![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение. Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева и др.) языковое образование и речевое развитие учащихся являются одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе, обучения. Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно-деятельностных умений и навыков учащихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики родного языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включенности в современное общество. В то же время методисты, педагоги и руководители образования с тревогой отмечают, что резко снижается успеваемость учащихся по родному языку, растет уже второе поколение неграмотных детей. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего — публичным искажением русского языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток учащихся с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы I и II ступени. В этой связи меняются роль и место логопеда в общеобразовательных учреждениях. Логопед все чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего по родному языку, а также по другим предметам. Во всех случаях коррекции дефектов речи логопед фактически работает с лингвистической структурой дефекта, которая должна быть отражена в логопедических заключениях. Фонетический дефект — недостаток речи, при котором дефекты произношения составляют изолированное нарушение. В логопедическом заключении следует отразить характер искажения звука (например: р — велярное, увулярное; с — межзубное, боковое; ш-ж — нижние, губные и т.д.). В этом случае коррекционное воздействие ограничивается постановкой и автоматизацией звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Это означает, что имеет место недоразвитие всей звуковой стороны речи ребенка: дефекты произношения, трудности различения (дифференциации) оппозиционных звуков, разная степень недостаточной сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Общее недоразвитие речи (ОНР). Лингвистическая структура данного дефекта свидетельствует о том, что у ребенка недостаточно сформирована вся система средств языка: дефекты произношения, трудности различения оппозиционных звуков, количественная и качественная неполноценность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, выраженность которых может быть различной. Такой уровень лингвистического недоразвития может наблюдаться при разных формах речевой патологии (алалия, дизартрия, ринолалия). В этих случаях логопедическое заключение должно включать как структуру дефекта, так и форму речевой патологии:
ФФН, ОНР (III уровень)
ОНР (11-111 уровень) при синдроме моторной или сенсорной формы алалии (заключение врача); у ребенка с моторной или сенсорной формой алалии (заключение логопеда).
Дефекты произношения звуков ФФН, ОНР (III уровень) Приведенные логопедические заключения характеризуют уровень сформированности устной речи. Поскольку недостатки чтения и письма являются вторичными проявлениями определенного уровня недостаточной сформированности устной речи, логопедические заключения отражают причинно-следственную зависимость первичного и вторичного дефекта, а именно: • недостатки чтения и письма, обусловленные ОНР; • недостатки чтения и письма, обусловленные ФФН; • недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием. В случаях дизартрии, ринолалии, алалии логопедические заключения о недостатках чтения и письма при ФФН и ОНР дополняются также данными о форме речевой патологии. Поскольку становление речевой функции тесно связано с формированием других высших психических функций, то у детей с первичной речевой патологией наблюдается ряд своеобразных психологических особенностей. Одна из самых характерных — неустойчивость произвольной деятельности. У разных детей это проявляется по-своему, в самых различных формах, и охватывает достаточно широкий круг явлений. У части детей неустойчивость деятельности имеет достаточно широкий спектр ярко выраженных проявлений, что отрицательно сказывается на формировании полноценной учебной деятельности, при выполнении самых разнообразных форм и видов учебной работы, особенно при восприятии учебных заданий, инструкций. Как правило, такие дети не предпринимают достаточных усилий, чтобы осмыслить предложенное им задание. Это порой порождает их растерянность и нерешительность уже на самых начальных этапах работы, и они начинают обращаться за помощью к учителю и товарищам. Некоторые учащиеся крайне медленно ориентируются в заданиях, связанных, например, с построением элементарных геометрических фигур, определенные трудности испытывают при выполнении заданий, связанных с переключением внимания. Следствием низкой способности к переключению внимания можно считать возникающие у некоторых детей трудности осмысления вопросов учителя-логопеда, заданных в необычной для них форме, например: «Какое число больше 20 в 3 раза?»; «В каком числе содержится 3 раза по 20?»; «Чему равно произведение 3x20?». Разное предъявление одного и того же содержания вызывает у части из них недоумение, длительные паузы, растерянность. Итак, что