![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Половозрастные особенности отражения симпатичных и несимпатичных сверстников
возраста, как у девочек, так и у мальчиков, такого разделения не обнаруживается. Вероятно, это связано с тем, что в младшем подростковом (среднем школьном) возрасте самая низкая эмоциональная нагруженность восприятия мальчиками противоположного пола, то, что 3. Фрейд называл латентным периодом сексуальности. 2. Снижение категоричного негативизма по отношению к несимпатичным детям. Наиболее последовательно эта тенденция отмечается у девочек. От младшего школьного возраста к старшему у девочек значительно снижается количество однозначно отрицательных характеристик несимпатичных им сверстников разного пола. У мальчиков не такое однозначное падение негативизма. Оно более избирательно, в зависимости от пола. Во-первых, их негативизм практически во всех случаях, за исключением отношения к сверстницам среднего возраста, существенно ниже (особенно в юности), чем у девочек. Во-вторых, интенсивность негативизма мальчиков в большей степени определяется полом отражаемых сверстников, чем у девочек. У младших и старших школьников негативизм к несимпатичным сверстницам ниже, чем по отношению к несимпатичным сверстникам. У подростков - наоборот, но их негативные оценки девочек лишь незначительно выше, чем такие лее оценки мальчиков. 3. Значение социальных компонентов в характеристиках, даваемых мальчиками и девочками своим сверстникам и сверстницам, связано с возрастом и полом детей. В младшем школьном возрасте и для мальчиков, и для девочек социальные компоненты в характеристиках мальчиков имеют гораздо большее значение, чем в характеристиках девочек. У подростков объем социальных характеристик уже фактически не связан с половой принадлежностью сверстников. А у старшеклассников социальные характеристики более важны при описании сверстников своего пола, в то время как в отношении противоположного пола большее значение имеют телесные характеристики. Но это уже четвертая тенденция, касающаяся всех возрастов. 4. В любом возрасте и для мальчиков, и для девочек телеснофизические характеристики представителей противоположного пола несколько более важны, чем аналогичные характеристики представителей своего пола. Наиболее существенно эта тенденция проявляется в юности. Эта тенденция в комментариях не нуждается. Необходимо лишь еще раз уточнить, что в данном случае все дети описывали реальных, а не гипотетических сверстников. Следовательно, эти данные несколько противоречат известному житейскому мифу, активно живущему как в массовом сознании, так и в профессиональном сознании сексологов и нашедшему свое отражение в известной немецкой пословице: «Мужчина любит глазами, а женщина - ушами». Оказывается, как минимум, с младшего школьного возраста и, безусловно, в старшем школьном возрасте для большинства женщин реальные телесно физические характеристики противоположного пола имели большее значение, чем стати сверстниц. 5. Независимо от пола, возраста и отношения детей к сверстникам, в отражении ими ровесников волевых компонентов в образах мальчиков больше, чем в образах девочек. В числовом выражении эти различия совсем незначительны, но постоянны для всех категорий образов и отражают житейские стереотипы. Интересно как раз то, что стереотип предполагает значительно более существенные различия, чем проявляются в отражении реальности. В реальности же наблюдается серьезное противоречие между тем, что дети отражают в сверстниках, и то, что они осознают у себя. Это очень хорошо видно на примере волевых характеристик, где полоролевые стереотипы достаточно отчетливо сформированы. Различия в осознании своего «Я» у старшеклассников разного пола по мотивационно-волевым компонентам касаются и количественных, и качественных параметров характеристик. У юношей всего на 14 волевых определений больше, чем у девушек, если судить по наименованиям. А по сумме всех волевых характеристик разница огромная: у юношей 849, а у девушек - всего 538, т. е. у юношей в их отражениях самих себя на 311 волевых характеристик больше, чем у девушек. Интересно, что у юношей и девушек 80 определений волевых характеристик дословно совпадают, в то же время у девушек 45, а у юношей 60 наименований характеристик не совпадают между собой (табл. 29). Табл. 29 составлена из двух типов определений волевой сферы: - из наиболее часто повторяющихся характеристик, имеющих пять и более совпадений; - из первых 32 несовпадающих: повторяющихся и неповторяющихся характеристик, подобранных по частотно-алфавитному принципу. Таблица дает достаточно содержательную информацию об особенностях самооценки волевой сферы и отражении в ней стереотипов маскулинности и фемининности старшеклассников. Так, в частности, что есть явное смешение традиционных тендерных стереотипов, например, девушки называют себя настойчивыми, сильными, смелыми, решительными, мужественными, активными, самостоятельными, выносливыми, волевыми, независимыми, твердыми, уверенными, свободолюбивыми; а юноши - ведомыми, безвольными, бесхарактерными, не упрямыми, необязательными. Но при этом отчетливо прослеживается крен в маскулинизацию девушек, в то время как феминизация юношей совсем не такая явная. Об этом говорит и то, что само количество маскулинных характеристик у девушек существенно меньше, чем у юношей; например, на 14 смелых девушек приходится 48 смелых юношей, а на 12 сильных девушек - более 80 сильных юношей и т. д. Из всех маскулинных характеристик лишь по упрямству девушки, по их собственной оценке, превосходят юношей. Упрямых девушек на семь человек больше, чем юношей. ТАБЛИЦА 29
|