![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Педагогической деятельности
Возрастные характеристики являются весьма значимыми, и их учет необходим практически в любом психологическом исследовании личностных особенностей человека. Это аксиома. В то же время само понятие возраста неоднозначно, и до сих пор критерии психологического возраста (в отличие от паспортного) не являются определенными и общепризнанными. Особенно проблематичным оказывается определение психологических возрастных границ у взрослых. Поскольку в данном исследовании изучается образ ребенка как объекта профессиональной деятельности, представляется целесообразным в качестве условного критерия возраста взять не паспортный, а «профессиональный» возраст, точнее говоря, стаж профессиональной деятельности. Такой подход согласуется с выводом Б. Г. Ананьева, который, обобщая работы Е. Ф. Рыбалко, М. Д. Дворяшиной и других, констатировал: «...практический (профессионально-трудовой) опыт имеет решающее значение для перцептивного развития взрослых» [29]. С учетом контингента испытуемых было выделено три профессионально-возрастные категории: 1) не имеющие стажа работы (студенты); 2) молодые специалисты со стажем работы до трех лет; 3) педагоги, имеющие стаж работы свыше трех лет. Как отмечалось выше, есть все основания отнести студентов к педагогам, несмотря на то, что они не имеют стажа работы. Именно это отсутствие педагогического стажа выделяет их в особую стаже-возрастную группу. Работающие педагоги были разделены на две группы по традиционному административно-организационному принципу на молодых специалистов и педагогов, имеющих стаж работы более трех лет. Представляется, что такое разделение имеет и чисто психологические основания. Отмена обязательного распределения привела к тому, что все, по тем или иным причинам не желающие заниматься педагогической деятельностью, не обязаны, как прежде, отрабатывать три года. В школу приходят не по обязанности, а по желанию или необходимости и имеют право оставить педагогическую деятельность в любое время. Основными причинами, по которым начинающие педагоги покидают школу, являются материальная либо психологическая неудовлетворенность педагогической деятельностью и надежда на более эффективную самореализацию в другой сфере. Одной из важнейших причин психологической неудовлетворенности профессиональной деятельностью у начинающих педагогов явля ется несоответствие теоретических знаний практическому опыту. Поэтому большая часть уходов из профессиональной педагогической деятельности приходится на первые три года. За это время, наряду с другими психологическими (в том числе и социально-психологическими) изменениями, происходит существенное увеличение практических навыков, результатом которого является снижение неудовлетворенности профессией. Как показывают результаты данного исследования, именно в первые три года в сознании педагогов происходят значительные изменения в одном из главных регуляторов профессиональной деятельности - в образе ребенка. В ходе данного исследования получены результаты обследования образов ребенка у 50 студентов и 84 педагогов, из которых 39 человек имеют стаж менее трех лет, а 45 - стаж от 3 до 25 лет. Анализ полученных эмпирических данных подтвердил, что опыт профессиональной деятельности сказывается на образной сфере педагога. Анализ проводился по двум направлениям: структурному и содержательному. Первое направление основывалось на корреляционном анализе структур образов, а также на анализе достоверности различий между структурами: различных образов одной категории респондентов и однотипных образов различных категорий респондентов; второе - на частотном и качественном анализе содержания характеристик образов. Я-образы педагогов с различным стажем работы по ряду параметров существенно различаются между собой. Еще более серьезно отличаются они от Я-образов реальных девочек и особенно мальчиков. Но в каком соотношении между собой находятся образы детей, отличающиеся по модальности? Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к табл.49-51. Корреляционные таблицы свидетельствуют о том, что педагогический стаж оказывает влияние на взаимосвязи образов «хорошего» и «плохого» ребенка между собой и с образом обычного ребенка. Об этом же свидетельствуют и показатели критериев Стьюдента (табл. 52-54). Причем наибольшие различия обнаруживаются между студентами и педагогами с любым стажем работы, т. е. сам по себе опыт практической работы приводит к перестройке системы представлений о детях. Сравнительный анализ корреляций компонентов образов ребенка различных модальностей (табл. 49-51) показывает, что, независимо от опыта работы педагогов, максимально взаимосвязаны между собой образы детей положительной и отрицательной модальности, т. е. образы хорошего и плохого ребенка. Этот факт представляется весьма интересным, так как можно предположить, что сама эмоциональная нагруженность ТАБЛИЦА 49 Корреляции обобщенных образов " абстрактных" детей нейтральной, хорошей и плохой модальности в сознании педагогов,
|