Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Различия в структуре интеллектуальных компонентов между учителями и студентами
Несмотря на то, что возможность учиться определяется прежде всего уровнем интеллектуального развития [281, с. 227], характеристики интеллектуальной сферы оттесняют социальные определения с первого места лишь в описаниях образов «одаренного» и «бездарного» таким образом, по мере усиления смыслового контекста описываемого объекта в определенном направлении (в данном случае: ребенок - ученик - «одаренный» ученик) происходит закономерное изменение структуры и содержания актуализируемого образа в этом же направлении. Различия в образах «одаренного» и «хорошего» учеников более существенны, чем между «одаренным» и «неспособным», как у работающих, так и у будущих учителей. Т.е. смысл контекста «одаренный» и «хороший» ученик расходится уже на уровне теоретического представления, причем не только по составу, но и по модальности. В образе «хорошего» ученика больше положительных характеристик, чем в образе «одаренного». У студентов эта разница существенно выше, чем у работающих учителей, учителя дают больше положительных характеристик, описывая «одаренного» ученика. Это может объясняться более высоким уровнем критичности студентов, некоторой отстраненностью их образа «одаренного» ученика, который не связывается ими с конкретными детьми, а также лояльностью учителей и «выравниванием» представлений об «одаренном» и «хорошем» ученике в процессе педагогической деятельности. Практически во всех образах студенты дают социальных определений больше, чем учителя, что может быть связано с позицией потребителя, а не созидателя знаний, в которой пребывает значительная часть студентов (в соответствии со старинным рефреном: «От сессии до сессии живут студенты весело... А сессия? А сессия - всего два раза в год!». Для большинства студентов, недалеко ушедших от подросткового возраста, сфера взаимоотношений остается самой главной, а следовательносоциальные характеристики, даже в образе ученика, являются одними из наиболее значимых. Это подкрепляется фактически отсутствием включенности в производственные педагогические отношения. Между учителями и студентами математического факультета такой разницы нет. Нет ее и между студентами заочного и дневного отделений получающими психологическое образование. Работающее учителя в образах «одаренного» и «неспособного» ребенка дают больше интеллектуальных характеристик не только количеству но и по содержанию. Они чаще, чем студенты, дают определения, отражающие особенности мышления, а в образе «одаренного» ученика у них нередки информативные характеристики.
|