Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура учебной дисциплины. Выписка из учебного плана Семестр Трудоемкость Лекции, час. Практич. занятия, час. Лаб
ОДО Таблица 1 Выписка из учебного плана
ОЗО
Ø Таблица 2. Ø Содержание дисциплины
Ø Ø ОДО Таблица 3. Тематический план по дисциплине
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы - 72 часа. Ø Ø ОЗО
Ø 4.2. Виды занятий и их содержание: Планы и содержание лекционных занятий Тема 1. Предмет практической логики. Основные понятия: мышление, рассуждение, логика. Основные вопросы
Правильное рассуждение как предмет логики. Истинность информации и формальная правильность рассуждения. Логические законы и логическое следование. Психологизм в логике и логицизм в психологии. Логика как философская наука. Значение логики для педагога и историка. Вопросы для самоконтроля: 1. Что изучает логика? 2. В чем значение логики? Литература: 5, 17, 44-46 Тема 2. Понятие. Основные понятия: понятие, объем и содержание понятий, определение понятий, отношения между понятиями, обобщение, ограничение, деление, классификация.. Основные вопросы:
Содержание понятия. Признаки, виды признаков. Объем понятия. Классы, подклассы, элементы. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Выражение понятий в языке. Общие и единичные имена: номинализм и реализм. Определение и его типы. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Значение определений и приемов, сходных с определением, в науке и обучении. Методологические требования к определениям. Понятие как система знаний. Развитие понятий и обучение понятиям. Способы образования понятий, их культурно-возрастная детерминация. Отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости понятий. Обобщение и ограничение понятий. Виды обобщения в обучении. Деление понятий. Структура и виды деления. Ошибки в делении. Классификация, ее роль в науке. Вопросы для самоконтроля: 1. Какие существуют основные ошибки при определении понятий? 2. Правила деления понятий. 3. Перечислите основные ошибки при определении понятий. 4. Правила деления понятий. Литература: 5, 6, 7, 44- 47. Тема 3. Суждение и вопрос. Основные понятия: предложение, речевой акт, суждение, вопрос, речевые связки, критерии истинности. Основные вопросы:
Простые и сложные суждения. Модальность суждения. Вопрос и его виды, условия его логической корректности. Понимание как реконструкция вопроса. Императив и логический анализ действий. Постулаты речевого общения как условия успешного диалога. Сложные суждения и их виды. Логические связки и их выражение в естественном языке. Логические связки и культура мышления. Вопросы для самоконтроля: 1. Как выражается суждение в языке? 2. Правила постановки вопросов. Литература: 5, 14 44-45. Тема 4. Логический анализ языка. Основные понятия: язык, семантика, семиотика, знак, форма, формализм. Основные вопросы:
Знак и информация. Виды знаков и их функционирование в культуре. Понятие семиотической ситуации. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Функции языка. Основные семантические категории. Логические и дескриптивные термины. Антиномии отношения именования. Экстенсиональные и интенсиональные контексты. Естественные и искусственные языки. Формализация и символизация. Принципы построения формализованных логических языков. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое искусственный язык? 2. В чем особенности языка логики? Литература: 4, 5, 44-46. Тема 5. Дедуктивные рассуждения. Основные понятия: умозаключение, превращение, обращение, противопоставление предикату, силлогизм, энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Основные вопросы:
Роль умозаключений в познании. Выводное знание. Непосредственные умозаключения. Превращение, обращение и противопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Энтимема. Проверка правильности силлогизма по общим правилам и круговым схемам. Сложные и сокращенные силлогизмы: энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Силлогистика и современная логика. Условные умозаключения. Разделительные умозаключения. Условно-разделительные умозаключения.
