Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






З а к о н т о ж д е с т в а.






Аристотель в своей работе «Метафизика» отмечает, что невозможно мыслить, “если не мыслить (каждый раз) что-нибудь одно” [1].

Данный закон тождества можна сформулировать еще и так: “Любая мысль на протяжении данного рассуждени(при любых преобразованиях) должна сохранять одно и то же содержание [2]. Отсюда вытекает важное трбование: запре.щается тождественные мысли принимать за разные, а разные – за тождественные.

В случае нарушения закона тождества становится возможным отождествление различных суждений и различение тождественных. Последнее обстоятельство обусловлено особенностями стественного языка.

Поскольку естественный язык позволяет выражать одну и ту же мысль посредством различных языковых форм, это приводит к подмене исходного смысла понятий и к замене одной мысли другой. А если мы вложим в одну и ту же мысль, зафиксированную даже одним и тем же языковым выражением, различное содержание, то все равно правильного рассуждения не получим. a

Обратимся к известному софизму:

6 и 3 являются четным и нечетным числами

6 и 3 – это девять ___________________________

Следовательно, 9 – это четное и нечетное число

 

Внешне форма рассуждения правильная, но если проанализировать ход рассуждения, то обнаружим ошибку, связанную с нарушением требований закона тождества. Данное рассуждение основывается на таком свойстве, как транзитивность: “если две величины равны третьей, то они равны между собой» [3].

Хотявнешне форма рассуждения выглядит прваильной, полученное заключение “9 является четным и нечетным числом” никаки не согласуется с реальным положением дел в теории чисел. Произошло же это потому, что в процессе рассуждения союз «и» использовался в различных значениях. В первой посылке союз «и» означает объединение, сосуществование чисел 6 и 3, а во втором – арифметическое действие сложения. Именно по этой причине было получено ошибочное заключение.

Суть закона тождества Аристотель прокомментировал в «Метафизике» так: “Нет сомнения, что те, кто имеет намерение принять участие в разговоре друг с другом, должны сколько-нибудь понимать друг друга. Если этого не произойдет, какая участь ожидает их в разговоре? Вот поэтому каждое из имен должно быть понятным и говорить про что-нибудь, при этом – не про несколько вещей, а только про одну; если же у него несколько значений, то следует разъяснить, какое из низ (в нашем случае) имеется в виду. Итак, если кто-нибудь говорит, что вот это есть и его (одновременно) нет, он отрицает то, что утверждает, так что по его словам (выходит что) имеющее не имеет тогозначения, которое оно имеет, а это невозможно» [4].

По сути, приведенные слова Аристотеля являются требованиями закона тождества, предъявляемыми к процессу рассуждения, которые призваны обеспечить определенность, неизменность суждений, употребляемых в том или ином конкретном рассуждении. Поскольку, как мы выяснили раньше, мысль реализуется прежде всего в языке, а язык, говоря словами Л.Витгенштейна, имеет свойство «переодевать мысли»2 то есть способен одну и ту же мысль подавать разными языковыми выражениями, то это обстоятельство обусловливает возможность подмены одной мысли другой, что приводит к двузначности, неопределенности мысли и, в конечном счете, к разрушению рассуждения.

Но сказанное не имеет ничесго общего с количественной и качественной определенностью, постоянством вещей объективного мира, с относительным покоем движущихся вещей в реальном мире. Выводить суть закона тождества (конкретная мысль на протяжении конкретногорассуждения должна быть тождественной самой себе) из того факта, что в вещах объективного мира при всей его текучести, изменчивости можно найти моменты постоянства, покоя, неизменности просто некорректно (хотя во многих учебниках по логике 40-60-х годов эта точка зрения встречалась).

Закон тождества ничего не говорит о том, действительно ли вещи объективного мира при всей их изменчивости, подвижности остаются сами собой. Это не его прерогатива.

Закон тождества предостерегает: прежде чем начинать обсуждение какого-нибудь вопроса, нужно четко определить его содержание, а в процессе обсуждения следует четко придерживаться главных определений данного содержания, не подменять его другим, не смешивать понятий, не допускать двусмысленностей.

То есть закон тождества говорит не о том, что вещи, при всей их изменчивости, в некоторых моментах тождественны самим себе, а о том, что мысль, хафиксированная в определенном языковом выражении, при всех преобразованиях должна оставаться тождественной себе в границах конкретного рассуждения. В нем идет речь об изменчивости языковых выражений определенной мысли, различных аспектов, нюансов конкретного рассуждения, а не об изменчивости вещей и событий, зафиксированных в указанной мысли.

Итак, данный закон можно сформуривать следующим образом:

З а к о н т о ж д е с т в а - это такое требование к процессу рассуждения, которое предусматривает, что в мысль об одном и том же предмете, рассматриваемом в одно и тоже время, можно владывать только одно и то же содержание.

Иначе говоря, закон тождества не запрещает нам рассуждать в разных случаях об одном и том же предмете, учитывая различные его признаки. Однако он требует, чтобы во всех рассуждениях о данном предмете рассуждали именно как о данном предмете, сколько раз он бы ни появлялся в мысли и как бы мысль о данном предмете не связывалась с другими мыслями о нем самом или о других предметах. В противном случае разрушается процесс рассуждения, что приводит к недоразумениям между людьми в процессе обмена информацией.

В качестве примера рассмотрим такое рассуждение:

«Одни утверждают, что логика возникает на определенном этапе научного познания, то есть тогда, когда возникает необходимость систематизировать результаты познания. А другие утверждают, что логика возникает вместе с человеком, владеющим языком и мышлением.».

Понятно, что носители приведенных точек зрения не смогут согласовать свои мнения. И как раз потому, что они в одну и ту же мысль, взятую в одном и том же отношении и в одно и то же время, вкладывают разное содержание. Сторонники первого мнения под словом «логика» подразумевают понятие о науке, изучающей законы мышления, а второго – способность человека отображать окружающий мир с помощью мышления.

Таким образом, закон тождества не означает, что наши понятия фиксируют в себе раз и навсегда установленный и неизменный текст. Ценность понятия как формы мышления как раз и состоит в том, что оно в каждом новом случае способно фиксировать все новое знание о предмете, обогащая содержание нашего знания. Но в том случае, когда установлено и оговорено, в каком объеме и отношении следует использовать содержание данного понятия, в данном рассуждении данное понятие следует использовать только в этом смысле, иначе в наших рассуждениях не будет содержаться никакой определенности, связи и последовательности.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал