Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Приемы деления на группы
«Цветоделение». Деление на группы проводится по внешним признакам участников, например по цвету одежды. Те, у кого преобладает зеленый цвет, получают название «зеленых» (можно и «Гринписом» назвать). Могут появиться и «красные», и «белые». Те, кто не попал ни в одну категорию, могут объединиться, например, в команду «пестрых». Не советую создавать «содружество темных сил. Критериями для выделения отдельных групп могут быть не только цвета одежды, но и другие внешние признаки: наличие украшений, часов, цвет волос, цвет глаз и т.д. «Ранжирование». Участники встают в шеренгу. По команде ведущего за минимальное время они должны молча перестроиться: по цвету глаз, по цвету волос, по росту (с закрытыми глазами), по высоте голоса и другим признакам. Ведущий каждый раз должен четко обозначать, с какой стороны должны встать участники, например, «с самыми светлыми волосами», а с какой — «с самыми темными». После того как построение по какому-либо признаку выполнено, ведущий делит шеренгу на нужное количество групп с разной степенью выраженности выбранного признака. «Стрельба глазами». Участники встают в круг, опустив глаза. По сигналу ведущего все подымают глаза, стремясь встретиться с кем-то взглядом. Если это удалось, то образовавшиеся пары покидают круг. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не окажутся разбитыми по парам. А дальше — по замыслу ведущего: либо организуется работа в парах, либо пары группируются в более крупные объединения. Можно провести это несколько иначе: попытки повторяются до тех пор, пока вся группа одновременно не распадется на пары взаимно выбравших друг друга участников. Драматичной может стать ситуация, когда число участников является нечетным и кто-то заведомо должен остаться без пары. В этом случае ведущий может, например, предложить какой-либо паре (или команде) тянуть жребий, кому достанется оставшийся игрок, или устроить между командами соревнование за право включить этого игрока в свой состав. «Атомы и молекулы». Участники группы разбредаются по классу под негромкую «космическую» музыку. Ведущий произносит: «Каждый из вас — одинокий атом, блуждающий в пространстве. Вы встречаетесь с другими атомами, иногда даже случаются легкие столкновения. Но иногда вы получаете возможность объединиться в молекулы. Вы будете делать это по моей команде. Число атомов в молекуле я назову». Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, музыка останавливается, и он произносит, например: «Четыре». Участники быстро составляют группы по четыре человека. «Лидеры». Ведущий быстро и неожиданно командует: «Встаньте те, кто считает себя лидером!» Первые двое (трое, четверо — смотря сколько надо подгрупп) объявляются руководителями, имеющими право набрать свои команды. Можно поступить иначе: каждому из лидеров предлагается выбрать только одного участника, которого он хочет видеть в своей команде. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникает ситуация, когда кто-то один остается невостребованным. (Вы уже догадались, что эта процедура, как и вариант «Стрельба глазами», имеет социометрический характер.) «Невостребованный» участник может почувствовать себя дискомфортно. Поэтому ведущий может предложить лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника: произнести краткий монолог, в котором доказать, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно его команде. После этого участник сам выбирает для себя команду. «Загадай число». Ведущий называет по имени любого из игроков. Тот сразу же должен произнести какое-нибудь число — от единицы до числа, равного количеству участников. По команде ведущего одновременно должно встать такое количество игроков, которое соответствует названному числу. При этом игрок, произнесший это случайное число, может и не вставать. Кто-нибудь может сообразить, что существуют беспроигрышные варианты: либо назвать «один» и вскочить самому, либо назвать число членов группы, и тогда встанут все. После одной-двух удачных попыток участники испытывают чувство групповой сплоченности. Тут ведущему и нужно взять инициативу в свои руки. «А теперь я сам скомандую!» — заявляет он и называет число, которое, по его замыслу, соответствует необходимому количеству игроков в одной подгруппе. Если игроков встало столько, сколько и было заказано, то ведущий просит их выйти из круга, и продолжает игру с оставшимися. «Разбивка по критерию». Ведущий предлагает группе какие-либо критерии, которые подразумевают не ранжирование, а ясную классификацию с четким разделением участников на разные категории. Этот способ особенно удобен в тех случаях, когда в подгруппах необязательно должно быть равное количество игроков. Например, в процессе тренинга ведущему необходимо получить информацию о чувствах участников. Тогда ведущий говорит: «Психологический тренинг можно сравнить с ужином в ресторане. Представьте, что вы посетители этого ресторана. Вы уже провели в нем какое-то время, попробовали некоторые блюда. Кому-то понравилось, кому-то не очень, кто-то уже насытился, а кто-то только-только заморил червячка. Давайте попробуем занять места в нашем «ресторане» в соответствии со своими ощущениями. Тех, кто попробовал, им понравилось, но свой голод они еще не утолили и желали бы отведать чего-нибудь еще из здешней кухни, — прошу в этот угол. Те, кто уже наелся и желал бы покинуть ресторан, занимают места в противоположном углу. Может быть, кому-то блюда из меню ресторана оказались не вполне по вкусу, таких прошу расположиться в третьем углу. Ну, а четвертый угол займут те, кто еще не понял, удовлетворяет ли их здешняя кухня. Итак, располагайтесь!» Далее можно, например, предложить каждой группе обсудить и обосновать свой выбор, высказать пожелания относительно рецептов, качества приготовления и преподнесения блюд. Вместо «ресторанной» метафоры можно использовать и другие. Допустим, можно повесить в разных углах