Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации студентам по подготовке докладов и тематических выступлений.
Доклад представляет собой изложение одной из узловых проблем семинарского занятия и является результатом самостоятельной работы студента по заданной теме. Как правило, в основу его ложится анализ литературы по проблеме. Он должен носить характер краткого, но в то же время глубоко аргументированного устного сообщения и содержать необходимый материал для дальнейшего обсуждения предусмотренных планом учебных вопросов и развертывания дискуссий на занятии. Тематическое сообщение (выступление) более узко по содержанию и служит дополнительным источником информации по теме семинарского занятия. Так же, как и доклад его отличает творческий, поисковый характер. Сообщение должно быть рассчитано на 7-10 минут. В нем автор должен, по возможности, полно осветить различные точки зрения на проблему, выразить собственное мнение, сделать критический анализ теоретического и практического материала. Подготовка доклада (сообщения, выступления) начинается с изучения источников, рекомендованных к соответствующему разделу курса, а также специальной литературы для докладчика, список которой можно получить в учебном кабинете кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук (каб. № 62). Важно также ознакомиться с имеющимися по данной теме монографиями, учебными пособиями, научными информационными статьями, опубликованными в периодической печати. Относительно небольшой объем текста доклада и лимит времени, отведенного для устного сообщения, обусловливает потребность в тщательном отборе материала, умелом выделении главных положений в содержании доклада, использовании наиболее доказательных фактов и убедительных примеров, исключении повторений и многословия. Решить эти задачи помогает составление развернутого плана. План доклада должен содержать следующие главные компоненты: краткое вступление, вопросы и их основные тезисы, заключение, список литературы. После составления плана можно приступить к написанию текста. Во вступлении важно показать актуальность проблемы, ее практическую значимость и место в деятельности будущих педагогических кадров. При изложении вопросов темы раскрываются ее основные теоретические положения. В заключении нужно сделать выводы. Материал содержания вопросов полезно располагать в таком порядке: Ø тезис; Ø доказательство тезиса; Ø вывод и т. д. Тезис - это главное основополагающее утверждение. Он обосновывается путем привлечения необходимых цитат, цифрового материала, ссылок на статьи. При изложении содержания вопросов особое внимание должно быть обращено на раскрытие причинно-следственных связей, на логическую последовательность тезисов, а также на формулирование окончательных выводов. Выводы должны быть краткими, точными, достаточно аргументированными всем содержанием доклада. В процессе устного выступления на семинаре с докладом автор должен показать умение свободно, убедительно и логично излагать содержание подготовленного материала, сконцентрировать внимание аудитории на главных положениях, привести доказательства в интересной и живой форме. Необходимо, как в любом устном выступлении, следить за интонацией и правильностью речи, жестикуляцией, стараться избегать привязанности к тексту, уложиться в регламент выступления. На возникшие вопросы докладчик отвечает сразу, либо может взять время для подготовки обстоятельных ответов. Общий анализ качества доклада по содержанию и методике изложения проводят сами студенты в ходе занятия, окончательную оценку дает преподаватель. В процессе подготовки доклада докладчик может получить консультацию у преподавателя, а в случае необходимости уточнить затем отдельные положения. Завершение доклада (выступления) предполагает ознакомление группы с использованной для раскрытия темы литературой, для чего докладчик делает ее выставку. По желанию д-окладчика текст доклада (тематического выступления) может быть оформлен в виде реферата и предъявлен на кафедру как форма отчетности по научной работе.
|