Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Технологии анализа ситуаций для
активного обучения (action learning) Специфика данной технологии заключается в том, что при проведении занятия в виде ситуационного упражнения можно достичь прогнозируемых результатов. Однако это удается, лишь осуществляя взаимодействие с другими участниками, выполняя комплексные взаимосвязанные (дополняющие) вычисления, выслушивая различные точки зрения и подходы и аргументируя собственную позицию. Именно работа в группе по анализу ситуации позволяет обучаемым усвоить знания и приобрести навыки и умения практически решать сложные задачи, рассматривать разнообразные возможности и подходы к решению проблем и адаптироваться к разным типам людей, участвующих в принятии решений. Включение обучаемых в активную деятельность позволяет развить практические компетентности — базовые умения, навыки и готовность к действию. Как справедливо заметил Тацит, «упражнения рождают мастерство». Цели технологии анализа ситуаций: - развитие навыков анализа и критического мышления; - соединение теории и практики; - представление примеров принимаемых решений и их послед - демонстрация различных позиций и точек зрения; - формирование навыков оценки альтернативных вариантов в Помимо этих целей приприменении анализа ситуаций формируются следующие метакомпетентности: -отрабатываются коммуникативные навыки— точно выражать свои мысли; уметь слушать других, аргументированно высказывать точку зрения, подбирать контраргументацию и пр.; -развиваются презентационные умения и навыки по представлению информации; - вырабатывается уверенность в себе и в своих силах; - формируются устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации при решении комплексных проблем; - формируются интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать с партнерами и принимать коллективные решения; - приобретаются экспертные умения и навыки, необходимые для оценки деятельности персонала; - осуществляются самооценка и на ее основе самокоррекция индивидуального стиля общения и поведения; - осваиваются партнерские отношения и приобретаются навыки сотрудничества; - учатся учиться — самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы, усваивать алгоритмы управленческих решений; - изменяется мотивация к обучению — студенты лучше посещают такого рода занятия и, как правило, проявляют активность, немотивированную включенность в деятельность и повышенный интерес к ней. Кроме того, в процессе работы над ситуациями у обучаемых формируется конкурентоспособность, развивается персональная и коллективная ответственность, шлифуются личные ценности и установки, приобретаются навыки управления репутацией и формирования позитивного имиджа. К технологиям, активизирующим учебный процесс, построенным на анализе ситуаций, относятся: метод ситуационного анализа, включающий анализ конкретных ситуаций — АКС (ситуационные задачи — СЗ, ситуационные упражнения — СУ); метод ситуационного обучения — кейс-стади, метод кейсов, метод «инцидента»; метод анализа критических прецедентов, метод проигрывания ролей, игровое проектирование. Далее рассмотрим каждый из перечисленных методов, его особенности и возможности применения в учебном процессе.
|