Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура учебной дисциплины. Выписка из учебного плана Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб






 

ОДО

Таблица 1

Выписка из учебного плана

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб. раб., час. СРС, час Форма аттестаци
зач. ед. час
          -   зачет

ОЗО

Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб. раб., час. СРС, час Форма аттестаци
зач. ед. час
          -   зачет

Ø Таблица 2.

Ø Содержание дисциплины

№ раздела Наименование раздела Форма рубежного контроля
  Ø Теоретическая логика Ø Контрольная работа
  Ø Практическая логика Ø Контрольная работа

Ø

Ø ОДО

Таблица 3.

Тематический план по дисциплине

№ п/п Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит часов Из них СРС
лекц. практ лаб.
  2. Раздел 1: Теоретическая логика:            
Тема 1. Предмет логики            
Тема 2. Понятие            
Тема 3. Суждение и вопрос            
Тема 4. Логический анализ языка            
Тема 5. Дедуктивные рассуждения            
Раздел 2 Практическая логика            
Тема 6. Вероятностные рассуждения            
Тема 7. Логические основы аргументации            
Тема 8. Логика в системе культуры            
Тема 9. Логика и риторика            
  Всего часов:            

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа.

Ø

Ø ОЗО

№ п/п Разделы курса, темы занятий Всего часов Всего аудит часов Из них СРС
лекц. практ лаб.
  2. Раздел 1: Теоретическая логика:
Тема 1. Предмет логики            
Тема 2. Понятие            
Тема 3. Суждение и вопрос            
Тема 4. Логический анализ языка            
Тема 5. Дедуктивные рассуждения            
Раздел 2 Практическая логика
Тема 6. Вероятностные рассуждения            
Тема 7. Логические основы аргументации            
Тема 8. Логика в системе культуры            
Тема 9. Логика и риторика            
  Всего часов:            

Ø

4.2. Виды занятий и их содержание:

Планы и содержание лекционных занятий

Тема 1. Предмет практической логики.

Основные понятия: мышление, рассуждение, логика.

Основные вопросы

  1. Предмет и значение логики.
  2. Логические законы.
  3. Логика как философская наука.

Правильное рассуждение как предмет логики. Истинность информации и формальная правильность рассуждения. Логические законы и логическое следование. Психологизм в логике и логицизм в психологии. Логика как философская наука. Значение логики для педагога и историка.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что изучает логика?

2. В чем значение логики?

Литература: 5, 17, 44-46

Тема 2. Понятие.

Основные понятия: понятие, объем и содержание понятий, определение понятий, отношения между понятиями, обобщение, ограничение, деление, классификация..

Основные вопросы:

  1. Понятие как составная часть рассуждения
  2. Понятие и термин.
  3. Виды понятий.
  4. Операции над понятиями.

Содержание понятия. Признаки, виды признаков. Объем понятия. Классы, подклассы, элементы. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Выражение понятий в языке. Общие и единичные имена: номинализм и реализм. Определение и его типы. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Значение определений и приемов, сходных с определением, в науке и обучении. Методологические требования к определениям. Понятие как система знаний. Развитие понятий и обучение понятиям.

Способы образования понятий, их культурно-возрастная детерминация. Отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости понятий. Обобщение и ограничение понятий. Виды обобщения в обучении. Деление понятий. Структура и виды деления. Ошибки в делении. Классификация, ее роль в науке.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие существуют основные ошибки при определении понятий?

2. Правила деления понятий.

3. Перечислите основные ошибки при определении понятий.

4. Правила деления понятий.

Литература: 5, 6, 7, 44- 47.

Тема 3. Суждение и вопрос.

Основные понятия: предложение, речевой акт, суждение, вопрос, речевые связки, критерии истинности.

Основные вопросы:

  1. Многообразие речевых актов.
  2. Вопрос и его виды.
  3. Суждение и его виды.
  4. Таблицы истинности для сложных суждений.

Простые и сложные суждения. Модальность суждения.

Вопрос и его виды, условия его логической корректности. Понимание как реконструкция вопроса. Императив и логический анализ действий. Постулаты речевого общения как условия успешного диалога.

Сложные суждения и их виды. Логические связки и их выражение в естественном языке. Логические связки и культура мышления.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как выражается суждение в языке?

2. Правила постановки вопросов.

Литература: 5, 14 44-45.

Тема 4. Логический анализ языка.

Основные понятия: язык, семантика, семиотика, знак, форма, формализм.

Основные вопросы:

  1. Язык как информационная знаковая система и средство представления знаний.
  2. Понятие логической формы.

Знак и информация. Виды знаков и их функционирование в культуре. Понятие семиотической ситуации. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Функции языка.

