Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценообразование на рынке транспортных услуг
Транспортный тариф - это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают в себя тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость и относится к сфере производства. Пассажирский транспорт оказывает услугу, поэтому схема формирования пассажирских тарифов относится к сфере оказания услуг. В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денежным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на собственно транспортировку груза. Расходы на начально-конечные операции включают в себя затраты, связанные с формированием составов (грузовых партий), погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Расходы на движенческие операции (транспортировку груза) включают в себя расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, энергетического хозяйства, связи. Уровень транспортных издержек различается по регионам страны. Сильная дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки этими видами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия. В отношении большинства видов транспортных услуг применяются свободные цены. В соответствии с постановлениями Правительства РК установлены следующие тарифы на различные виды транспортных услуг: · перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном транспорте; · перевозки пассажиров, багажа, грузобагажа и почты на железнодорожном транспорте; · погрузочно-разгрузочные работы в портах, портовые сборы, сборы за проход по внутренним водным путям иностранных судов; · аэронавигационное обслуживание воздушных судов на маршрутах и в районах аэродромов; · обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах; перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении; · перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов за счет соответствующих бюджетов субъектов РК; · перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах; · перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом; · услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта. Железнодорожный транспорт является основой транспортного комплекса РК. Доля железных дорог в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования составляет 80%. Основой для расчетов стоимости перевозки на железнодорожном транспорте является прейскурант " Тарифы на грузовые железнодорожные перевозки" № 10-01, который был введен в действие в 1990 г. Железнодорожные транспортные тарифы разрабатывались как единые для всей страны. Затраты по перевозке грузов различаются по участкам дорог и зависят от профиля пути, вида используемых локомотивов, грузонапряженности участков дорог. В качестве базового тарифа была принята средняя для всех железных дорог себестоимость грузовых перевозок, которая определяется в целом по всему грузообороту и по перевозке отдельных грузов в зависимости от дальности пробега. Нормативная прибыль рассчитывается исходя из принципа обеспечения одинаковой прибыльности на вагоно-сутки для однотипного подвижного состава и с учетом равновыгодности перевозок на различные расстояния. Тарифные ставки установлены по двухставочной модели с выделением начально-конечной и движенческой операций. Рассчитаны ставки на вагон, тонну, вагоно-километры, тонно-километры. Тарифы зависят от типа вагона, его принадлежности, вида отправок, скорости и расстояния перевозки, грузоподъемности вагона, особых условий перевозки и других факторов. Плата за перевозку грузов определяется по разработанным на основе тарифных схем расчетным таблицам, которые содержат величину платы за перевозку на любое расстояние. Минимальная плата за перевозку грузов установлена на расстояние 50 км. Применяются тарифы общие, местные и исключительные. Общие тарифы являются основной формой тарифов: по ним определяется провозная плата для подавляющей массы грузов. Местные тарифы устанавливаются при перевозке грузов по линиям железных дорог местного сообщения, которые не включены в общую железнодорожную сеть. Они строятся с учетом индивидуальных затрат местных предприятий и утверждаются их руководителями. Исключительные тарифы применяются при перевозке грузов в определенных направлениях и на заранее заданные расстояния. Они могут быть повышенными или пониженными по отношению к общим тарифам. Исключительные тарифы имели распространение в плановом хозяйстве. На перевозку грузов, требующих специальных устройств или условий перевозки, устанавливаются повышенные тарифы. По видам отправок грузов железнодорожные тарифы подразделяются на повагонные, контейнерные, малотоннажные и тарифы мелких отправок. В основе повагонного тарифа лежит ставка за вагон при определенной норме его загрузки. Провозная плата взимается за вагон независимо от степени его загруженности, что стимулирует более полное использование грузоподъемности и вместимости вагона. Тарифы по контейнерным отправкам рассчитываются с учетом полного использования грузоподъемности контейнера. Она значительно выше повагонных тарифов, что связано с необходимостью возмещения дополнительных затрат по содержанию контейнера. Потонные тарифы применяются для мелких и малотоннажных отправок. Тарифы