Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ценообразование на бытовые услуги
С ростом уровня жизни населения все в большей степени возрастает объем потребляемых населением услуг - платных и бесплатных. Расширение сферы и объема оказываемых услуг экономит свободное время трудящихся и является важным фактором воспроизводства рабочей силы. По социальной значимости услуги делятся на две группы: услуги особой социальной значимости, которые имеют важное значение в обеспечении условий жизни населения, и обычные виды услуг массового спроса. В отношении услуг особой социальной значимости проводится политика цен, направленная на создание возможностей обеспечения потребностей всех групп населения в этих услугах в минимальном объеме (к таким услугам относится обеспечение потребности людей в жилье и медицинских услугах). Цены на услуги массового спроса формируются под действием чисто рыночных факторов. Уровень цен и тарифов на эти услуги в значительной степени зависит от географического фактора и фактора сезонности. Влияние географического фактора проявляется в территориальной дифференциации цен и тарифов на большинство видов услуг. Формирование тарифов на услуги зависит от специфики потребительной стоимости услуг. Часть их связана с производством потребительных стоимостей, удовлетворяющих индивидуальные потребности. В этом случае цена этой услуги зависит не только от затрат общественно необходимого труда на оказание услуги, но и от сложившихся цен на аналогичные новые товары массового производства. Другие виды услуг связаны с обслуживанием индивидуума без создания потребительных стоимостей. Цена такой услуги зависит только от количества и качества затраченного общественно необходимого труда. В общем виде на формирование тарифов на различные услуги оказывают влияние следующие их качественные характеристики: · тарифы на жилье учитывают его комфортность; · качество транспортной услуги определяется комфортностью и скоростью проезда; · качество почтовой услуги зависит от скорости и своевременности доставки корреспонденции. В рыночной экономике тарифы на большинство платных услуг устанавливаются предпринимателями, оказывающими услуги, с учетом складывающихся затрат и соотношения спроса и предложения или на договорной основе. Государством в настоящее время регулируются тарифы на коммунальные услуги, пассажирский транспорт, связь. Тарифы на услуги коммунальных предприятий определяются на основе нормативных затрат. Однако методология их расчета недостаточно совершенна, что позволяет предприятиям коммунального хозяйства закладывать экономически завышенные, необоснованные затраты для утверждения тарифов. Коммунальные предприятия включают в тариф завышенные затраты на оплату труда, строительство жилья, завышают оценку основных фондов и амортизации, что увеличивает инвестиционную составляющую тарифа. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются органами региональной власти. Однако отсутствие необходимых методических документов по регулированию цен в сфере естественных монополий делает этот процесс недостаточно эффективным. На региональном уровне устанавливается предельный размер стоимости жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемых населением. На региональном уровне определяются объекты и порядок регулирования тарифов на коммунальные услуги. Ценовое регулирование имеет очень важное значение в жилищно-коммунальной сфере, которая представляет собой локальную естественную монополию и от работы которой во многом зависят благополучие и качество жизни населения. Регулирование тарифов на жилищно-коммунальные услуги должно учитывать политические, финансовые, инвестиционные и другие проблемы региона.
|