Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая сущность, значение заработной платы в материальном стимулировании
Определение заработной платы как экономической категории занимает значительное место в экономической литературе. Довольно широко дискутируется вопрос о том, является ли заработная плата стоимостью и ценой рабочей силы или речь должна идти о стоимости и цене труда. С одной стороны, обосновываются воспроизводственные аспекты рабочей силы как ресурса, с другой — речь идет об эффективности использования этого ресурса в процессе труда и зависимости между его ценой и производительностью.
Представляется, что оба этих подхода отражают единство воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда как элемента экономической системы. Что же касается их противопоставления, то это, на наш взгляд, вызвано тем, что заработная плата является объектом интересов, с одной стороны, работника, стремящегося максимизировать условия воспроизводства своего ресурса, с другой — работодателя, желающего минимизировать издержки.
Их единство и противоречивость обусловлены тем, что заработная плата является частью вновь созданной стоимости, а основная проблема состоит в количественных пропорциях ее распределения между работником и работодателем.
Вопрос же о том, чем определяются и регулируются пропорции распределения вновь созданной стоимости, может быть рассмотрен в контексте функционирования всей системы социально-экономических отношений, регулируемой государством и институтами общества. Говоря об экономическом содержании заработной платы, следует проанализировать, насколько ее качественные и количественные параметры как элемента экономической системы соответствуют выполнению заданных ему функций.
Подобно тому, как в химии, говоря о воде, мы имеем в виду четко определенное количество водорода и кислорода, так и при определении заработной платы подразумевается некоторый объем материальных благ, который обеспечивает реализацию воспроизводственной, стимулирующей и социализирующей функций и стоимость которого составляет основу заработной платы.
Это связано с тем, что при рассмотрении процессов, происходящих в экономической системе, те или иные закономерности могут быть выявлены лишь при сопоставимых качественных и количественных характеристиках ее элементов. Если же под термином «вода» будут использоваться другие жидкости или термином «заработная плата» будут обозначаться любые выплаты, получаемые работником, то мы будем наблюдать реакции, несоответствующие ожидаемым.[1]
Определяющие характеристики заработной платы обусловливаются стоимостью жизненных средств, необходимых для воспроизводства работника. Контракт, в соответствии с которым ресурс обменивается ниже стоимости воспроизводства, противоречит добровольному характеру рыночных отношений и может быть рассмотрен как временное исключение, обусловленное внешними факторами.
В связи с этим следует также заметить, что нарушение воспроизводственной функции ведет к нарушению и стимулирующей и социализирующей функции. Невозможность удовлетворения даже самых элементарных потребностей обусловливает моральную подавленность работника, интересы которого направляются не на выполнение плохо оплачиваемой работы, а на поиски возможностей улучшить свое материальное положение.
В странах с рыночной экономикой зарплата рассматривается как цена, выплачиваемая за использование его труда, величина которой определяется рынком труда, т.е. спросом на рабочую силу и ее предложением. Общие закономерности взаимодействия спроса и предложения применительно к товару «рабочая сила» отражена на следующем рисунке.
Рисунок 1. Механизм действия закона спроса и предложения на рынке труда. Нисходящая кривая С-С показывает, что спрос на работников определенной квалификации (Т) и с низкими ставками зарплаты (З) выше, чем на работников такой квалификации с высокими ставками. Восходящая кривая предложения П-П демонстрирует, что число ищущих работу определенной квалификации и согласных на низкие ставки меньше числа претендующих на высокие ставки заработной платы и имеющих ту же квалификацию. В точке пересечения (Р) кривых спроса и предложения определяются равновесная ставка зарплаты и равновесный уровень занятости данного вида труда, т.е. в точке Р достигается договоренность работодателя и наемного работника.
В экономической теории существует и другой подход, при котором заработная плата рассматривается как денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила»; ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.[2]
Можно выделить факторы, влияющие на конкретную величину ставки заработной платы: уровень техники, технологии и организации производства; наличие собственных природных ресурсов; отношение людей к труду; эффективность антимонопольной политики государства; уровень влияния профсоюзов на рынке труда и др., — но определяющим остается взаимодействие спроса на труд и его предложения. Под ценой рабочей силы понимают затраты работодателей на рабочую силу. Поэтому при организации соответствующего статистического учета в России был принят термин «затраты работодателей (предприятий) на рабочую силу»
Следует выделять номинальную и реальную величину заработной платы. Номинальная (денежная) заработная плата — это сумма денег, полученная работником за единицу рабочего времени (час, день, неделю, месяц) с учетом всех обязательных вычетов. Реальнаязаработнаяплата определяется стоимостью товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальную зарплату. Она зависит от уровня цен. Между этими величинами существует строгая зависимость, которая выражается формулой:
Yр.з.п.=Yн.з.п./Yц Где Yр.з.п. - индекс реальной зарплаты, Yн.з.п. - индекс номинальной зарплаты, Yц – индекс цен на товары и услуги.
|