Вопросы для самоконтроля: 1. В чем значение умозаключений в познании? 2. Правила категорического силлогизма. Литература: 1, 5, 44-46. Тема 6. Вероятностные рассуждения. Основные понятия: вероятностные рассуждения, индукция, аналогия, модель. Основные вопросы:
Типы индуктивных рассуждений. Демонстративные и недемонстративные индуктивные рассуждения. Условия, повышающие вероятности вывода по индукции. Взаимосвязь индукции и дедукции в научном познании. Аналогия как рассуждение, ее структура и виды. Экспликативная и эвристическая функции аналогии. Аналогия как основа моделирования. Модели и их виды. Вопросы для самоконтроля: 1. В чем значение индуктивных умозаключений в познании? 2. Назовите методы научной индукции. Литература: 1, 5, 44-46. Тема 7. Логические основы аргументации и полемики. Основные понятия: аргументация, полемика, доказательство, опровержение, дискуссия, спор, критика. Основные вопросы:
Доказательность и убедительность. Пути достижения убедительной доказательности в диалоге. Структура доказательства и опровержения. Правила и ошибки в доказательствах. Логические требования к научной критике. Дискуссия и спор. Виды спора. Приемы и уловки, применяемые в споре. Виды и функции полемики. Вопросы для самоконтроля: 1. Доказательство и аргументация. 2. Правила и ошибки в доказательствах. Литература: 5, 11, 21. Тема 8. Логика в системе культуры. Основные понятия: формальная и неформальная логика, математическая логика, парадокс. Основные вопросы:
Место логики в истории культуры. Социокультурная детерминация рациональности. Развитие логики, смена исторических стилей мышления и образцов обучения. Стиль мышления и парадокс. Основные этапы развития логики. Логика традиционная и теоретическая. Формирование и современное состояние математической логики. Многообразие логических систем и проблема единства логического знания. Неклассические логики, неклассическая и постнеклассическая наука. Логика и информатика. Вопросы для самоконтроля. 1. Что такое парадокс? 2. Логика и информатика. Литература: 13, 44. Тема 9. Логика и риторика. Основные понятия: риторика, тезаурусы, речевой этикет. Основные вопросы:
Активное слушание. Словарь личности и коллективные тезаурусы. Фразеологические кластеры. Лингвистические игры и методы психолингвистического анализа. Средства аргументации. Цели публичной речи. Средства публичной речи. Понятия и термины в публичной речи. Фактические средства публичной речи. Понятие и содержание речевого этикета. Вопросы для самоконтроля. 1. Что такое риторика? 2. Каковы цели и средства публичной речи? Литература: 9, 21 44-46. Планы и содержание семинарских занятий Тема 1. Предмет практической логики. Основные понятия: мышление, рассуждение, логика. Основные вопросы:
Логика как философская наука. Правильное рассуждение как предмет логики. Истинность информации и формальная правильность рассуждения. Логические законы и логическое следование. Психологизм в логике и логицизм в психологии. Логика как философская наука. Значение логики для педагога и историка. Вопросы для самоконтроля: 3. Что изучает логика? 4. В чем значение логики? Литература: 5, 17, 44-46 Тема 2. Понятие. Основные понятия: понятие, объем и содержание понятий, определение понятий, отношения между понятиями, обобщение, ограничение, деление, классификация.. Основные вопросы:
Понятие как составная часть рассуждения. Содержание понятия. Признаки, виды признаков. Объем понятия. Классы, подклассы, элементы. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Понятие и термин. Выражение понятий в языке. Общие и единичные имена: номинализм и реализм. Определение и его типы. Номинальные и реальные, явные и неявные определения. Значение определений и приемов, сходных с определением, в науке и обучении. Методологические требования к определениям. Понятие как система знаний. Развитие понятий и обучение понятиям. Способы образования понятий, их культурно-возрастная детерминация. Виды понятий. Отношения между понятиями. Типы совместимости и несовместимости понятий. Обобщение и ограничение понятий. Виды обобщения в обучении. Деление понятий. Структура и виды деления. Ошибки в делении. Классификация, ее роль в науке. Вопросы для самоконтроля: 5. Какие существуют основные ошибки при определении понятий? 6. Правила деления понятий. 7. Перечислите основные ошибки при определении понятий. 8. Правила деления понятий. Литература: 5, 6, 7, 44- 47. Тема 3. Суждение и вопрос. Основные понятия: предложение, речевой акт, суждение, вопрос, речевые связки, критерии истинности. Основные вопросы:
