Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Половозрастные особенности отражения симпатичных и несимпатичных сверстников






Учащиеся Оценочная категория в д и к п с т э + = -
Младшие девочки Симпатичный мальчик 2, 08 1, 35 2, 12 0, 46 0, 81 8, 42 4, 62 5, 46 15, 1 2, 35 0, 62
Несимпатичный мальчик 1, 19   2, 19 0, 04 0, 77   4, 31 5, 27 0, 15 1, 31 15, 6
Симпатичная девочка 1, 96 1, 54   0, 08 0, 96 7, 5 4, 15 5, 62 15, 3 2, 15 0, 12
Несимпатичная девочка 1, 27   2, 62 0, 04 0, 54 7, 96 4, 08 4, 73 0, 12 1, 15 15, 9
Младшие мальчики Симпатичный мальчик   1, 36 2, 45   0, 64 7, 27 3, 5 4, 41   2, 55 0, 18
Несимпатичный мальчик 1, 14 0, 68 2, 45 0, 09 0, 55 7, 59 4, 23 4, 27 0, 27 1, 09 14, 7
Симпатичная девочка 1, 05 1, 09 1, 86 0, 32 0, 73 5, 45 4, 18 4, 36 10, 6 3, 32 0, 18
Несимпатичная девочка 1, 09 0, 64 1, 91 0, 14 0, 27 5, 45 4, 32 3, 09 0, 05   13, 1
Средние девочки Симпатичный мальчик 2, 33 1, 18 2, 21 0, 19 0, 4 6, 72 4, 39 5, 79 12, 3 4, 21 0, 79
Несимпатичный мальчик 2, 14 1, 32 2, 12 0, 11 0, 39 7, 14 4, 53 4, 82 0, 25 2, 65  
Симпатичная девочка 1, 46 1, 09 2, 14 0, 25 0, 6 6, 3 3, 91 5, 65 11, 9 4, 25 0, 3
Несимпатичная девочка 1, 6 1, 07 1, 95 0, 02 0, 33 7, 28 3, 67 4, 56 0, 21 2, 23 13, 7
Средние мальчики Симпатичный мальчик 2, 78 1, 66   0, 41 0, 64 6, 34 4, 27 4, 68 12, 3 3, 19 0, 95
Несимпатичный мальчик 1, 75 1, 14 1, 9 0, 47 0, 32 7, 81 4, 14 4, 56 0, 47 2, 2 13, 4
Симпатичная девочка   1, 58 2, 15 0, 39   6, 39 4, 41 5, 08 12, 2 3, 31  
Несимпатичная девочка 1, 46   2, 05 0, 29 0, 29 7, 14 4, 46 4, 92 0, 34 1, 66 13, 9
Старшие девочки Симпатичный мальчик   0, 63 2, 29 0, 17 0, 33 6, 04 4, 58 4, 79 12, 8 3, 08 0, 54
Несимпатичный мальчик 1, 67 0, 83 1, 75 0, 21 0, 46 7, 04 3, 42 4, 17 0, 25 1, 67  
Симпатичная девочка 1, 63 0, 79 2, 08 0, 29 0, 5 7, 29 2, 63 5, 04 11, 9 2, 33 0, 38
Несимпатичная девочка 0, 79 0, 46   0, 04 0, 33 8, 63 2, 13 4, 08 0, 13 1, 75 12, 8
Старшие мальчики Симпатичный мальчик 2, 19 0, 42 1, 65 0, 12 0, 81 5, 77 2, 65 4, 12 10, 4 2, 85 0, 46
Несимпатичный мальчик 1, 46 0, 46 1, 5 0, 42 0, 54 6, 23 3, 35 3, 27 0, 15 2, 38 11, 4
Симпатичная девочка 1, 08 0, 46 1, 46 0, 23   5, 12 3, 96   9, 73 3, 58 0, 38
Несимпатичная девочка 1, 04 0, 5 1, 42 0, 27 0, 69 5, 35 3, 69 2, 88 0, 35 2, 38 10, 4

 

возраста, как у девочек, так и у мальчиков, такого разделения не обнаруживается. Вероятно, это связано с тем, что в младшем подростковом (среднем школьном) возрасте самая низкая эмоциональная нагруженность восприятия мальчиками противоположного пола, то, что 3. Фрейд называл латентным периодом сексуальности.

