Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кейсы, как метод научного исследования
Метод изучения кейсов предназначен для изучения сложносоставных структур, он предполагает получение углубленных знаний об объекте исследования (исследовательской проблеме) на основе всестороннего анализа самого объекта и его внешней среды с целью дальнейшей экстраполяции полученных знаний. Понятие «сложносоставных структур» предполагает затрудненность установления причинно-следственных связей, присутствие различных источников воздействия на процесс принятия решений, наличие нелинейных зависимостей между составными элементами объекта. Понятие «всестороннего анализа» предполагает необходимость сбора подробной информации с использованием множественных источников путем применения мультипликативной методики триангуляции, представляющей совокупность различных способов сбора и анализа данных.. Исследовательские кейсы используются в качестве метода сбора и анализа информации с начала XIX века. Они были основой для исследований, проводимых в рамках таких дисциплин, как социология, политология, психология. Например, Фрейд и Юнг, при создании теории психоанализа, анализировали индивидуальные случаи пациентов. Также на основе изучения этих случаев они разрабатывали и совершенствовали методы лечения. Исследователи пришли к выводу, что полевые исследования отдельных ситуаций, которые предполагает метод «кейс-стади», иными словами изучение конкретных ситуаций, более надежный источник информации для создания и подтверждения/опровержения научной гипотезы, нежели опросные методы сбора информации. Информация, полученная в результате проведения опросов, представляет собой мнения и оценки респондентов о некотором событии или ситуации, а следовательно, всегда следует учитывать возможное искажение информации, связанное с особенностями процесса ее восприятия и интерпретации респондентами. В то же время исследования, основанные на использовании метода «кейс-стади» позволяют более последовательно и глубоко изучить ситуацию, лучше понять нюансы и тонкости изучаемого объекта (процесса), вследствие непосредственного погружения исследователя в события. В рамках исследования используются такие способы сбора информации, как интервью, включенное наблюдение, анализ документов. Метод изучения конкретных ситуаций позволяет развить и проверить научную гипотезу, напрямую исследуя ее реализацию на практике, в отличие от косвенных методов исследования. Таким образом, метод изучения конкретных ситуаций представляет собой мультипликативный метод исследования (то есть совокупность нескольких методик), применяемый для исследования отдельной специфической ситуации (проблемы), с целью дальнейшей экстраполяции полученных знаний на более широкий круг проблем. Американский политолог Бок отмечал особую ценность использования данного метода в политологии. Более ранними аналогами метода, на основе которых он развивался и совершенствовался, были такие способы сбора данных, как: изучение дневников и биографий, включенное наблюдение. Сейчас метод «кейс-стади», применяемый в политологии, включает в себя интервью, анализ прессы и отчетов слушаний Конгресса, присутствие на слушаниях, собраниях, выступлениях и др. Бок выделяет семь основных достоинств метода «кейс-стади», обусловливающих его применение в политологии. 1. Возможность сфокусировать свой взгляд на конкретную проблему (ситуацию). 2. Возможность исследовать проблему (ситуацию) в динамике. 3. Возможность зафиксировать состояние проблемы (ситуации) в 4. Возможность изучить многие аспекты проблемы (ситуации). 5. Возможность глубинного исследования проблемы (ситуации). 6. Возможность изучить проблему (ситуацию) «изнутри». 7. Возможность сочетать и проверять одновременно несколько гипотез (теорий).
• Метод «кейс-стади» позволяет проследить причинно-следственные связи, динамику изменений и влияние принятых решений на ситуацию в целом. • Метод «кейс-стади» предполагает многоаспектное изучение ситуации, а следовательно, дает возможность исследовать ее с разных точек зрения и дать более объективную оценку. • Метод «кейс-стади» позволяет изучить не только саму ситуацию, но и обстановку, в которой она происходила. • Метод «кейс-стади» предполагает более глубинный анализ ситуации. Недостатки метода изучения конкретных ситуаций: • Сложность экстраполяции (обобщения) и неизбежность возникновения ошибок на этом этапе. • Субъективность и зависимость от мнения и оценок исследователя, особенное значение этот фактор приобретает при выборе релевантной информации из имеющейся. • Дороговизна и большие затраты времени, которые необходимы для проведения многостороннего и качественного исследования. Приложение 2. Источники кейсов и методической литературы по применению метода «кейс-стади» в Интернете 1. Ассоциации и Центры WACRA — World Association of Case Research and Applications. Всемирная Ассоциация специалистов по разработке и'применению кейсов. www.wacra.org Ассоциация была основана в 1984 году. Ее цели: • совершенствование методологической базы создания и применения кейсов в образовательном процессе; • распространение кейсов и методологической информации по их использованию; • координация деятельности по созданию и использованию кейсов в разных университетах мира; • развитие сотрудничества между университетами и бизнес-структурами, а также государственными организациями. В рамках своей деятельности WACRA организует и проводит симпозиумы, семинары, конференции, на которых участники — профессора ведущих университетов разных стран — обмениваются опытом и делятся новыми идеями по методам создания и применения кейсов, а также устанавливают контакты для дальнейшего сотрудничества. NACRA — North American Case Research Association. Североамериканская Ассоциация специалистов по разработке кейсов. www.nacra.net Ассоциация включает 450 членов — профессоров ведущих университетов Северной Америки. Ее целью является создание базы кейсов, а также проведение конференций и круглых столов по обмену опытом и новым разработкам. Ассоциация издает ежегодный «Журнал по разработке кейсов» (Case Research Journal), в котором представлены новые разработки в области методологии, а также анонсы новых кейсов. ЕССН — European Case Clearing House. Европейский центр создания кейсов. www. ecch. cranfield. ac.uk Центр был основан в 1973 году усилиями преподавателей английского университета Крэнфилд и Высшей школы Бабсон, Массачусетс, США. В настоящее время его членами являются 325 учебных заведений по всему миру. Целью центра является создание базы кейсов, оказание помощи преподавателям в написании и издании кейсов, а также обмен кейсами между преподавателями различных университетов. Центр является крупнейшим источником кейсов в мире. Международный центр учебных материалов. (Россия) www.cases.ru Международный центр учебных материалов (МЦУМ) — негосударственный образовательный фонд, учрежденный Национальным фондом подготовки финансовых и управленческих кадров, ставит перед собой задачу создания базы кейсов, а также разработки эффективной системы их распространения и использования в учебном процессе. Центр активно привлекает авторов кейсов к сотрудничеству и проводит многочисленные конференции и семинары, посвященные этой тематике.
|