мелких отправок используют при перевозке грузов в сборном вагоне по разным документам. Тарифы малотоннажных отправок различаются в зависимости от массы груза. Перевозки грузов водным транспортом в отличие от перевозок железнодорожным транспортом осуществляются по изолированным путям и не образуют единую транспортную систему, что обусловливает существенные различия в условиях работы отдельных пароходств и отражается на уровне расходов по перевозке грузов. Преимущества речного транспорта заключаются в его большой пропускной способности на глубоководных реках, относительно низкой себестоимости перевозок и небольших капиталовложениях. Небольшая скорость перевозок, большие расстояния перевозок в связи с извилистостью пути, сезонность работ ограничивают возможности его использования. Речным транспортом перевозятся в основном массовые виды грузов. Система грузовых тарифов речного транспорта определена в основном прейскурантом № 14-01, который введен в действие с 1 января 1990 года. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом подразделяются по пароходствам, видам перевозок и родам грузов. Повышенные тарифы установлены на перевозки по малым рекам в связи с более высоким уровнем транспортных затрат. Тарифы на перевозку грузов речным транспортом дифференцируются по видам грузов и по видам отправок - судовых, контейнерных, сборных и мелких. Основные тарифы установлены для судовых отправок. Плата за перевозки в контейнерах устанавливается в расчете на контейнер в зависимости от его грузоподъемности без учета фактической загрузки. Перевозки пассажиров и багажа речным транспортом в местном сообщении и на переправах регулируются государством. Пассажирские тарифы речного транспорта классифицированы по пароходствам, видам сообщения, дальности поездки, скорости движения, условиям проезда, сфере применения, принципу построения, внешнему оформлению: · по видам сообщений различают тарифы для дальних, пригородных, внутригородских линий и переправ; · в зависимости от целей поездки тарифы подразделяются на транспортные, туристские и экскурсионные; · по скорости сообщения - на тарифы для водоизмещающих и скоростных судов. Тарифы на перевозку пассажиров на водоизмещающих судах транспортных линий подразделяются на тарифы для судов повышенной комфортабельности, тарифы для обычных водоизмещающих судов дальних линий, пригородных и внутригородских линий, а также тарифы для судов, обслуживающих переправы; · по принципу построения тарифы разделяют на зонные и поясные. При разработке зонных тарифов ставки устанавливаются для всей зоны в целом, а при разработке поясных - для половины расстояния пояса; · по внешнему виду тарифы бывают табличные и поясные. В табличных тарифах указываются пункты отправления и назначения, расстояние и стоимость проезда. В поясных тарифах приводится стоимость проезда для данного пояса дальности. Автомобильный транспорт характерен высокой маневренностью и скоростью доставки грузов. Основное его преимущество заключается в доставке груза без перевалок со склада продавца на склад покупателя. Эффективность автомобильного транспорта зависит от видов перевозимых грузов, состояния и развитости дорожной сети. Грузовые тарифы должны возмещать себестоимость перевозок и обеспечивать получение автотранспортным предприятием прибыли, достаточной для его нормальной работы в рыночных условиях. Себестоимость автомобильных перевозок относительно высока по сравнению с другими видами транспорта, что обусловлено относительно небольшой грузоподъемностью автотранспорта, повышенными энергозатратами на передвижение и высокими затратами на заработную плату. Себестоимость перевозок колеблется под влиянием различий в дорожно-климатических условиях, вида грузов, характера грузопотоков и типа подвижного состава. На себестоимость автомобильных перевозок оказывают влияние региональные различия в уровне заработной платы и цен на автобензин и дизельное топливо. Грузовые тарифы автомобильного транспорта подразделяются на сдельные, повременные, тарифы на перевозку грузов в междугородном и международном сообщении. Сдельные тарифы на перевозку грузов являются основным видом тарифов. Они применяются при перевозке всех грузов. В зависимости от степени использования грузоподъемности автомобиля сдельные тарифы подразделяются на четыре класса. С увеличением степени загрузки автомобиля тарифные ставки на перевозку грузов снижаются. Повременные тарифы устанавливаются в случаях, когда сложно или невозможно учесть количество перевозимых грузов, расстояние перевозки. Повременные тарифы определяются за каждый час работы и за каждый километр пробега автомобиля в зависимости от его грузоподъемности. Покилометровые тарифы используются в случае, когда по условиям работы автомобиля невозможно применять сдельные или повременные тарифы. Покилометровые тарифы дифференцируются в зависимости от грузоподъемности автомобиля. Тарифы автомобильного транспорта включают в себя надбавки за перевозку грузов в специализированных автомобилях, что связано с более высокой себестоимостью перевозок. Скидки с тарифа применяются в целях повышения коэффициента использования грузоподъемности автомобиля.
|