Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации студентам по подготовке и проведению семинарских занятий.
Семинарские занятия являются средством углубления и закрепления студентами знаний по вопросам темы, а также формой контроля их самостоятельной работы. Для семинара характерны дискуссии, широкий диалог, сопоставление мнений, развивающие у студентов творческое мышление, способность логически стройно и аргументированно излагать свои мысли, вырабатывать навыки пропагандистского мастерства и другие качества, столь необходимые специалисту в его практической работе. В ходе семинара следует внимательно слушать выступления товарищей, записывать интересные мысли и факты, расширяя и углубляя тем самым свои знания, а также отмечать неясные или спорные положения, уточняя их в ходе обсуждения вопросов. На семинаре необходимо выступать смело и непринужденно, учиться полемизировать, отстаивать свою точку зрения и одновременно внимательно относиться к другому мнению, стремиться понять его, не уходя от острых проблем, задавать друг другу и преподавателю вопросы. Эффективность семинаров, степень достижения поставленных перед ними целей во многом определяется тем, насколько продуктивно студенты занимаются самостоятельной работой - основным методом глубокого, осмысленного усвоения учебного материала. Приступая к самостоятельному изучению каждой темы, необходимо прежде всего внимательно ознакомиться с планом соответствующего семинара, разобраться в смысле поставленных в нем вопросов. Затем целесообразно изучить свои записи, сделанные на лекции. И лишь потом приступить к чтению учебных пособий. На каждый вопрос семинара рекомендуется составлять краткие тезисы ответа, либо развернутый его план. Некоторые студенты пренебрежительно относятся к этой работе и выступают на семинаре, что называется, “с голыми руками”. Это серьезная ошибка, не позволяющая вырабатывать навыки последовательного, логически стройного изложения мысли. Другие же студенты, наоборот, делают полную запись своего выступления по вопросам темы. Этого допускать не следует, ибо вместо того, чтобы мобилизовать мысль, такие записи ориентируют на бездумное озвучивание заготовленного текста. Кроме того, на практике это означает, что работа студента сводится к подготовке выступления лишь по одному-двум вопросам, а на остальное просто не хватает времени. И еще хуже, когда в группе перед началом семинара организованно распределяются роли: кому по какой проблеме выступать. Такой способ “развертывания активности” противоречит духу семинара, не способствует творческому усвоению учебного материала, оставляет большие пробелы в знаниях. Вместе с тем, неподготовленность студента к семинару часто является не следствием его недобросовестности, а объясняется отсутствием навыков работы с рекомендованной литературой. В результате времени затрачивается много (главным образом на механическое конспектирование), а материал темы остается неусвоенным. Иногда студенты в своих выступлениях используют логические термины, смысл которых им непонятен, либо понят на обыденном уровне. Такой подход создает лишь иллюзию изучения логической проблемы, сущность же остается неусвоенной. Поэтому под рукой должны быть справочные издания: “Философский энциклопедический словарь”, “Логика. словарь” и др.
|