Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Отметим один важный психологический момент организации самостоятельной работы
Отметим один важный психологический момент организации самостоятельной работы. Он состоит в решении ряда вопросов: по скольким источникам заниматься, пользоваться одним учебником или взять еще и монографии, учебники других авторов, первоисточники, периодику и т. д. Поверхностный подход может привести к мысли, что экономия усилий требует одного источника, причем как можно менее объемного. Практичные студенты часто так и поступают, причем иногда учебник заменяется конспектом лекций, что как будто позволяет не создавать путаницы, разброда мнений. И все-таки становится как-то веселее на душе, когда на столе пирамида книг, журналов и т.п. На удовлетворение познавательной потребности, видимо, действуют какие-то неочевидные закономерности, не связанные жестко с видимой практической пользой. Конечно, чем больше прочтешь, тем больше будешь знать - это ясно. Но, с другой стороны, все, что собрано для работы, прочитать вряд ли удастся, а центральное место займет все-таки одна книга (или один конспект). Остальные, по сути, будут служить фоном, который неявно влияет на подсознание, формирует представления и образы. В этом отношении можно, наверное, говорить о действиях нескольких факторов. Во-первых, невольно ликвидируется психологически оправданное сомнение в том, что еще не опробовалось на практике. Ликвидируется подсознательное убеждение в возможности ограничиться простеньким минимальным знанием. Стопка томов создаст определенное настроение, специфическую атмосферу умственного труда. Это, пожалуй, главная рациональная польза, но и простое любопытство заставит заглянуть в эти книги, а это тоже даст какой-то результат. Во-вторых, единственный учебник в руках создает определенное настроение: человек томится, его внимание ослабляется, интерес скоро угасает, быстро падает эффективность работы. Стопка книг влечет уже своими возможностями, внутренними отношениями, противоречиями. Даже если обращение к неосновной работе ограничивается уровнем отвлечения, просмотром нескольких страниц, схем, знакомством с оглавлением или с аннотацией, то подсознание получит толчок, а сам студент - необходимый тонус. Интерес станет выше, а это, собственно, и необходимо. В-третьих, многокнижие образует явление полифонизма, с его сильнейшим эмоциональным воздействием. Человек не одинок перед книгами, у него возникает чувство общности с теми, кто думал и писал об изучаемых им проблемах. А это очень важно - ощутить себя частью большой жизни, пристрастным к спорам и дискуссиям, противоречиям и особенностям научных школ. Но вначале о конспектах. Они имеют свои особенности. 1. Конспекты конкретного человека относятся к одной-двум областям научного знания, а поэтому допускают элементы, специфичные для этих областей. 2. Конспект требует быстрой записи, поэтому способ ее должен обеспечивать скорость письма. 3. Конспект должен легко читаться и хорошо запоминаться, чему и должна способствовать форма записи. 4. Конспект - сугубо личная запись, и поэтому он допускает использование таких форм, которые понятны только автору. 5. Конспект не ориентирован на восстановление исходного текста, он является записью смысла текста. Чтение как таковое имеет свои приемы. Они включают в себя следующие основные этапы: 1. Предварительное знакомство с содержанием всей книги или какого-то ее раздела. Цель такого знакомства - составить себе представление о книге полностью или о ее части. Далеко не всегда есть необходимость знакомиться с книгой в целом, можно ограничиться теми ее разделами, которые нужны в связи с решаемой задачей. Это особенно относится к монографической, узкоспециальной литературе. 2. Углублённое чтение текста книги, раздела или параграфа. Оно может преследовать несколько целей: понимание основных положений, усвоение фактического материала, уяснение системы доказательств, главных мыслей или выводов автора. Особое внимание нужно обратить на логику, ход рассуждений автора этой работы, попытаться увидеть их отличие от трудов других авторов - специалистов в данной области. 3. Составление плана прочитанного текста. Это необходимо, как правило, тогда, когда работа не конспектируется, но отдельные положения или логика могут пригодиться на занятиях, для участия в научных исследованиях. 4. Составление тезисов или конспекта книги, ее части. Подробнее об этом будет сказано ниже. 5. Написание реферата или аннотации. 