![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура образов ребенка в сознании детей и взрослых
Каким же родители представляют своего ребенка? Есть ли различия в представлениях отцов и матерей? Изменяются ли с возрастом детей родительские представления о них? Насколько близки их представления о детях тому, какими представляют себя сами дети? Ответы на эти вопросы можно получить, проанализировав особенности структур образов ребенка в сознании родителей и самих детей. К сожалению, нам не удалось сравнить мнения обоих родителей о младших школьниках. В ходе сбора данных все материалы с высказываниями отцов были утрачены, а повторно в полном объеме получить информацию не удалось. Специалисты знают, что отцов гораздо сложнее привлечь не только к исследованиям, связанным с детьми, но даже к совместной с ними деятельности. Подавляющая часть мужского населения в нашей стране все-таки считает, что воспитание - это стезя женщин. Поэтому в нашем исследовании будут сопоставлены представления мам о младших школьниках, подростках и старшеклассниках, а мнения мам и пап - только о подростках и старших школьниках (табл. 31-35). Вся математико-статистическая обработка данных о взаимосвязи образов детей и родителей, приведенная в данном параграфе, проводилась только на связанных, а не групповых выборках. Поэтому сведения о количестве человек в выборках этого параграфа не совпадает с рядом аналогичных (по респондентам) в других параграфах. Анализ ранговых структур родительских представлений о собственных детях (табл. 31) свидетельствует, что только социальные и эмоциональные характеристики образов ребенка в сознании всех родителей имеют неизменные ранговые места. Социальные характеристики - всегда на первом, эмоциональные - всегда на втором. Все остальные компоненты не имеют единых порядковых мест. Но при этом и у мам, и у пап подростков и старшеклассников деятельностные, поведенческие и конвенциональные характеристики располагаются в одной и той же последовательности: на шестом, седьмом и восьмом месте, соответственно. ТАБЛИЦА 31 Ранговые структуры образов «мой ребенок»
Внутри возрастов иерархия структуры образов ребенка у пап и мам почти идентична. Родители подростков имеют расхождения только в предпочтении волевых и телесных компонентов. У мам телесно-физические характеристики занимают третье, а мотивационно-волевые -четвертое место. У пап - наоборот, что вполне соответствует традиционным житейским стереотипам. Родители старшеклассников расходятся и во взглядах на место телесных характеристик. Но тенденция совершенно другая: папы отводят им более значимую роль, чем интеллектуальным качествам, а мамы, с точностью «до наоборот», отводят четвертое место интеллектуальным характеристикам, а телесным - уже лишь пятое место. Если сравнить средние данные по компонентам структур (табл. 32), то обнаруживается удивительный факт: папы старшеклассников (и старшеклассниц) обращают на телесные характеристики в полтора раза больше внимания, чем мамы. Причем это связано не с увеличением внимания отцов к заметно изменившимся кондициям детей. Оно осталось на том же уровне, что и у детей подростков. Все дело в мамах. У мам старшеклассников, по сравнению с мамами подростков, внимание к физическим качествам своих детей снижается почти в два раза -с 4, 18 до 2, 4 определений. Зато резко увеличивается интерес к социальным и волевым характеристикам. Но в этом с ними полностью (хотя и в несколько меньшей степени) солидарны папы. Такое снижение внимания мам старшеклассников к телесно-физическим характеристикам, явно связанное с увеличением внимания к волевым и социальным качествам своих детей, говорит о том, что мамы ТАБЛИЦА 32 Структура образов «мой ребенок» (средние)
