начинать обсуждение лучше с ошибочных аргументов. · Метод акцентирования. Акценты делаются на те выводы, доводы, которые интересуют одного из оппонентов. · Метод видимой поддержки. Выслушав доводы оппонента, приводятся новые доказательства в пользу его решения, а потом следуют решения и доводы в свою пользу, которые опровергают все доводы оппонента.Постепенное перелицевание. Благодаря доводам суть дела для оппонента изменяется вплоть до противоположной. · Обращение к формальной структуре. Для опровержения или поддержки какого-либо решения выступающий обращается к предписаниям, формальным обязанностям, нормативным документам, закону и пр. · Сравнение. Выступающий (или преподаватель) нейтрализует замечание с помощью аналогий вместо того, чтобы прямо отвечать на него. Сравнения могут приводиться из той области, которую оппоненты знают или же могут провести параллель из собственного опыта. При формулировке и представлении аргументов необходимо оперировать простыми, ясными, точными и убедительными понятиями. Употреблять понятную терминологию. Избегать неделовых выражений и формулировок, затрудняющих понимание. Способ и темы аргументации должны соответствовать особенностям темперамента, характера членов группы.Аргументирование не должно быть ни декларативным, ни монологом. Точно расставленные паузы оказывают большое воздействие.Необходимо избегать пустых, ничего не значащих фраз, суждений и оценок.Следует избегать простого перечисления фактов. Вначале лучше излагать преимущества или последствия, вытекающие из них, а затем недостатки.Избегать обострения отношений - для этого целесообразно принять вину на себя «По-видимому, я недостаточно четко изложил свою мысль»; попытаться повторить сказанное «Позвольте я повторю свою мысль еще раз...»; уточнить содержание претензий: «Правильно ли я Вас понял?..»; проявить уважение к мнению оппонента, признавая его правоту в той или иной степени «В какой-то степени я могу с Вами согласиться..., однако...», или это интересный подход к проблеме, который я, честно говоря, упустил из виду, вместе с тем...».И, наконец, не следует парировать каждое возражение. Важно показать, что и Вам не чужды человеческие слабости; любое несогласие с замечанием нужно исчерпывающе объяснить оппоненту, так как корректное опровержение, замечание в дискуссии часто могут поднять шансы на успех. Соблюдайте правила хорошего тона. Дэвид Мейстер в книге «Делай, что исповедуешь» предложил принципы создания здоровой рабочей атмосферы, которые могут быть полезны педагогам: 1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать. 2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива. 3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень. 4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности. 5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова. 6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение. 7. Забудьте о покровительственном тоне. 8. Создавайте условия, а не диктуйте их. 9. Верьте людям, с которыми работаете. 10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу. 11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость. 12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.
|