6. Составление библиографической справки. План книги (раздела, статьи) - это перечень основных мыслей, содержащихся в ней. Иногда такой план отождествляют с оглавлением. Но такое тождество допустимо только иногда. Чаще для составления плана следует разделить текст на части, каждая из которых включает решение определенного вопроса. Нужно сразу подчеркнуть, что любые записи, которые делает студент при работе с книгой, должны содержать ряд обязательных моментов, облегчающих их дальнейшее использование. Эти моменты связаны с оформлением записей. Конечно, лучше всего выработать правило оформления каждому для себя. Если большая по объему работа содержит главы, параграфы, разделы, то их названия обязательно следует записать. Такой план позволит, например, успешно выступить на семинаре, ясно представить ход мыслей авторов работы при подготовке к экзамену с оценкой и т. д. Разумеется, план может быть и более сложным, когда основные пункты дробятся на подпункты. Главная его ценность - возможность представить себе ясную картину изучаемого материала в целом. Тезисы изучаемой работы - это кратко сформулированные основные положения автора публикации. Они делятся на простые и сложные. Простой тезис - категорически выраженное авторское суждение. Примером развернутого, сложного тезиса может служить отрывок, содержащий мотивировку определенного положения. Тезисы чаще всего пишут своими словами, но наиболее важные положения изучаемой работы лучше записать в виде цитаты. При цитировании отрывка из книги следует обязательно указать страницу. Цитаты или выписки можно рассматривать как дополнение к тезисам. Сами тезисы не содержат доказательств, объяснений. Цитаты и выписки должны содержать их, а также давать фактические данные. Конспект - это краткий пересказ своими словами содержания какой-либо работы или ее части. Правильно составленный конспект определяет уровень, степень понимания и усвоения изучаемой работы. Кроме того, оформление по определенным, выработанным самим’ студентом, правилам ведения конспекта позволит много раз плодотворно использовать его как в ходе учебы в ВУЗе, так и после его окончания. Среди возможных правил оформления конспекта можно взять на вооружение следующее: названия работ, глав, параграфов, сам текст конспектов, цитаты и т. д. стоит писать только на правой стороне тетради, оставляя левую чистой (это же правило полезно применять и при конспектировании лекций). Когда студенты слушают такую рекомендацию, то чаще всего выдвигается следующее соображение: в этом случае конспекты будут иметь вдвое больший объем, чем обычно. Но выгода “обычного” оформления конспекта мнима. Возьмем, например, конспектирование работ, статей по общественным наукам. Многие из них изучаются в курсах философии, истории и т. д. Нет никакой необходимости конспектировать одну и ту же работу несколько раз. Чаще всего бывает достаточно отметить какой-либо аспект работы, имеющий значение при изучении нового курса, какие-то положения ее. Именно для этого используется левая, чистая страница тетради. Здесь можно изложить нужное положение, выписать необходимую цитату и т. п. Кроме того, предложенное оформление конспекта с большим успехом может использоваться при изучении монографической литературы. Полезно запомнить еще некоторые советы по оформлению конспекта. Текст стоит писать аккуратно и разборчиво. Это значительно облегчит использование конспекта, так как можно будет направить усилия на осмысление содержания, а не на дешифровку, раскодирование собственных записей. Каждую новую мысль нужно начинать с новой строки. Хотя левая сторона тетради остается чистой, лучше всего направой оставить поля. Их следует использовать для того, чтобы раскрыть понятия, применяемые автором работы. Наиболее важные положения стоит выделить цветом или подчеркнуть. Целесообразно пользоваться и так называемыми уступами, когда важное положение или цитата записываются с оставлением широкого поля слева, справа или с обеих сторон. Поскольку текстуальный или свободный конспект есть краткое изложение прочитанного, то нужно сознательно стремиться к тому, чтобы каждая фраза была наполнена в смысловом отношении. Как творческий мыслительный процесс, конспектирование способствует формированию навыков логического изложения мыслей. Как правило, объем конспектов должен быть в 10-15 раз меньше объема конспектируемого произведения. Само конспектирование (как глубокую проработку содержания оригинального произведения или документа) стоит начинать после изучения записи лекций, просмотра учебных пособий. Тогда конспектирование станет логическим продолжением и развитием, дополнением известных студенту положений. При таком подходе к работе будут актуализированы положения, аргументы и выводы автора первоисточника, а сам процесс конспектирования превратится в углубленное проникновение в суть определенных проблем. Очень важно не ограничиваться одним изложением текста. В конспект стоит вносить собственные мысли, комментарии к содержанию изучаемой проблемы. Это наиболее существенный показатель творческого отношения к произведению или документу, ценнейший результат самостоятельного труда. Если этот результат не зафиксировать, он пропадет, мысль забудется. Поэтому такие заметки следует вносить по ходу конспектирования, но делать условную пометку о том, что это собственные мысли. Форму пометок нужно выбирать самим студентам. Это может быть выделение определенным цветом, подчеркивание волнистой линией, квадратные скобки, буквы “ms” (от слов - “myspeculations” - мои размышления) или (что то же самое) русские буквы “МР” - мои размышления и т. п. При работе с любой литературой для ее конспектирования можно предложить следующую методику: 1. С максимальной внимательностью прочитать весь текст, хорошо разобраться в сути рассматриваемых вопросов и вести запись. Иногда запись “не идёт”, и студенту кажется, что он все понимает, но не может только выразить свое понимание. На самом деле в таких случаях материал не усвоен, нужно продолжить изучение текста. 