Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. «история южных и западных славян в средние века»Стр 1 из 30Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «История южных и западных славян в средние века»
Направление подготовки 030600 - ИСТОРИЯ
Квалификация выпускника Бакалавр
Форма обучения ОЧНАЯ
Ставрополь
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «История южных и западных славян в средние века» является составной частью общей дисциплины по истории этих народов, изучаемой на исторических факультетах классических университетов. В рамках Государственного стандарта данный курс рассчитан для слушателей как дневного, так и заочного отделений, его структура предполагает лекционные и практические занятия, общетеоретические коллоквиумы и иные проблемы, вынесенные на самостоятельное изучение, написание контрольных и реферативных работ и т.д. Итоговой формой контроля является зачет. Основной целью курса является изучение средневековой истории южных и западных славян, т.е. болгар, сербов, хорватов, босняков, герцеговинцев, словенцев, черногорцев, македонцев, полабских и поморских славян, поляков, чехов, лужицких сербов и словаков. При этом кардинальные проблемы средневекового славянского мира призваны к рассмотрению с учетом их взаимодействия с западноевропейской, византийской и исламской цивилизациями. Указанная цель определяет следующие задачи курса: ― изучить и понять основные исторические процессы формирования и развития феодальных отношений у южных и западных славян, а также формы и методы воздействия византийской и западноевропейской модели феодализма; ― уяснить теоретический и фактический материал, на основе которого сложилась собственно средневековая история южно- и западнославянских государств и территориальных образований; ― выявить степень цивилизационной близости зарубежного славянства к Восточной Римской империи и Западной Европе, не переоценивая это влияние; ― уметь вычленить и проанализировать трудности и противоречия, характерные для вышеуказанного взаимодействия, а также контактов с восточнославянскими народами; ― научиться разбираться в исторических условиях постепенной интеграции западной и части южных славян в религиозные, экономические, политические сферы западноевропейского общества; ― изучить и понять исторический путь южного славянства, оказавшегося под властью Османской империи; Теоретический курс «История южных и западных славян является одной из фундаментальных дисциплин, которая традиционно входит в программу гуманитарных предметов высшей школы. Сложность изучаемой дисциплины заключается в том, что объектами ее изучения являются 10 современных государств (Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Польша, Чехия, Словакия), которые прошли сложный путь исторического развития, что требует особо пристального изучения самого длительного периода их прошлого, т.е. средневековья. Ещё одна трудность – это значительный фактический материал при разнообразии изучаемых проблем и многочисленности научных позиций в современном славяноведении. Студенты, изучающие данную дисциплину, должны понять, что история зарубежных славянских народов Центральной и Юго-Восточной Европы составляет важную, органическую и неотъемлемую часть общеевропейской и мировой истории. Хронологические рамки курса охватывают период с VI по конец XVIII вв., что позволяет говорить об изучении в его рамках как сугубо средневековой истории славянских народов, так и периода так называемого Раннего Нового времени (конец XVI – конец XVIII вв.). В целом хронология курса включает догосударственный этап развития славянских племен, процессы генезиса феодального строя и разложения родовых отношений, складывания и функционирования раннефеодального государства, период феодальной раздробленности и последующей централизации ряда славянских государств, их борьбу за независимость, утрату государственного суверенитета. Курс имеет интердисциплинарный характер, находясь в тесной взаимосвязи с отечественной историей, историей Византии и Западной Европы, пересекаясь так же в ряде параметров с историей стран Востока (в большей степени Османской империи). Не менее тесными являются контакты проблем средневековой истории славян с историей международных отношений, историей культуры, этнологией, всем комплексом вспомогательных исторических дисциплин. Поэтому данный курс предполагает сочетание компоративного подхода и системного анализа исторических процессов в славянском мире Центральной и Юго-Восточной Европы в сравнении с западноевропейским, восточным и отечественными вариантами развития феодальных отношений. В УМК сохранены страноведческий и хронологический принципы изложения материала контексте социально-экономических, политических, конфессиональных и культурных особенностей, в рамках которого протекала средневековая история южных и западных славян. Учебно-методический комплекс является основой для теоретического и практического усвоения данного курса в соответствии с Государственным стандартом 1-ой части общего курса «История южных и западных славян» студентами исторических факультетов университетов. Согласно вышесказанному стандарту, изучение средневековой истории (в том числе и истории раннего Нового времени) рассчитано на один семестр с итоговой формой контроля – зачетом. Учебно-тематический план курса рассчитан на 122 часа, из них: лекций – 28 часов, практических занятий – 48 часов (16 часов на группу), СКР – 26 часов, консультаций – 4 часа, зачет – 16 часов. Тематика занятий основана на сочетании как хронологического, так и проблемного принципов, что с точки зрения требований методологии современной исторической науки позволит более глубоко и полно охватить содержательную часть курса. Последняя представлена взаимным сочетанием социальной, экономической, политической, религиозной, межгосударственной культурной сторон исторического развития южных и западных славян в эпоху с VI по XVIII вв. Структура УМК представлена общими методическими проблемами курса, вынесенными как в темы лекций, так и на практические занятия и СКР. Их изучение позволит студентам более четко и последовательно усвоить основные закономерности исторических процессов развития зарубежных славян в средние века и Раннее Новое время. С этой позиции общие методические проблемы курса выстроены по страноведческому принципу, что значительно облегчает образовательную задачу курса. Дело в том, что отдельные регионы и государства южных и западных славян имели ряд уникальных, профильных особенностей, вычленяющих их из ряда западноевропейского, отечественного и восточного вариантов феодальных отношений, но в то же время налицо и комплекс общих типологических черт, которые могут быть прослежены именно при рассмотрении истории отдельных стран. Лекционный цикл построен по проблемно-хронологическому принципу и включает в себя тематические разделы, соответствующие основным этапам развития зарубежных славянских народов с древности до конца XVIII в. В целом лекционный материал, как и весь учебно-методический комплекс учитывает требования Государственного стандарта по высшему образованию и нацелен на теоретическую подготовку специалистов студентов к последующим практическим занятиям и занятиям СКР. На практические занятия вынесены темы, в первую очередь обеспеченные достаточной источниковой базой, необходимой для работы в этой части курса, а так же относительно разработанные в отечественной и зарубежной историографии. Каждая тема, наряду с планом и списком источника и литературой, содержит отдельные методические рекомендации и практические задания, заключающиеся в работе и текстами источников и картами. Темы, представленные для самостоятельного контрольного изучения (СКР), разработаны с использованием различных методических форм. Так, крупные общетеоретические проблемы курса, требующие подытоживания материала источников, научной литературы и историографических проблем, вынесены на коллоквиумы. Контрольное собеседование с подгруппами студентов предлагается по темам, не требующим отдельного лекционного обеспечения в силу их классической разработанности в науке. Наиболее сложные с точки зрения подготовки и понимания вопросы необходимо изучать в сочетании лекционной формы обучения (лекция-консультация) и последующего контрольного собеседования. Применительно к настоящему курсу таковой, например, является проблема сословной монархии у западных славян и вопрос о международных отношениях славянского мира эпохи средневековья. Наконец, темы, имеющие объемную фактологическую сторону, изучаются студентами самостоятельно и оцениваются в форме контрольной работ (в данном случае это тема «Польша периода разделов») и написания рефератов (по проблемам культурного наследия славянского мира средневековой эпохи). Итоговой целью настоящего УМК является, наряду с общеобразовательной задачей, осознание студентами уникальности исторических судеб зарубежного славянского мира и подготовка, таким образом, к пониманию дальнейших закономерностей его истории в новый и новейший период, к современным проблемам славянских регионов. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|