точно реагируют на их взросление, на изменение их возможностей и связанное с этим изменение их статуса. Они понимают, что дети уже знают и принимают свое тело таким, каким оно стало к юности, научились, насколько смогли, с ним обращаться и дальше родители им практически не нужны в этих вопросах ни в качестве помощников, ни в качестве внешних мотиваторов. Иначе обстоит дело в вопросах взаимодействия старшеклассников с социумом, и прежде всего с миром взрослых, в который они уже фактически входят и по многим параметрам (прежде всего, по физическим и интеллектуальным) начинают превосходить своих «предков». Родителям, вполне обоснованно, кажется, что без изменений во взаимодействии с окружающими и дополнительных волевых усилий детям будет сложнее войти во взрослую жизнь. Эта обеспокоенность и влияет на изменение указанных параметров образа ребенка в сознании родителей, особенно мам, старшеклассников. Для пап старшеклассников большую, чем для пап подростков, роль играют эмоциональные проявления детей. И у мам подростков, и у мам старшеклассников этот интерес практически идентичен, при этом почти в полтора раза выше, чему мам младших школьников. Анализ динамики структуры образов собственных детей в сознании пап и мам показывает настораживающую тенденцию, в которой проявляется разнонаправленная динамика модальности отношений родителей к своим детям. У мам стабильно увеличивается позитивность восприятия своих детей по мере их взросления от младшего к старшему школьному возрасту. У пап - наоборот. Папы подростков оценивают своих детей существенно более высоко, чем мамы. У них заметно больше, чем у мам, положительных характеристик и в два раза меньше отрицательных. У пап старшеклассников количество отрицательных оценок детей заметно увеличивается, а положительных - столь же заметно уменьшается. Это противоречие пап и мам в отношении к детям может быть и причиной, и следствием внутрисемейных и межличностных конфликтов. В тех случаях, когда у родителей напряженные межличностные отношения, эта напряженность отражается в борьбе по поводу детей. Как правило, это борьба именно «по поводу», а не «за» детей [2]. Дети в такой ситуации становятся поводом и средством самоутверждения и уничижения противной (во всех смыслах) стороны. Нередко разные представления о детях могут стать причиной разногласий и серьезных конфликтов действительно любящих родителей. Это происходит в тех нередких случаях, когда родители любят детей больше, чем друг друга. Как ни странно может показаться, но в тех семьях, где родители любят друг друга, детям уделяется меньше внимания, их значительно меньше опекают, особенно, если это именно «дети», а не одно дитя. Но это оказывается более полезным для детей. Они более самостоятельно, без чрезмерной опеки овладевают системой человеческих взаимоотношений, в частности еще и потому, что больше взаимодействуют с братьями, сестрами, со сверстниками и детьми других возрастов. Они интенсивнее (так как активность чаще инициируется изнутри, внутренними мотивами, а не внешними побуждениями) учатся вступать в контакты и выходить из них. Их социо-перцептивная система, система восприятия и понимания людей, оказывается более соответствующей именно их возможностям, а не родительским мечтам. Причиной разладов в таких семьях дети становятся гораздо реже. И сами больше внимания уделяют родителям и друг другу. А следовательно, и не дают особых поводов для межродительских конфликтов. В нашем исследовании этот аспект проблемы педагогической социальной перцепции детально не изучался, но ряд дипломных работ (Ивановой Н., Куликовой Н. и др.), выполненных под моим руководством, позволяют высказывать такие суждения. В любом случае - являются ли различные представления о детях следствием или становятся причиной межличностных разногласий и семейных конфликтов - изучение и коррекция взглядов родителей на детей необходима и полезна. Не менее полезно изучение особенностей и взаимосвязей самооценки детей и оценки их родителями. Табл. 33 позволяет выявить типичные направления разногласий между родителями и детьми в этом вопросе. Характер достоверных различий между структурами Я-образов учеников и образов «мой ребенок» родителей нетривиален. Максимальные расхождения между детьми и мамами приходятся на младший школьный возраст, т. е. самый, казалось бы, благополучный период в отношениях между родителями и детьми. И в подростковом, и в юношеском возрасте дети гораздо более самостоятельны в суждениях о самих себе. Принято считать, что, с одной стороны, младшие школьники в своих суждениях (в том числе и о самих себе) весьма конформны, по сравнению с более старшими возрастами, к мнению взрослых. А с другой стороны, мамы младших школьников гораздо ТАБЛИЦА 33
|