![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Корреляции родительских образов мой ребенок и Я-образов дочерей и сыновей
Жирным шрифтом обозначены критические значения коэффициента корреляции Пирсона при р - 0, 001, светлым - при р - 0, 05.
ТАБЛИЦА 37 Корреляция Я-образов мам и пап с образами " мой ребенок " Жирным шрифтом обозначены критические значения коэффициента корреляции Пирсона при р = 0, 001, светлым - при р - 0, 05.
Оказывается, представления таких отцов о своих детях не только обнаруживают значительные совпадения с мнением детей о самих себе, но и более точно отражают их индивидуальность, они менее схематизированы и обезличены, чем представления мам об их детях. Подтверждением этого служит следующая табл. 37, иллюстрирующая взаимосвязи Я-образов мам и пап с их образами «мой ребенок». Эта таблица наглядно показывает, что представления родителей о детях достаточно тесно связаны с родительскими Я-образами, причем наиболее прочные и многообразные связи обнаруживаются в представлениях мам. Нет смысла проводить покомпонентный анализ и описание всех установленных корреляционных связей, несмотря на их большую информативность. Еще большее число корреляционных таблиц вошли в Приложение. Детальный анализ требует дополнительного исследования. Полученными данными проблема не исчерпывается. Но они позволяют сделать некоторые серьезные обобщения и выводы. Представленные данные в очередной раз подтверждают предположение о наличии у мам более жестких схем представлений о собственных детях, чем у отцов. Причем становится видно, что в основе этих схем у большинства матерей лежат их представления, и даже не о том, каким они хотели бы видеть своего ребенка, а их представления о самих себе. Скорее всего, большинство мам неосознанно, а кое-кто сознательно в качестве ориентира в понимании своих детей берут самих себя. Как видно из табл. 36, это в значительной, хотя и в гораздо меньшей степени свойственно и отцам, т. е. является отражением достаточно общей тенденции людей оценивать других, исходя из собственных представлений о себе, особенно, когда речь идет о своих детях. Насколько всеобщи выявленные нами особенности представлений о детях и как они связаны с культуральными особенностями, с ментальностыо представителей разных наций, можно узнать, только сопоставив образы детей, складывающиеся в сознании представителей разных наций и культур. Организация таких исследований с родителями и детьми разных стран в наших условиях крайне затруднена, но сравнительные данные о представлениях российских и немецких студентов педагогических вузов были получены в ходе исследования, проводившегося С. И. Гусевой под моим руководством и при моем непосредственном участии.
|