наиболее типично для детей с ОНР? Они долго не могут включиться в работу, с трудом переключаются, обнаруживают пониженный самоконтроль и проявляют некоторую неорганизованность. При этом нельзя забывать, что речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка. Речь полифункциональна. Она как средство общения выполняет коммуникативную и интеллектуальную функции. Основополагающая цель данного пособия — реализация взаимосвязи языкового образования, умственного и речевого развития учащихся в условиях специально организованной развивающей познавательной деятельности. Такая взаимосвязь является основным методическим принципом коррекционного обучения детей с первичной речевой патологией, который определяет содержание и структуру пособия, характер заданий, виды упражнений и весь методический аппарат в целом. Одним из конкретных проявлений принципа взаимосвязи языкового образования и речевого развития детей является коммуникативная направленность обучения, которая обусловлена целью корригирования пробелов в их речевом развитии. Такой подход существенно меняет методику коррекционного обучения, а следовательно, предъявляет новые требования к пособию. Уточняется и само понятие «коррекция речевого недоразвития»: оно не ограничивается восполнением пробелов в формировании средств языка (произношения, различения звуков, словарного запаса, грамматического строя), но и включает овладение полноценной речевой деятельностью, т.к. только в речи «живет» языковая система. При этом особое внимание уделяется формированию, с одной стороны, умений и навыков повседневного общения (ориентировки в ситуации общения, вычленения коммуникативной задачи, учебной обстановки общения), с другой — умения слушать информационную речь, читать учебную книгу, четко формулировать и реализовывать учебные высказывания. Система упражнений пособия направлена на овладение детьми разными видами речевой деятельности и на то, чтобы восполнение пробелов в развитии языковых средств становилось для них одновременно и процессом, целенаправленно развивающим их речевую деятельность, и предпосылкой к формированию полноценной речевой деятельности. В основе методической концепции пособия лежат утвердившийся в дидактике и психологии деятельностный подход к обучению и теория развивающего обучения. Авторы пособия стремятся запрограммировать познавательную деятельность учащихся, управлять ею. С этой целью в пособие включены: • система учебных задач; • сведения операционного характера (о способах деятельности); • материал для наблюдения за языковыми явлениями; • специальные задания, развивающие лингвистическую зоркость, интерес к языку; • разнообразные упражнения, поэтапно формирующие умения с учетом их структуры. Пособие предусматривает овладение учащимися как специальными (языковыми, речевыми), так и общеучебными умениями, формируемыми не изолированно друг от друга, а в едином русле развития познавательной деятельности учащихся, которая организуется таким образом, чтобы усвоение элементов теории было непосредственно связано с их применением в речевой практике, т.е. формирование и совершенствование разных видов речевой деятельности: • говорение — слушание; • чтение — письмо (неразрывные пары); • продуктивные — непродуктивные (рецептивные) виды речевой деятельности; • виды общения: бытовое, повседневное учебное (на занятиях, в классе, на экзаменах и т.д.); • отработка компонентов коммуникативной системы в процессе общения: КТО? (адресант) — КОМУ? (адресноориентированная речь) — ЧТО? (логическая и эмоциональная информация) — ЗАЧЕМ? (коммуникативная задача, коммуникативное намерение, способы выражения) — ГДЕ? (обстановка учебная, знакомая — незнакомая) — КОГДА? (время общения). Кроме того, на логопедических занятиях должно быть выработано умение читать учебную книгу, а также отвечать на занятиях, уроках и экзаменах, т.е. сформировано полноценное речевое высказывание. Принцип отбора материала в пособие можно определить как частотно-речевой: отобран основной материал программы обучения русскому языку из области фонетики (звук — буква, гласный — согласный, звонкий — глухой, мягкий — твердый, ударение и т.д.), лексики (родственные слова, антонимы, синонимы, многозначность слова), морфемики (словообразование, словоизменение), грамматики (связь слов в словосочетаниях и предложениях, предложения: простое, распространенное, сложное), который используется детьми 6-10 лет в процессе речевого общения в устной и письменной форме. Наряду с лингвистическими в пособие включены элементарные сведения из области речеведения: текст, тема и основная мысль текста, заголовок, структура текста, типы речи (доказательство, рассуждение и т.д.). Пособие предусматривает также использование метода практического перспективного ознакомления с элементами теории языка на речевой основе: например, с особенностями сложносочиненных и сложноподчиненных предложений дети знакомятся в процессе употребления своих предложений в структуре текста, т.