![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тендерный анализ образов ребенка в сознании детей и взрослых
Не только дети осознают себя и окружающих, включая сверстников, родителей и других взрослых, через призму пола. Родители также в большинстве своем воспринимают собственных детей прежде всего как мальчика или как девочку. Как сказал А. Дольский: «Разделились беспощадно мы на женщин и мужчин». И родители - сами либо мужчины, либо женщины - в зависимости от этого по-разному воспринимают своих мальчиков и девочек. Для большинства педагогов пол ребенка как будто бы не должен иметь принципиального значения. Как профессионалы они должны уметь воспитывать и тех и других. Но эта установка нередко как раз и приводит к обезличиванию индивидуальности ребенка. И если такая поистине глобальная характеристика, как пол ребенка, не учитывается, то более «мелкие» будут иметь еще меньшее значение. Насколько совпадают представления о себе у мальчиков и девочек, с одной стороны, а родителей обоего пола и педагогов - с другой, мы уже рассмотрели в параграфе 5.2.1 (табл. 14). Наименьшие различия зафиксированы между мальчиками и учителями, затем последовательно: между мальчиками и мамами; девочками и учителями; мальчиками и папами; девочками и папами; и, наконец, между девочками и мамами. А каковы представления родителей о своих дочерях и сыновьях? Есть ли различия у пап и мам в отражении своих детей? Связаны ли представления родителей о своих детях с Я-образами самих детей? Связаны ли Я-образы родителей с их представлениями о детях? Эти вопросы также были предметом нашего исследования. Если рассмотреть усредненные структуры образов детей разного возраста в сознании отцов и матерей (табл. 34), то можно увидеть, что иерархия компонентов структуры во всех категориях образов вполне традиционная: преобладают социальные, эмоциональные и телесные компоненты. И только у пап мальчиков-подростков и родителей старшеклассников и старшеклассниц более высокие показатели волевых компонентов, что является показателем более высоких ожиданий и требований именно к этим характеристикам детей. ТАБЛИЦА 34 Усредненная структура образов «мой ребенок (девочка/мальчик)»
Для более точного определения тендерных особенностей отражения родителями своих детей можно дополнительно обратиться к табл. 35, которая показывает достоверные различия в структурах образов сыновей и дочерей у мам младших, средних и старших школьников и у пап подростков и старшеклассников. ТАБЛИЦА 35
|