![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика структуры Я-образов и образов одноклассников в сознании детей
ТАБЛИЦА 23 Достоверные различия образов учеников (2-5 класс, п = 25)
даже себя, но не такого, какой есть, а такого, каким бы хотел быть, ребенок уже чувствует необходимость более специфической конкретизации, и потому количество характеристик общего плана снижается. Идентичность ранговых структур показывает лишь иерархию компонентов образов. Но «удельный вес» каждого ранга в разных образах может весьма отличаться (табл. 22). Так, социальные характеристики во всех структурах занимают первое место, но разница по этому компоненту между Я-образом второклассника и образом его недруга составляет 3, 4 определения, что в сумме превышает количество определений по сумме волевых, деятельностных и поведенческих компонентов усредненного Я-образа второклассников. Если мы сравним образы Я-идеальный у второклассников (ранг - 7, определений - 1, 28) и пятиклассников (ранг - 7, определений - 0, 44), то увидим, что ранг волевого компонента остался неизменным, но содержательное наполнение изменилось почти в три раза. Более точное представление о динамике детских представлений о себе и одноклассниках дает информация о достоверности различий образов учеников (табл. 23) и о достоверности различий в динамике структуры образов учащихся со второго по пятый класс (табл. 24). Сравнение образов внутри каждого возраста показывает, что только во втором классе и только в паре «Я-идеальный/друг» нет структурно-компонентных различий, а есть лишь естественные для второклассников различия по модальности характеристик. У того, каким бы ребенок хотел быть, оказывается больше положительных и меньше отрицательных характеристик, чем у друга. ТАБЛИЦА 24 Достоверные различия в динамике структуры образов учащихся (2-5 класс, и = 25)
Очень интересны результаты сопоставления внутриличностного конфликта второклассников и пятиклассников. Оказалось, что во втором классе внутренний конфликт между реальным и идеальным образом Я у детей практически отсутствует. Собственно, есть не содержательный конфликт, а эмоциональный, причем естественно-эмоциональный и фактически не конфликт. В себе идеальном детьми видится меньше положительных и больше отрицательных качеств. Содержательные отличия лишь по конвенциональному компоненту. Это различие, как уже отмечалось, также вполне естественно. В пятом классе эти же дети заметно повзрослели. Это отразилось в том, что по большинству структурных компонентов наблюдаются очень существенные расхождения между тем, каким ребенок себя видит, и тем, каким он хотел бы быть. Эти расхождения проявляются даже в количестве нейтральных характеристик. Только по телесно-физическим, деятельностным и волевым компонентам нет значимых различий. Столько же различий у ребенка было только во втором классе между собственным образом и отражением недруга. А больше различий только в отражении друга и недруга. Но это как раз совершенно естественные различия. Не только детям свойственно идеализировать друзей и уничижать врагов. Но, как показывают данные табл. 21 и 22, и период между младшим школьным и младшим подростковым возрастом происходит серьезная перестройка социо-перцептивной системы, причем наибольшие изменения происходят в восприятии самого себя реального и особенно в отношении к сверстникам: друзьям и недругам. Анализ достоверных различий показывает, что, несмотря на полную идентичность ранговых структур реального Я-образа пятиклассника и образа его недруга, между этими структурами гораздо больше существенных различий, чем между структурами идеального Я-образа и образом недруга. Следовательно, и во втором, и в пятом классе у детей представления как о друге, так и о недруге формируются по схеме не Я-реального, а Я-идеального образа. Именно он является неосознаваемой основой отбора приятелей и неприятелей. Дети оценивают сверстников, как бы примеривая их не к тому, что они (по их мнению) из себя представляют, а к тому, какими бы они хотели быть. В то же время, если во втором классе у всех без исключения детей в их представлениях о себе реальном и мечтах о том, какими бы они хотели быть, т. е. об идеальном, положительных характеристик было существенно больше, а отрицательных - существенно меньше, чем в их отражениях недругов, то в пятом классе уже не все, а существенно меньше ребят были так безапелляционны. Такие же изменения произошли в отношении «друг-недруг». В пятом классе всеобщая безапелляционность проявилась только между образами Я-идеального и недруга в отношении негативных оценок, которых в определениях недруга, как и раньше, у всех детей осталось больше, чем в собственном образе. Больше всего изменений в компонентах структур образов произошло в деятельностных характеристиках, количество которых в Я-реальном образе пятиклассников стало значимо больше, так же как в образах недруга, а в образе друга - существенно меньше. Существенно больше внимания пятиклассники стали уделять характеристикам внешности и физических качеств и, как ни странно, существенно меньше - социальным характеристикам в описании друзей и неприятелей. Для уточнения динамики не только структуры, но и содержания образов друга и недруга нами были проанализированы обобщенные по частотному принципу на основе 40 наиболее часто повторяющихся определений образы друзей и недругов в сознании одних и тех же детей, обучавшихся с интервалом в три года во 2 и 5 классах. Обобщенные образы отобраны в соответствии с выявленной структурой соответствующих образов (табл. 25-27). Были проанализированы совпадения обобщенных характеристик друзей второклассников и пятиклассников (табл. 25) и их недругов (табл. 26), а также совпадения в определении друзей и недругов второклассников и пятиклассников (табл. 27). Анализ таблиц показывает достаточно высокий уровень совпадений в образах и друзей, и недругов как у второклассников, так и у пятиклассников. Более того, у тех и у других даже в определениях друзей и недругов совпадает более трети из 40 наиболее часто (пропорционально структуре) употребляемых определений. Самое большое число совпадений (30 из 40 возможных) - в обобщенных характеристиках друзей второклассников и пятиклассников. В характеристиках недругов совпадений тоже достаточно много (20 из 40). Такое большое число совпадений наиболее употребляемых определений говорит о том, что в характеристиках друзей используется штампов в полтора раза больше, чем в характеристиках врагов. Причем, можно сказать, «вневозрастных штампов», так как три года, особенно в младшем возрасте - это большой срок для таких больших межвозрастных совпадений. ТАБЛИЦА 25 Совпадения обобщенных характеристик друзей второклассников
|