Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрастная динамика детских Я-. Ты-образов






Теоретический анализ, проделанный ранее, показал, что между Я-образами и представлениями о других людях есть несомненная связь. Особенности представлений детей о других детях, как уже отмечалось, изучены явно недостаточно. Уже дети раннего возраста разделяют

сверстников на плохих и хороших, симпатичных и несимпатичных. С приходом в школу и в процессе взросления дифференциация становится более разнообразной и тонкой. Какова динамика восприятия и критерии оценки плохих и хороших, друзей и недругов? А как сами «хорошие» и «плохие» школьники оценивают своих «хороших» и «плохих» коллег? Отличаются ли эти представления у мальчиков и девочек? Как они связаны с представлениями о самих себе? Наша задача в том, чтобы выявить особенности и взаимосвязи этих представлений.

На первом этапе данного направления исследования для определения выборки «хороших» и «плохих» детей был применен «метод компетентных судей». Были опрошены педагоги, работающие с конкретным классом. Те дети, которых все педагоги относили к «хорошим», составляли соответствующую выборку. Аналогично формировалась выборка «плохих» детей. Затем эти дети проходили социометрическое обследование и в ходе беседы обследовались по нашей методике «СОЧ(И)». Кроме Я-образов у детей на основе методики «СОЧ(И)» были получены их мнения о «симпатичных им лично» и «несимпатичных им лично» сверстниках. Были также, по этой же методике, опрошены родители детей, входивших в обследуемые выборки. Родители предоставляли свои «Я-образы» и «образы» своих детей.

Для ответа на вопрос об устойчивости социо-перцептивных образов детей в одной из групп учащихся студенткой заочного отделения факультета психологии и педагогики ЛГОУ Я. Потаниной, под нашим руководством, было проведено лонгитюдное исследование социодинамики взаимоотношений детей. В ходе этого исследования были, в числе прочих, получены материалы, позволяющие нам исследовать динамику представлений детей о себе и одноклассниках.

Кроме одномоментных срезов образов «Я-реальный» (т.е. «Я - такой, каким себя знаю») и «Я-идеальный» (т.е. «Я - такой, каким хочу быть») у 25 учащихся второго класса по методике «СОЧ(И)» была получена информация об их представлениях о тех одноклассниках (без называния их имен), которые им наиболее симпатичны и наиболее несимпатичны.

Аналогичное исследование с этими учениками проводилось регулярно в течение трех лет, вплоть до пятого класса, последний срез проводился уже в конце обучения в пятом классе, т.е. после перехода детей в следующую организационно-возрастную категорию - в среднее звено школы и младший подростковый возраст. Полученные данные были мною обработаны и систематизированы (табл. 21-23).

В этих таблицах представлена динамика структуры Я-образов и образов одноклассников в сознании детей в период их обучения со 2 по 5 класс.

Табл. 21, отражающая динамику ранговой структуры Я-образов детей и образов их друзей и недругов, показывает, что иерархия структуры

ТАБЛИЦА 21


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал