![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура Я-образов в сознании старшеклассников и взрослых
И. Ю. Шилов отмечает, что в пользу последнего предположения говорит тот факт, что даже у кадет, у которых подавляющее большинство педагогов и воспитателей - это офицеры-мужчины, фемининные качества также на втором месте. Неожиданным, с точки зрения обыденного сознания, представляется то, что и в выборке старшеклассников, и в выборке взрослых наибольшее число метафор употребляют представители мужского пола, от которых принято ожидать более прямых и однозначных высказываний. Причиной более частого использования мужской выборкой метафор может быть характерная для социума установка на большую закрытость мужской части общества. Можно также предположить, что в этом факте проявляется не склонность мужчин к эвфемизмам, а более прозаическая и менее приятная закономерность. Мужчины, как хорошо известно из возрастной и дифференциальной психологии, в целом хуже владеют вербализацией своих мыслей. Поэтому при описаниях испытывают больше затруднений в нахождении точных определений и вынуждены чаще прибегать к метафорам. Косвенным подтверждением этому предположению может служить и то, что в тех редких случаях, когда респонденты в описании отдельных категорий образов используют подряд несколько метафор, этими респондентами, как правило, оказываются женщины. Очень многие респонденты в исследовании И. Ю. Шилова не воспользовались в описании собственных Я-образов конвенциональными характеристиками. Среди них гимназисток - 66 человек (66, 7%), школьниц - 25 человек (25, 25 %), кадет - 83 (83, 8 %), школьников - 39 (39, 4 %), женщин - 49 (71, 0 %) и мужчин - 42 (60, 9 %). Для интеллектуальных, волевых, деятельностных и поведенческих компонентов ранговые места и частота использования респондентами были не столь очевидны. Таким образом, наиболее значимыми в описании Я-образа и старшеклассники, и не связанные с ними взрослые считают социальные, фемининные, эмоциональные и телесные компоненты. Незначительное внимание в описании Я-образа они уделяют конвенциональным и метафорическим компонентам. Влияния условий обучения, возрастных и тендерных особенностей в иерархической структуре Я-образов старшеклассников и взрослых И. Ю. Шиловым не выявлено. Расхождения этих выводов с нашими вызваны тем, что взрослые, обследованные И. Ю. Шиловым, существенно отличаются от участников нашего исследования. Эти различия относятся прежде всего к мужчинам. При этом подавляющее большинство женщин в исследовании И. Ю. Шилова работают в системе образования, а мужчины не имеют к ней отношения. Поэтому данные по женским выборкам в обоих исследованиях очень близки, так же как и данные по мамам и педагогам-женщинам в нашем исследовании. Различия между мужскими выбор ками прежде всего обусловлены тем, что большинство из респондентов И. Ю. Шилова значительно моложе и не имеют своих детей, в отличие от обследованных нами родителей. Интересно, что структуры их Я-образов оказались гораздо ближе к женской выборке родителей, чем к мужской. Для того чтобы уточнить тендерные взаимосвязи Я-образов детей и родителей, нами был проделан анализ внутриполовых и межполовых различий Я-образов старшеклассников и родителей (табл. 14). ТАБЛИЦА 14
|