![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура Я-образа старших школьников разного уровня одаренности
Условные обозначения: * - показатели учеников, названных наиболее одаренными; ** - показатели учеников, названных наиболее бездарными.
Максимальное количество определений, приходящихся на один и тот же компонент, у учащихся разных интеллектуальных категорий в большинстве случаев практически идентично, и соотношение между ними не проявляет устойчивости при переходе от одного возраста к другому, за исключением устойчивых, не зависящих от возраста различий в максимальном предпочтении волевых, деятельностных, конвенциональных и метафорических компонентов у учащихся с высоким и низким уровнем интеллекта. Сравнивая соотношения между этими показателями, мы видим, что в каждом возрасте максимальное количество волевых и метафорических характеристик употребляют учащиеся с более высоким уровнем интеллекта, максимальное количество деятельностных и конвенциональных -учащиеся с низким уровнем. При этом, независимо от возраста, самый большой разрыв между максимальным количеством определений приходится на деятельностные и метафорические характеристики. Сопоставление данных об отсутствии в Я-образах тех или иных компонентов выявило, что нет ни одного компонента Я-образа, который бы присутствовал у всех, независимо от возраста и категории учащихся. Даже социальные компоненты, независимо от возраста, присутствуют у всех без исключения детей только в группе с повышенным интеллектом, в то время как у детей со сниженным интеллектом социальные характеристики только в подростковом и старшем школьном возрасте оказываются неизменным компонентом их Я-образов. Тем не менее именно социальные характеристики употребляются практически всеми, в том числе и подавляющим большинством младших школьников. У большинства же учащихся всех групп в Я-образах отсутствуют метафорические и поведенческие характеристики. Что касается возрастной устойчивости соотношения между учащимися разного уровня интеллекта в употреблении тех или иных групп характеристик, то это наблюдается лишь в отношении одной категории характеристик. Во всех возрастных группах учащиеся с низким уровнем интеллекта чаще, чем учащиеся с высоким уровнем интеллекта, не используют волевые характеристики. В отношении других категорий возрастная устойчивость соотношения не проявляется. В ходе анализа употребления интеллектуальных характеристик выявилась интересная деталь. И в младшем, и в среднем школьном возрасте все «одаренные» дети в собственных описаниях обязательно используют характеристики интеллектуальной сферы, в то время как более 18 % младших и более 6 % средних «бездарных» школьников избегают их. В старшем же школьном возрасте не только абсолютно все учащиеся со сниженным уровнем умственного развития обязательно используют характеристики интеллекта, но даже характеризуют себя умными чаще, чем старшеклассники противоположной интеллектуальной группы, к тому же не все из них в Я-образах вообще используют характеристики своего интеллекта. Таким образом, при анализе возрастных различий между двумя категориями учеников, различающихся уровнем интеллектуальных характеристик, выявились следующие достоверные возрастные закономерности самопрезентации учащихся: 1. Устойчивое, независимо от уровня интеллекта, увеличение, от одной возрастной категории к другой, объема социальных и волевых компонентов Я-образа. 2. Устойчивое, независимо от уровня интеллекта, уменьшение, от одной возрастной категории к другой, объема деятельностных компонентов Я-образа. 3. Устойчивый, независимо от уровня интеллекта, рост, от одной возрастной категории к другой, положительной самооценки. 4. Устойчивое, независимо от уровня интеллекта, снижение, от одной возрастной категории к другой, количества эмоционально нейтральных самооценок. 5. Не выявилось достоверных устойчивых возрастных тенденций самопрезентации, связанных с уровнем развития интеллекта.
|