Предложение, речевой акт. Многообразие речевых актов. Суждение и его виды. Простые и сложные суждения. Модальность суждения. Вопрос и его виды, условия его логической корректности. Понимание как реконструкция вопроса. Императив и логический анализ действий. Постулаты речевого общения как условия успешного диалога. Сложные суждения и их виды. Логические связки и их выражение в естественном языке. Логические связки и культура мышления. Таблицы истинности для сложных суждений. Вопросы для самоконтроля: 3. Как выражается суждение в языке? 4. Правила постановки вопросов. Литература: 5, 14 44-45. Тема 4. Логический анализ языка. Основные понятия: язык, семантика, семиотика, знак, форма, формализм. Основные вопросы: 1. Язык как информационная знаковая система и средство представления знаний. 2. Понятие логической формы. Язык как информационная знаковая система и средство представления знаний. Знак и информация. Виды знаков и их функционирование в культуре. Понятие семиотической ситуации. Основные семиотические аспекты языка: синтаксис, семантика, прагматика. Функции языка. Основные семантические категории. Логические и дескриптивные термины. Антиномии отношения именования. Экстенсиональные и интенсиональные контексты. Естественные и искусственные языки. Формализация и символизация. Принципы построения формализованных логических языков. Понятие логической формы. Вопросы для самоконтроля: 3. Что такое искусственный язык? 4. В чем особенности языка логики? Литература: 4, 5, 44-46. Тема 5. Дедуктивные рассуждения. Основные понятия: умозаключение, превращение, обращение, противопоставление предикату, силлогизм, энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Основные вопросы:
Сложные и сокращенные силлогизмы Умозаключения и их виды. Роль умозаключений в познании и. Выводное знание. Непосредственные умозаключения. Превращение, обращение и пртивопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Энтимема. Проверка правильности силлогизма по общим правилам и круговым схемам. Сложные и сокращенные силлогизмы: энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема. Силлогистика и современная логика. Условные умозаключения. Разделительные умозаключения. Условно-разделительные умозаключения.
Вопросы для самоконтроля: 3. В чем значение умозаключений в познании? 4. Правила категорического силлогизма. Литература: 1, 5, 44-46. Тема 6. Вероятностные рассуждения. Основные понятия: вероятностные рассуждения, индукция, аналогия, модель. Основные вопросы:
Виды моделей. Понятие вероятностного рассуждения, его виды. Типы индуктивных рассуждений. Демонстративные и недемонстративные индуктивные рассуждения. Условия, повышающие вероятности вывода по индукции. Методы научной индукции. Взаимосвязь индукции и дедукции в научном познании. Аналогия как рассуждение, ее структура и виды. Экспликативная и эвристическая функции аналогии. Аналогия как основа моделирования. Виды моделей. Вопросы для самоконтроля: 3. В чем значение индуктивных умозаключений в познании? 4. Назовите методы научной индукции. Литература: 1, 5, 44-46. Тема 7. Логические основы аргументации и полемики. Основные понятия: аргументация, полемика, доказательство, опровержение, дискуссия, спор, критика. Основные вопросы:
Доказательность и убедительность. Пути достижения убедительной доказательности в диалоге. Структура доказательства и опровержения. Правила и ошибки в доказательствах. Логические требования к научной критике. Дискуссия и спор. Виды спора. Приемы и уловки, применяемые в споре. Виды и функции полемики. Вопросы для самоконтроля: 3. Доказательство и аргументация. 4. Правила и ошибки в доказательствах. Литература: 5, 11, 21. Тема 8. Логика в системе культуры. Основные понятия: формальная и неформальная логика, математическая логика, парадокс. Основные вопросы:
Место логики в истории культуры. Социокультурная детерминация рациональности. Развитие логики, смена исторических стилей мышления и образцов обучения. Стиль мышления и парадокс. Основные этапы развития логики. Логика традиционная и теоретическая. Формирование и современное состояние математической логики. Многообразие логических систем и проблема единства логического знания. Неклассические логики, неклассическая и постнеклассическая наука. Логика и информатика. Вопросы для самоконтроля. 3. Что такое парадокс? 4. Логика и информатика. Литература: 13, 44. Тема 9. Логика и риторика. Основные понятия: риторика, тезаурусы, речевой этикет. Основные вопросы:
Язык и речь в аргументации. Активное слушание. Словарь личности и коллективные тезаурусы. Фразеологические кластеры. Лингвистические игры и методы психолингвистического анализа. Средства аргументации. Цели публичной речи. Средства публичной речи. Понятия и термины в публичной речи. Фактические средства публичной речи. Понятие си содержание речевого этикета. Вопросы для самоконтроля. 1. Что такое риторика? 2. Каковы цели и средства публичной речи? Литература: 9, 21 44-46. Список рекомендуемой литературы к лекционным и семинарским занятиям. Основная литература 1. Гетманова А. Д. Логика: Учебник для педагогических вузов и университетов. – М., 2013. 2. Губанова М.А., Похилько А.Д. Основы практической логики. – Армавир, 2014. 3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие для бакалавров. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. - 365 с.
