Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Современное состояние рынка труда в России в современных условиях
Конец 2008 года – начало 2009 года оказались чрезвычайно неблагоприятными для рынка труда в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации. Высвобождение работников организаций, с одной стороны, и снижение количества заявленных работодателями вакантных рабочих мест (свободных должностей) с другой, стало причиной значительного роста напряженности на рынке труда в ноябре 2008 - апреле 2009 года. В целом по Российской Федерации число свободных вакансий за этот период снизилось с 1, 4 млн. до 0, 9 млн. рабочих мест, а напряженность на рынке рабочей силы возросла с 0, 9 до 2, 7 незанятых граждан на одну вакансию.[7]
Экономический кризис затронул практически все отрасли российской экономики - серьезные проблемы возникли в реальном секторе, финансовой и социальной сферах.
Были приостановлены или сокращены целый ряд инвестиционных программ, что также стало причиной роста как общей, так и зарегистрированной безработицы. Значительное снижение занятости (в том числе в форме перевода работников на сокращенную рабочую неделю, предоставление административных отпусков) отмечалось в металлургии, химической, угольной промышленности, машиностроении, строительстве, финансовом секторе.
От кризиса пострадали, прежде всего, сильные промышленные регионы - регионы-доноры. В некоторых из них (Вологодская, Челябинская, Ярославская, Нижегородская, Свердловская, Тверская, Калининградская области, Республика Татарстан) к апрелю 2009 года число безработных граждан увеличилось в 3, 5 - 3, 9 раза по сравнению с октябрем 2008 года. Рост численности зарегистрированной безработицы с конца осени 2008 года продолжался в большинстве субъектов Российской Федерации до апреля-мая 2009 года. К осени 2009 года ситуация на рынке труда Российской Федерации в целом стабилизировалась.
В конце октября 2009 года общая численность зарегистрированных в Российской Федерации безработных достигла минимального значения (2, 0 млн. человек) и, начиная с конца октября, рост численности зарегистрированных безработных в целом по России опять возобновился. К концу года численность зарегистрированных безработных составила 2, 1 млн. человек. Уровень регистрируемой безработицы вырос со значения 2, 0% в начале года до максимального значения 3, 0% в мае и начал снижаться – в июне до 2, 9%, в период июль-сентябрь 2009 года до 2, 8%, в октябре до 2, 7%, в ноябре до 2, 6%. К концу 2009 года уровень регистрируемой безработицы повысился и составил 2, 8%.
Число свободных вакансий, сократившись в январе-феврале до минимального значения (0, 84 млн. против 1, 4 в октябре 2008), в апреле вновь стало расти, достигнув к началу лета максимального значения 1, 2 млн. свободных вакансий. Начиная с середины лета число свободных вакансий опять начало снижаться, вернувшись к концу 2009 года практически к тем же значениям, что и в начале года – 0, 8 млн.
Коэффициент напряженности на рынке рабочей силы сначала возрос со значения 1, 9 в начале года до 2, 7 в апреле (максимального значения), затем снизился до минимального в июне (2, 1) и, с июля 2009 года опять возобновился рост до 2, 6 в декабре 2009 года.
Динамика числа вакансий (свободных рабочих мест) и коэффициента напряженности на одну вакансию объясняются сезонными колебаниями в течение года. Тенденции изменения численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, и уровня регистрируемой безработицы связаны с состоянием рынка рабочей силы и действиями органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по снижению напряженности на рынке труда.
Важную информацию несут данные о занятости и безработице. Из таблицы 8 видно, что за весь период численность экономически активного населения по РФ и Калмыкии выросла на 7 и 5% соответственно. Численность безработных снижается в целом по России, только в 2008 году некоторое увеличение, что связано с кризисом, в Калмыкии до 2003 года наблюдается тенденция к сокращению безработных, в 2004 году некоторое повышение, затем снижение до 2008 года.
Таблица 5
Данные о занятости и безработице в РФ и Калмыкии за период с 1995 по 2008 годы
В 2009 году в целом по России после резкого роста в первые месяцы кризиса ее уровень снижается с апреля 2009 г. Сокращается как зарегистрированная безработица, так и безработица, измеряемая по методологии МОТ (с 9, 5 до 7, 6% за февраль-сентябрь 2009 г.).
Поскольку кризисное сжатие российского рынка труда удалось остановить с помощью мер по сохранению неэффективной занятости, региональные показатели безработицы отражают не только влияние кризиса, но также проблемы, существовавшие до его начала. Самый высокий уровень зарегистрированной безработицы сохраняется в слаборазвитых республиках с растущим притоком молодежи на рынок труда.
Повышенные показатели типичны для востока страны, где всегда острее ощущался дефицит рабочих мест, а также для депрессивных регионов. Под влиянием собственно кризиса зарегистрированная безработица значительно выросла только в некоторых регионах с сильным промышленным спадом (Кемеровская, Вологодская, Калининградская, Ярославская, Свердловская и Челябинская области, Пермский край). Основная роль в стабилизации ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации в 2009 году была отведена реализации дополнительных мероприятий по сдерживанию напряженности на рынке труда.
В зависимости от сложности ситуации в конкретном регионе определялись меры по сдерживанию напряженности на рынке труда и их финансирование. Наиболее обширные мероприятия (по числу участников и объему финансирования) были предусмотрены в региональных программах Челябинской, Свердловской, Вологодской, Кемеровской, Белгородской, Кировской областей, Пермского, Красноярского, Алтайского краев, Республики Татарстан и Самарской области.
При этом - наибольший объем финансовых средств на реализацию программ был определен по Республике Татарстан – 2, 9 млрд. рублей для участия 145 тысяч человек, наименьший – в Чукотском автономном округе- 17, 4 млн. рублей для 405 участников.
Первоначально, общий объем финансирования региональных программ составил 25, 3 млрд. руб. (с числом участников 1, 4 млн. человек). С учетом проведенной субъектами Российской Федерации корректировки региональных программ, по состоянию на конец 2009 года эти программы предусматривали участие уже около 2, 1 человек (увеличение на 48%), а общий объем финансовых средств, предназначенный для их реализации (федерального бюджета и средств субъектов), составил 38, 1 млрд. руб. (увеличение на 50, 4%).
В наибольшей степени (в 2, 4 раза) увеличилось число участников подпрограммы «Содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан» - с 52 тыс. человек до 125, 5 тыс. Существенно (в полтора раза) возросло число участников общественных работ, временного трудоустройства и стажировок – с 1, 1 млн. человек до 1, 7 млн. человек. Вместе с тем, число участников подпрограммы «оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность» снизилось – с 15, 9 тыс. чел. до 13, 4 тыс. человек.
В реализации региональных программ, направленных на снижение напряженности на рынке труда, приняли участие 2803, 8 тыс. граждан из 130 тыс. предприятий. Среди них:
|