Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Достоверные различия в структурах разнополых образов ребенка
Мамы младших школьников существенно больше внимания обращают на социальные и поведенческие проявления личности своих детей, чем мамы младших школьниц. Папы подростков также существенно больше внимания уделяют поведенческим чертам своих сыновей и гораздо больше обращают внимания на их волевые характеристики, чем это делают папы девочек. У отцов старшеклассников лишь одно отличие в образах своих детей. Папы старшеклассников гораздо меньше внимания обращают на телесно-физические характеристики своих детей, чем папы старшеклассниц. Как ни парадоксально, но только мамы младших школьников и отцы подростков и старшеклассников по-разному описывают сыновей и дочерей. Ни мамы подростков, ни мамы старшеклассников не выявляют различий в структурах образов своего ребенка при описании детей разного пола. Видимо, у них сложилась единая схема представлений о детях, по которой они и формируют свой образ конкретного ребенка. Создается впечатление, что мамы менее внимательны к личностным изменениям своих детей, чем принято считать. Насколько это впечатление близко к истине, показывают результаты корреляционного анализа взаимосвязей между Я-образами детей и представлениями родителей о своих детях (табл. 36). Результаты просто поразительные! Отражения детей в сознании отцов гораздо более, чем отражения детей в сознании мам, соответствуют представлениям детей о себе. Даже образы дочерей в представлении отцов больше, чем представления матерей, соотносятся с Я-образами девочек. Представления же матерей о сыновьях вообще не соотносятся с их представлениями о себе, в то время как представления отцов имеют не только прямые взаимосвязи с Я-образами сыновей по волевым, конвенциональным и поведенческим характеристикам, но и обнаруживают еще 14 межкомпонентных связей. Отцы оказываются более внимательны и адекватны в понимании собственных детей, их мнения менее подвержены стереотипам. Но, увы, это можно сказать только о тех немногочисленных отцах, которые приняли участие в исследовании, т. е. о тех, кто посещает родительские собрания, интересуется жизнью детей и тем, что они из себя представляют.
ТАБЛИЦА 36
|