Основные семантические категории. Логические и дескриптивные термины. Антиномии отношения именования. Экстенсиональные и интенсиональные контексты.

Естественные и искусственные языки. Формализация и символизация. Принципы построения формализованных логических языков.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое искусственный язык?

2. В чем особенности языка логики?

Литература: 4, 5, 44-46.

Тема 5. Дедуктивные рассуждения.

Основные понятия: умозаключение, превращение, обращение, противопоставление предикату, силлогизм, энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема.

Основные вопросы:

  1. Умозаключения и их виды.
  2. Простой категорический силлогизм.
  3. Сложные и сокращенные силлогизмы.

Роль умозаключений в познании. Выводное знание. Непосредственные умозаключения. Превращение, обращение и противопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Энтимема. Проверка правильности силлогизма по общим правилам и круговым схемам. Сложные и сокращенные силлогизмы: энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Силлогистика и современная логика. Условные умозаключения. Разделительные умозаключения. Условно-разделительные умозаключения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем значение умозаключений в познании?

2. Правила категорического силлогизма.

Литература: 1, 5, 44-46.

Тема 6. Вероятностные рассуждения.

Основные понятия: вероятностные рассуждения, индукция, аналогия, модель.

Основные вопросы:

  1. Понятие вероятностного рассуждения, его виды.
  2. Методы научной индукции.
  3. Виды моделей.

Типы индуктивных рассуждений. Демонстративные и недемонстративные индуктивные рассуждения. Условия, повышающие вероятности вывода по индукции. Взаимосвязь индукции и дедукции в научном познании. Аналогия как рассуждение, ее структура и виды. Экспликативная и эвристическая функции аналогии. Аналогия как основа моделирования. Модели и их виды.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем значение индуктивных умозаключений в познании?

2. Назовите методы научной индукции.

Литература: 1, 5, 44-46.

Тема 7. Логические основы аргументации и полемики.

Основные понятия: аргументация, полемика, доказательство, опровержение, дискуссия, спор, критика.

Основные вопросы:

  1. Состав процесса аргументации.
  2. Дискуссия и спор.

Доказательность и убедительность. Пути достижения убедительной доказательности в диалоге. Структура доказательства и опровержения. Правила и ошибки в доказательствах. Логические требования к научной критике.

Дискуссия и спор. Виды спора. Приемы и уловки, применяемые в споре. Виды и функции полемики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Доказательство и аргументация.

2. Правила и ошибки в доказательствах.

Литература: 5, 11, 21.

Тема 8. Логика в системе культуры.

Основные понятия: формальная и неформальная логика, математическая логика, парадокс.

Основные вопросы:

  1. Логика и её место в истории культуры.
  2. Логика и информатика.

Место логики в истории культуры. Социокультурная детерминация рациональности. Развитие логики, смена исторических стилей мышления и образцов обучения. Стиль мышления и парадокс.

Основные этапы развития логики. Логика традиционная и теоретическая. Формирование и современное состояние математической логики. Многообразие логических систем и проблема единства логического знания. Неклассические логики, неклассическая и постнеклассическая наука. Логика и информатика.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое парадокс?

2. Логика и информатика.

Литература: 13, 44.

Тема 9. Логика и риторика.

Основные понятия: риторика, тезаурусы, речевой этикет.

Основные вопросы:

  1. Язык и речь в аргументации.
  2. Риторика как искусство публичной речи.

Активное слушание. Словарь личности и коллективные тезаурусы. Фразеологические кластеры. Лингвистические игры и методы психолингвистического анализа.

Средства аргументации. Цели публичной речи. Средства публичной речи. Понятия и термины в публичной речи. Фактические средства публичной речи. Понятие и содержание речевого этикета.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое риторика?

2. Каковы цели и средства публичной речи?

Литература: 9, 21 44-46.

Планы и содержание семинарских занятий

Тема 1. Предмет практической логики.

Основные понятия: мышление, рассуждение, логика.

Основные вопросы:

  1. Предмет и значение логики.
  2. Логические законы.

Логика как философская наука.

Правильное рассуждение как предмет логики. Истинность информации и формальная правильность рассуждения. Логические законы и логическое следование. Психологизм в логике и логицизм в психологии. Логика как философская наука. Значение логики для педагога и историка.

Вопросы для самоконтроля:

3. Что изучает логика?

4. В чем значение логики?

Литература: 5, 17, 44-46

Тема 2. Понятие.

Основные понятия: понятие, объем и содержание понятий, определение понятий, отношения между понятиями, обобщение, ограничение, деление, классификация..

Основные вопросы:

  1. Понятие как составная часть рассуждения
  2. Понятие и термин.
  3. Виды понятий.
  4. Операции над понятиями.