е. в процессе речевого общения. Потребность узнать точное лексическое значение слова или его синоним возникает, в частности, при подготовке к изложению и сочинению, а также в процессе анализа ошибок, допущенных в самостоятельных работах. В целях формирования культуры устной речи на протяжении всех этапов коррекционного обучения осуществляется работа над нормами литературного языка орфоэпическими, грамматическими, включая интонацию), а также правилами словоупотребления. Таким образом, в пособии отражены актуальные проблемы методики пропедевтической подготовки (формирование предпосылок) к полноценному усвоению программного материала, которые решаются в контексте восполнения пробелов в речевом развитии ребенка. В связи с этим считаем необходимым напомнить основные аспекты обучения родному языку. В настоящее время определены основные структурные компоненты языкового образования как процесса учебно-познавательной деятельности ребенка: 1) языковая система — совокупность знаний в виде понятий, сведений, правил, представленных в учебных и школьных программах, а также формируемые на основе знаний языковые умения: фонетические, словообразовательные, грамматические (морфологические, синтаксические), лексико-стилистические; 2) речевая деятельность школьника как реализация языка, включающая в себя процессы чтения, письма, слушания, говорения. Данный компонент включает практические речеведческие знания и формируемые на их основе речевые умения разной степени сложности, в частности умения воспринимать и создавать текст (на репродуктивном и продуктивном уровне), а также навыки правильного, сознательного, выразительного чтения, орфоэпические навыки и умения, связанные с соблюдением норм литературного языка; 3) речевые произведения (микротексты), которые используются в процессе овладения языком и речью в качестве дидактического материала и представляют собой тексты — образцы определенного типа и стиля речи; 4) способы деятельности, обеспечивающие усвоение системы языка и формирование языковых, речевых, орфографических, общепознавательных умений и в целом — развитие школьника как личности; 5) культура речевого поведения (культура общения). Таким образом, современные технологии коррекционного обучения детей с патологией речи первичного генеза следует реализовывать во взаимосвязи с формированием базовых предпосылок психической деятельности ребенка исовременных подходов к обучению родному языку. Пособие представляет собой систему логопедической работы по восполнению пробелов в развитии речевой деятельности (устной и письменной) детей с первичной речевой патологией, а также психологических предпосылок к активному осуществлению речемыслительной и учебной деятельности. В пособии 5 разделов. В 1-м разделе представлено большое количество разнообразных заданий, направленных на восполнение пробелов в развитии психологических предпосылок к полноценному овладению чтением и письмом. Главной целью 2-го раздела (I этап коррекционной работы) является нормализация звуковой стороны речи. Основная цель 3-го раздела (II этап коррекционной работы) — восполнение пробелов и дальнейшее совершенствование лексико-грамматических средств языка (уточнение и расширение словаря детей; свободное, активное и адекватное использование его в целях устного общения; развитие и совершенствование грамматического строя их речи). Упражнения, представленные в 4-м разделе, направлены на отработку навыков чтения, письма и могут быть использованы на разных этапах коррекционного обучения. Цель 5-го раздела — формирование умений и навыков устного связного высказывания (устного дискурса) и на их основе — предпосылок к развитию умений и навыков составления развернутых письменных текстов (письменная речевая деятельность). Материал пособия распределен на три уровня сложности как по содержанию, так и подходам к его реализации. В зависимости от тяжести речевого дефекта и возраста детей в группе логопед, по своему усмотрению, может использовать материал как из одного уровня, так и из разных. При необходимости (например, для более прочного закрепления материала) логопед может предлагать детям дополнительные задания. В зависимости от уровня овладения детьми техникой чтения задания к упражнениям читают либо дети, либо логопед, либо упражнение выполняется на слух. При этом особое значение придается таким формам работы и специальным коррекционным заданиям, которые, восполняя пробелы в развитии всех средств языка, одновременно способствуют формированию коммуникативных умений и навыков: коллективная работа; работа в паре; взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания; обращение к товарищу с вопросом или каким-либо заданием и др. Авторы полагают, что знания и профессионализм логопеда помогут ему творчески использовать материал данного пособия.
Условные обозначения1
* гласный звук согласный звук звонкий согласный звук мягкий согласный звук предложение слоги пропущенные звуки (буквы) карточка для индивидуальной работы запись на доске или плакате слова, предложения для справки 1 При выполнении задания дети обозначают в схеме слова звуки цветами, указанными в квадратиках.
|