тренинговой комнаты рожицы с изображением разных эмоциональных состояний — от беспросветной тоски до безудержного восторга — и попросить участников выбрать наиболее подходящее для себя место. Задания образовавшимся группам можно дать в соответствии с их настроением. Например, «восторженным» участникам можно поручить придумать способы, как развеселить «тоскующую» подгруппу. «Кто за новенького?». Этот способ предполагает передачу инициативы по созданию подгрупп самим участникам. Ведущий просто предлагает каждому выбрать того, с кем в процессе тренинговой работы он взаимодействовал меньше всего, пообщаться с ним глазами, невербально договориться и подойти друг к другу. «Великий предсказатель, Шляпа-предсказатель». Ведущий стоит спиной, сзади подходит ребенок и кладет руку ему на плечо и вкдущий говорит «направо» или «налево». «Расчет по кругу». Расчет в кругу на «веники» - «совочки» - «наперстки» и т.д. (зависит от того на сколько команд хотелось бы разбить класс). «Семья овощей». Выбираются 4 овоща (например, помидоры, редис, брокколи, морковь). Имя каждого овоща будет фамилией. Для каждого овоща, у нас есть дедушка, бабушка, папа, мама, дочь и мальчик. Например, пишем на 6 карточках: Дедушка Томаты, Бабушка Томаты, Папа Томаты, Мама Томаты, Дочь Томаты и Мальчик Томаты. Поступаем таким же образом для других овощей. На месте, необходимо только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, то начинаем с того, чтобы убрать карточки младших в семье (например, если у вас есть 19 молодых людей (а карточек, допустим 24), то сначала устраняем карточки 4 мальчиков одной девочки, чтобы осталось 19 карточек. Все размещаются на стульях и определяется порядок, в котором семья должна сидеть, например, дедушка, затем бабушка, затем папа, затем мама, затем мальчик и наконец девочка. Каждый участник выбирает карточки наугад, не глядя. Дедушки должны сидеть на стульях и говорить о своей фамилии (например, помидоры) чтобы собирать свою семью. Бабушка сидит на коленях своего дедушки, папы на коленях бабушки, мамы на коленях папы, и так далее.. Варианты: вместо овощей, взять плоды, цветы, деревья, животных, и т.д. «Крик животного». Выбирать 4 животных, чей крик легко имитировать (волк, кошка, петух, утка, собака, курица, лошадь, осел, баран, корова, сова). Рисуем или пишем на 6 карточках название животных. Поступаем таким же образом для других животных. Оставляем только количество карточек по числу участников, которые у нас есть, начиная с того что убираем карточку каждого животного чтобы уравнять группы животных. Далее каждый участник наудачу выбирает карточку, наугад, не глядя. Затем составляется полутень в зале и участники должны рассеяться. По сигналу ведущего, участники издают крик своего животного и ищут себе подобных. Вариант 1: " Ноев ковчег” когда он играется, то не имеется цель образовывать команды, и можно загадать намного больше животных (и только по две карточки каждого вида животных) с целью образовывать пары. Готовьтесь к красивой какофонии! Вариант 2: Вместо криков животных, можем приготовить также карточки со словами например известных поговорки и пословицы, которые подобны, например: " Делу”, ”время”, ”потехе”, ”час”, и т.д.. ”А ларчик”, ”просто”, ”открывался”, и т.д.. ”Волка”, ”ноги”, ”кормят”, и т.д.. Или просто однотипные слова. Участники с тем же словом в своей карточке из предложения должны собраться вместе. «Бананы, апельсины». Ребятам предлагается рассчитаться на «бананы» и «апельсины». «Апельсины» - делают шаг назад. «Бананы», закрывают глаза, на счет «три» откройте глаза, и тот, с кем вы встретится взглядом, будет вашей парой. «Раздача должностей». Выбирается директор киностудии (капитана корабля). Далее он выбирает режиссера, звукооператора, монтажера, осветителя (штурмана, лоцмана, боцмана, матроса, юнгу). Количество должностей – по числу участников в группе. «Одинаковая фигура». Учащимся раздаются разноцветные фигуры, вырезанные из бумаги (количество цветов – по числу групп, количество фигур – по числу участников групп), необходимо объединиться в группы по форме, цвету. «По цепочке». Выбираются несколько человек по числу команд, затем каждый выбирает себе второго из числа оставшихся, затем они вдвоем выбирают третьего, втроем – четвертого и т.д. Деление на подгруппы по слову, движению, действию. Предложите детям рассчитаться на 1—4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру: · назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы; · называть по цепочке 3—4 цвета (повторяя только их, например: красный, синий, зеленый) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет; · назвать по цепочке 3—4 животных, растения, транспортные средства и т.п. и объединиться в соответствующие группы; · вспомнить по цепочке 3—4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке. Деление на подгруппы по предметам, объединенным одним названием (признаком). Предложите каждому ребенку взять по одному предмету и найти у других предмет, подходящий ему. Дети собираются в малые группы и уточняют, почему они собрались вместе. Например, раздаю картинки животных, птиц и рыб (по 6 штук). Каждый ребенок берет одну картинку и находит, у кого еще есть рыбы (птицы, животные). Таким образом, получается 3 группы по 6 человек. Они могут рассказать другим, почему собрались вместе (или остальные должны это угадать). В качестве материала можно использовать: · отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому-либо признаку в одну группу; · геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию (например, 6 красных кругов, 6 красных квадратов, 6 красных треугольников и т.д.); · геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру (например, 6 больших красных треугольников, 6 малых красных треугольников, 6 малых зеленых квадратов); · мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.; · муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев; · предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.
|