Дополнительная литература 1. Бажанов В. А. История логики в России и СССР. − М.: Канон+, 2007. – 336 с. 2. Бойко А.П. Логика: Учебное пособие для уч-ся гимназий, лицеев и школ гуманитарного профиля. – М.: Новая школа, 1994. – 80 c. 3. Бочаров В. А., Маркин В. И. Основы логики: Учебник. − М.: ИНФРА-М, 2001. − 296 с. 4. Гетманова А.Д. Логика: Учеб.дляпед. вузов. - М.: Высшая школа, 1986. - 287 C. 5. Гетманова А.Д. Логика: Учебник для пед. учебных заведений. - 6-е изд. - М.-Ленинград: ИКФ Омега; Высшая школа, 2002. - 416 C. 6. Гетманова А.Д. Логика: Учебник.дляпед. заведений. – М.: Новая школа, 1995. - 416 c. 7. Гладкий А. В. Введение в современную логику. − М.: МЦНМО, 2001. − 200 с. 8. Гладкий А. В. Введение в современную логику. Изд. 2-е, исправ. М.: Либроком, 2009. − 240 с. 9. Гомбоева Л. В. Индивидуальные контрольные задания по логике с методическими указаниями по их решению. − Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2003. − 45 с. 10. Гомбоева Л. В., Кузьмин А. В. Задачи по логике. Учебное пособие. − Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2004. − 154 с. 11. Ивин А.А. Логика для журналистов. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 224 C. 12. Ивлев Ю.В. Логика. М.: Дело, 2005. – 342с. 13. Ивлев Ю. В. Учебник логики: Семестровый курс: Учебник. − М.: Дело, 2003. − 208 с. 14. Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика. – М., 2001. 15. Купарашвили М. Д. Неклассическая логика: Учебное пособие. − Омск: Изд-во ОмГУ, 2006. − 74 с. 16. Купарашвили М. Д., Нехаев А. В., Разумов В. И., Черняк Н. А. Логика: Учебное пособие для студентов. − Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. − 124 с. 17. Курбатов В. И. Логика в вопросах и ответах: Учеб.пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 384 c. 18. Курбатов В. И. Логика. Учеб.пособие для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 320 c. 19. Похилько А.Д. Практическая логика. Армавир. 2007. - 132 с. 20. Свинцов В.И. Логика: Учеб.для фак. журналистики ун-тов и ред.-изд. фак. полигр. ин-тов. - М.: Высш. шк., 1987. – 286с.. 21. Упражнения по логике / Под ред В.И. Кириллова. Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 1990. - 159 C. 22. Челидзе Е.И. Основы практической логики: Учеб.метод. пособие. - Армавир: РИЦ АГПУ, 2006. - 80 C. 23. Черняк Н. А. Логика: Учебное пособие. − Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. − 84 с.
Периодические издания Журнал «Философские науки». Интернет-ресурсы https://www.sci.aha.ru/ALL/index.htm Справочник носит энциклопедический характер (см. раздел «Культурология»).
|