2. Снижение категоричного негативизма по отношению к несимпатичным детям. Наиболее последовательно эта тенденция отмечается у девочек. От младшего школьного возраста к старшему у девочек значительно снижается количество однозначно отрицательных характеристик несимпатичных им сверстников разного пола. У мальчиков не такое однозначное падение негативизма. Оно более избирательно, в зависимости от пола. Во-первых, их негативизм практически во всех случаях, за исключением отношения к сверстницам среднего возраста, существенно ниже (особенно в юности), чем у девочек. Во-вторых, интенсивность негативизма мальчиков в большей степени определяется полом отражаемых сверстников, чем у девочек. У младших и старших школьников негативизм к несимпатичным сверстницам ниже, чем по отношению к несимпатичным сверстникам. У подростков - наоборот, но их негативные оценки девочек лишь незначительно выше, чем такие лее оценки мальчиков.

3. Значение социальных компонентов в характеристиках, даваемых мальчиками и девочками своим сверстникам и сверстницам, связано с возрастом и полом детей. В младшем школьном возрасте и для мальчиков, и для девочек социальные компоненты в характеристиках мальчиков имеют гораздо большее значение, чем в характеристиках девочек. У подростков объем социальных характеристик уже фактически не связан с половой принадлежностью сверстников. А у старшеклассников социальные характеристики более важны при описании сверстников своего пола, в то время как в отношении противоположного пола большее значение имеют телесные характеристики. Но это уже четвертая тенденция, касающаяся всех возрастов.

4. В любом возрасте и для мальчиков, и для девочек телеснофизические характеристики представителей противоположного пола несколько более важны, чем аналогичные характеристики представителей своего пола. Наиболее существенно эта тенденция проявляется в юности. Эта тенденция в комментариях не нуждается. Необходимо лишь еще раз уточнить, что в данном случае все дети описывали реальных, а не гипотетических сверстников. Следовательно, эти данные несколько противоречат известному житейскому мифу, активно живущему как в массовом сознании, так и в профессиональном сознании сексологов и нашедшему свое отражение в известной немецкой пословице: «Мужчина любит глазами, а женщина - ушами». Оказывается, как минимум, с младшего школьного возраста и, безусловно, в старшем школьном возрасте для большинства женщин реальные телесно

физические характеристики противоположного пола имели большее значение, чем стати сверстниц.

5. Независимо от пола, возраста и отношения детей к сверстникам, в отражении ими ровесников волевых компонентов в образах мальчиков больше, чем в образах девочек. В числовом выражении эти различия совсем незначительны, но постоянны для всех категорий образов и отражают житейские стереотипы.

Интересно как раз то, что стереотип предполагает значительно более существенные различия, чем проявляются в отражении реальности. В реальности же наблюдается серьезное противоречие между тем, что дети отражают в сверстниках, и то, что они осознают у себя. Это очень хорошо видно на примере волевых характеристик, где полоролевые стереотипы достаточно отчетливо сформированы.

Различия в осознании своего «Я» у старшеклассников разного пола по мотивационно-волевым компонентам касаются и количественных, и качественных параметров характеристик. У юношей всего на 14 волевых определений больше, чем у девушек, если судить по наименованиям. А по сумме всех волевых характеристик разница огромная: у юношей 849, а у девушек - всего 538, т. е. у юношей в их отражениях самих себя на 311 волевых характеристик больше, чем у девушек. Интересно, что у юношей и девушек 80 определений волевых характеристик дословно совпадают, в то же время у девушек 45, а у юношей 60 наименований характеристик не совпадают между собой (табл. 29).

Табл. 29 составлена из двух типов определений волевой сферы:

- из наиболее часто повторяющихся характеристик, имеющих пять и более совпадений;

- из первых 32 несовпадающих: повторяющихся и неповторяющихся характеристик, подобранных по частотно-алфавитному принципу.

Таблица дает достаточно содержательную информацию об особенностях самооценки волевой сферы и отражении в ней стереотипов маскулинности и фемининности старшеклассников. Так, в частности, что есть явное смешение традиционных тендерных стереотипов, например, девушки называют себя настойчивыми, сильными, смелыми, решительными, мужественными, активными, самостоятельными, выносливыми, волевыми, неза­висимыми, твердыми, уверенными, свободолюбивыми; а юноши - ведомыми, безвольными, бесхарактерными, не упрямыми, необязательными.

Но при этом отчетливо прослеживается крен в маскулинизацию девушек, в то время как феминизация юношей совсем не такая явная. Об этом говорит и то, что само количество маскулинных характеристик у девушек существенно меньше, чем у юношей; например, на 14 смелых девушек приходится 48 смелых юношей, а на 12 сильных девушек - более 80 сильных юношей и т. д. Из всех маскулинных характеристик лишь по упрямству девушки, по их собственной оценке, превосходят юношей. Упрямых девушек на семь человек больше, чем юношей.

ТАБЛИЦА 29


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал