Название метода
| Описание метода
|
Прогнозирование с помощью
открытых вопросов
| Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.
Таксономия вопросов:
Простые: фактические
Уточняющие: Ты так считаешь? То есть ты сказал..? Объясняющие: «Почему?»
Творческие: В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
Оценочные: Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»
Практические: Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычнойжизни…?» Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.
|
«Кластер»- гроздь винограда
| Карта мышления.
Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде грозди (тема и подтемы):
1 этап – мозговой штурм (идеи);
2 этап – систематизация, оформление в кластер; 3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями. Составление ассоциаций по теме в виде кластера
|
Перепутанные логические цепи
| Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку
|
«Зигзаг»
| 1 этап - учащиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на такое количество, сколько групп 2 этап – рассаживаются в группы экспертов /по номерам/, каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные схемы 3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал - взаимообучение
|
«Двухчастный дневник»
| Дневник состоит из двух частей: цитаты и мысли, чувства, ассоциации. При чтении нового текста обращается внимание на цитаты, которые заставили задуматься, вызвали какие-либо чувства, эмоции. Делаются записи в дневнике
|
«ЗХУ»
| Заполнение таблицы:
На первом этапе учащиеся восстанавливают собственные знания по теме урока, записываю интересующие их вопросы в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка /ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме/
|
«Продвинутая лекция»
| На первой стадии урока активизируются знания учащихся по теме, обсуждаются в парах, группах. Группируются понятия. Составляется конспект. На второй стадии – активное слушание. 1 ученик - отмечает подтвердившуюся информацию 2 ученик - выписывает новую информацию Обмен мнениями по проблемным вопросам. Свободное письмо
|
Взаимоопрос
| Чтение текста в парах по одной части. Роли ученика и учителя меняются. Учащиеся ставят толстые и тонкие вопросы по прочитанному друг другу.
Вопросы записываются.Лучшие вопросы задаются классу.
|
«Карусель»
| Групповая работа. Формулируются проблемные вопросы открытого характера по количеству групп. Необходимо подготовить цветные маркеры, листы А3 с написанными на них вопросами /по одному на каждом/. По сигналу учителя листы передаются по часовой стрелке. Учащиеся совместно дают ответ на каждый проблемный вопрос, не повторяясь.
|
Стратегия «Галерея»
| После «карусели» вывешиваются работы учащихся на доске. Каждый ученик отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый вопрос. Таким образом можно определить, какая группа дала лучший ответ.
|
«Кубик»
| Графическая организация материала. На гранях кубика дается задание. В группах учащиеся заполняют на развороте грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ учащиеся дают на задание выпавшей грани.
|
Перекрестная дискуссия
| По прочитанному тексту дается бинарный вопрос. Учащиеся работают в парах, выписывают аргументы в пользу каждой версии. Делятся на группы с противоположным мнением. Высказываются разные точки зрения, доказываются. Аргументы одной группы – контраргументы другой. Группы сидят в разных углах комнаты. Учащиеся могут менять свою точку зрения и переходить из группы в группу в течение дискуссии.
|
«Последнее слово за мной»
| На последней стадии спора учащимся предлагается записать из текста цитату, доказывающую его мнение, прокомментировать его. Прочитать цитату вслух, оппонент комментирует ее, а последний ученик читает свое объяснение. На этом спор заканчивается.
|