Понятие как составная часть рассуждения. Содержание понятия. Признаки, виды признаков. Объем понятия. Классы, подклассы, элементы. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия.

Понятие и термин. Выражение понятий в языке. Общие и единичные имена: номинализм и реализм. Определение и его типы. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Значение определений и приемов, сходных с определением, в науке и обучении. Методологические требования к определениям. Понятие как система знаний. Развитие понятий и обучение понятиям.

Способы образования понятий, их культурно-возрастная детерминация. Виды понятий. Отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости понятий. Обобщение и ограничение понятий. Виды обобщения в обучении. Деление понятий. Структура и виды деления. Ошибки в делении. Классификация, ее роль в науке.

Вопросы для самоконтроля:

5. Какие существуют основные ошибки при определении понятий?

6. Правила деления понятий.

7. Перечислите основные ошибки при определении понятий.

8. Правила деления понятий.

Литература: 5, 6, 7, 44- 47.

Тема 3. Суждение и вопрос.

Основные понятия: предложение, речевой акт, суждение, вопрос, речевые связки, критерии истинности.

Основные вопросы:

  1. Многообразие речевых актов.
  2. Вопрос и его виды.
  3. Суждение и его виды.
  4. Таблицы истинности для сложных суждений.

Предложение, речевой акт. Многообразие речевых актов.

Суждение и его виды. Простые и сложные суждения. Модальность суждения.

Вопрос и его виды, условия его логической корректности. Понимание как реконструкция вопроса. Императив и логический анализ действий. Постулаты речевого общения как условия успешного диалога.

Сложные суждения и их виды. Логические связки и их выражение в естественном языке. Логические связки и культура мышления. Таблицы истинности для сложных суждений.

Вопросы для самоконтроля:

3. Как выражается суждение в языке?

4. Правила постановки вопросов.

Литература: 5, 14 44-45.

Тема 4. Логический анализ языка.

Основные понятия: язык, семантика, семиотика, знак, форма, формализм.

Основные вопросы:

1. Язык как информационная знаковая система и средство представления знаний.

2. Понятие логической формы.

Язык как информационная знаковая система и средство представления знаний. Знак и информация. Виды знаков и их функционирование в культуре. Понятие семиотической ситуации. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Функции языка.

Основные семантические категории. Логические и дескриптивные термины. Антиномии отношения именования. Экстенсиональные и интенсиональные контексты.

Естественные и искусственные языки. Формализация и символизация. Принципы построения формализованных логических языков. Понятие логической формы.

Вопросы для самоконтроля:

3. Что такое искусственный язык?

4. В чем особенности языка логики?

Литература: 4, 5, 44-46.

Тема 5. Дедуктивные рассуждения.

Основные понятия: умозаключение, превращение, обращение, противопоставление предикату, силлогизм, энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема.

Основные вопросы:

  1. Умозаключения и их виды.
  2. Простой категорический силлогизм.

Сложные и сокращенные силлогизмы

Умозаключения и их виды. Роль умозаключений в познании и. Выводное знание. Непосредственные умозаключения. Превращение, обращение и пртивопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Энтимема. Проверка правильности силлогизма по общим правилам и круговым схемам. Сложные и сокращенные силлогизмы: энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Силлогистика и современная логика. Условные умозаключения. Разделительные умозаключения. Условно-разделительные умозаключения.

 

Вопросы для самоконтроля:

3. В чем значение умозаключений в познании?

4. Правила категорического силлогизма.

Литература: 1, 5, 44-46.

Тема 6. Вероятностные рассуждения.

Основные понятия: вероятностные рассуждения, индукция, аналогия, модель.

Основные вопросы:

  1. Понятие вероятностного рассуждения, его виды.
  2. Методы научной индукции.

Виды моделей.

Понятие вероятностного рассуждения, его виды. Типы индуктивных рассуждений. Демонстративные и недемонстративные индуктивные рассуждения. Условия, повышающие вероятности вывода по индукции. Методы научной индукции. Взаимосвязь индукции и дедукции в научном познании. Аналогия как рассуждение, ее структура и виды. Экспликативная и эвристическая функции аналогии. Аналогия как основа моделирования. Виды моделей.

Вопросы для самоконтроля:

3. В чем значение индуктивных умозаключений в познании?

4. Назовите методы научной индукции.

Литература: 1, 5, 44-46.

Тема 7. Логические основы аргументации и полемики.

Основные понятия: аргументация, полемика, доказательство, опровержение, дискуссия, спор, критика.

Основные вопросы:

  1. Состав процесса аргументации.
  2. Дискуссия и спор.