2. Записи должны быть сжатыми, немногословными, должны отражать самую суть проблемы. 3. Стоит особое внимание уделить правильному оформлению конспекта, причем правило оформления вырабатывает сам студент. 4. Последовательность записей должна соответствовать логике источника и логике авторского текста в каждой главе и параграфе. 5. Нельзя забывать занести в конспект собственные мысли, обозначив их, как сказано выше. Ранее рассмотрен так называемый простой конспект, представляющий собою запись авторской мысли без особого анализа и оценки. Кроме него, в методической литературе выделяется сложный конспект. Он включает несколько видов записей: план, тезисы, цитаты. Каждый вид записи должен соответствовать решению конкретной задачи при изучении отдельных частей книги. Для изучения одних глав достаточно плана, другие главы или отдельные параграфы могут быть записаны в виде тезисов, включать цитирования, свои рассуждения. В конце наиболее важных разделов формулируются выводы. Иногда сложный конспект может составляться по нескольким источникам, он называется сводным. Как правило, он разрабатывается для подготовки к семинарскому занятию. На основе плана занятия студент намечает последовательность изучения источников и делает рабочие записи каждого из них в отдельности. В таких случаях форма записи играет исключительную, иногда определяющую роль. Она может быть соответствующей хронологии, группироваться по взглядам авторов, представлять собой группу ответов на определенный вопрос и т. п. Рецензия. Обычно считается, что это газетно-журнальный стиль, используемый для разбора и оценки художественного или научного произведения. Кроме этого, под рецензией понимается и отзыв на научную работу. Для нас важно то, что используя форму отзыва, включающего элементы разбора и оценки, студент может получить в сжатом, аккумулированном виде запись, отражающую наиболее важные проблемы книги и их оценку. Но нельзя забывать, что рецензирование должно быть подчинено определенным правилам: 1. Точное указание фамилии и инициалов автора, полное название источника, его выходные данные (место издания, издательство, год издания, страницы, приложения и т. п.) 2. Оценка научной и познавательной ценности, концептуальной направленности содержания. 3. Положительные и отрицательные стороны системы доказательств, их объективность, особенности языка, стиля, оформления. 4. Достоинства и недостатки иллюстративного материала в содержании, его “весомость”. 5. Фактические и смысловые ошибки (если они есть). 6. Определение круга читателей, полезности, возможности использования содержательной стороны работы, фактических данных в учебе, будущей практической деятельности. 7. Выводы и заключения, критическая оценка. Все положения должны быть обоснованными и конкретными, а общая оценка - вполне определенная. Рецензия может быть общим или кратким суждением о книге в целом или о ее частях. В некоторых случаях составление аннотации является завершающим этапом работы с книгой. В этом случае процесс чтения должен сопровождаться пометкой тех положений, которые должны быть отмечены в аннотации. Подобная работа способствует формированию навыков сосредоточенности, внимательности, читательской наблюдательности. В последние годы привычное, “классическое” конспектирование начинает приобретать новые черты, разрабатываются новые его приемы. Одним из таких приемов, пожалуй, наиболее эффективным, является конспектирование по логическим заданиям. Этот прием конспектирования разработан для изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин, но он может быть использован и для изучения монографий, других работ в области естественных и технических наук. Что касается гуманитарных и социально-экономических дисциплин, то использование логических заданий помогает преодолеть одну из наиболее существенных трудностей, с которыми встречаются студенты, конспектируя первоисточники, монографии и др. Эти источники многоаспектны. Они никогда не были предназначены для использования в учебной работе (по крайней мере, очень многие из них). Это же можно сказать и о монографиях. Именно многоаспектность затрудняет студенту выявление логического или других аспектов какой-либо конкретной работы. На практике получается, что студент добросовестно пересказывает всю работу, а то, что в данном случае является главным, или едва замечает, или не замечает совсем.
|