Доказательность и убедительность. Пути достижения убедительной доказательности в диалоге. Структура доказательства и опровержения. Правила и ошибки в доказательствах. Логические требования к научной критике.

Дискуссия и спор. Виды спора. Приемы и уловки, применяемые в споре. Виды и функции полемики.

Вопросы для самоконтроля:

3. Доказательство и аргументация.

4. Правила и ошибки в доказательствах.

Литература: 5, 11, 21.

Тема 8. Логика в системе культуры.

Основные понятия: формальная и неформальная логика, математическая логика, парадокс.

Основные вопросы:

  1. Логика и её место в истории культуры.
  2. Логика и информатика.

Место логики в истории культуры. Социокультурная детерминация рациональности. Развитие логики, смена исторических стилей мышления и образцов обучения. Стиль мышления и парадокс.

Основные этапы развития логики. Логика традиционная и теоретическая. Формирование и современное состояние математической логики. Многообразие логических систем и проблема единства логического знания. Неклассические логики, неклассическая и постнеклассическая наука. Логика и информатика.

Вопросы для самоконтроля.

3. Что такое парадокс?

4. Логика и информатика.

Литература: 13, 44.

Тема 9. Логика и риторика.

Основные понятия: риторика, тезаурусы, речевой этикет.

Основные вопросы:

  1. Язык и речь в аргументации.
  2. Риторика как искусство публичной речи..

Язык и речь в аргументации. Активное слушание. Словарь личности и коллективные тезаурусы. Фразеологические кластеры. Лингвистические игры и методы психолингвистического анализа.

Средства аргументации. Цели публичной речи. Средства публичной речи. Понятия и термины в публичной речи. Фактические средства публичной речи. Понятие си содержание речевого этикета.

Вопросы для самоконтроля.

1. Что такое риторика?

2. Каковы цели и средства публичной речи?

Литература: 9, 21 44-46.

Список рекомендуемой литературы к лекционным и семинарским занятиям.

Основная литература

1. Гетманова А. Д. Логика: Учебник для педагогических вузов и университетов. – М., 2013.

2. Губанова М.А., Похилько А.Д. Основы практической логики. – Армавир, 2014.

3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. - 365 с.

 

Дополнительная литература

1. Бажанов В. А. История логики в России и СССР. − М.: Канон+, 2007. – 336 с.

2. Бойко А.П. Логика: Учебное пособие для уч-ся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994. – 80 c.

3. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. − М.: ИНФРА-М, 2001. − 296 с.

4. Гетманова А.Д. Логика: Учеб.дляпед. вузов. - М.: Высшая школа, 1986. - 287 C.

5. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для пед. учебных заведений. - 6-е изд. - М.-Ленинград: ИКФ Омега; Высшая школа, 2002. - 416 C.

6. Гетманова А.Д. Логика: Учебник.дляпед. заведений. – М.: Новая школа, 1995. - 416 c.

7. Гладкий А. В. Введение в современную логику. − М.: МЦНМО, 2001. − 200 с.

8. Гладкий А. В. Введение в современную логику. Изд. 2-е, исправ. М.: Либроком, 2009. − 240 с.

9. Гомбоева Л. В. Индивидуальные контрольные задания по логике с методическими указаниями по их решению. − Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. − 45 с.

10. Гомбоева Л. В., Кузьмин А. В. Задачи по логике. Учебное пособие. − Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. − 154 с.

11. Ивин А.А. Логика для журналистов. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 224 C.

12. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Дело, 2005. – 342с.

13. Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. − М.: Дело, 2003. − 208 с.

14. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. – М., 2001.

15. Купарашвили М. Д. Неклассическая логика: Учебное пособие. − Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. − 74 с.

16. Купарашвили М. Д., Нехаев А. В., Разумов В. И., Черняк Н. А. Логика: Учебное пособие для студентов. − Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. − 124 с.

17. Курбатов В. И. Логика в вопросах и ответах: Учеб.пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 384 c.

18. Курбатов В. И. Логика. Учеб.пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 320 c.

19. Похилько А.Д. Практическая логика. Армавир. 2007. - 132 с.

20. Свинцов В.И. Логика: Учеб.для фак. журналистики ун-тов и ред.-изд. фак. полигр. ин-тов. - М.: Высш. шк., 1987. – 286с..

21. Упражнения по логике / Под ред В.И. Кириллова. Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 159 C.

22. Челидзе Е.И. Основы практической логики: Учеб.метод. пособие. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. - 80 C.

23. Черняк Н. А. Логика: Учебное пособие. − Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. − 84 с.

 

Периодические издания

Журнал «Философские науки».

Интернет-ресурсы

https://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm Справочник носит энциклопедический характер (см. раздел «Культурология»).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.032 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал