![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Группа. Характеристики, отражающие гендерные особенности человека
4.1. Маскулинные характеристики; условное обозначение - «м». 4.2. Фемининные характеристики; условное обозначение - «ф». 4.3. Андрогинные характеристики; условное обозначение - «а». Некоторые ответы могут попадать в несколько категорий, так «добрый» относится к категориям 1.2, 2.5, 3.2, 3.4; «агрессивный» - к категориям 1.2, 2.5, 3.2, 3.5; «несмышленыш» - к категориям 1.2, 2.4, 3.1, 3.6. Б этом случае они учитывались в каждой категории. Как известно, образы сложных объектов и явлений весьма непросто вербализовать и информация, полученная таким способом, не дает полного представления об имеющихся у человека образах. Полное, точное представление получить, скорее всего, невозможно, но применение графических методик позволяет существенно дополнить информацию о структуре образов и о личности того, чьи образы изучаются. Последнее представляется весьма важным, так как именно личностный опыт человека, система его отношений к миру отражается в конкретных образах. В свою очередь и вербализованные образы дают дополнительную информацию о личности, продуцирующей образы. Для получения данных о невербальных параметрах Я-образов детей и взрослых, об их представлениях о ребенке и некоторых личностных особенностях в разработанную нами методику «СОЧ(И)» кроме процедуры «20 высказываний» был включен модифицированный вариант психогеометрического теста С. Делингер. Модификация заключалась в: неразрывном использовании данной методики сразу же вслед за написанием 20 высказываний; незначительном изменении инструкции; отказе от самого принципа использования полученных данных для тестирования личностных качеств испытуемых. Процедура проведения обследования по методике «СОЧ(И)» предполагает сразу же после выполнения задания «20 высказываний», т. е. после вербального изложения своих представлений о предлагаемом образе, приступить к выполнению задания «геометрические портреты того, кого только что описали». В данном исследовании использованы незначительно измененные варианты инструкции, применявшейся в ряде случаев А. А. Алексеевым: «Представьте себе, что перед Вами репродукции картин художника-авангардиста. На них изображены пять портретов различных людей. Как всякий настоящий художник он постарался передать не столько внешность, сколько душевные особенности людей. Сами эти люди признали, что портреты вполне удачные. Более того, оказалось, что практически все, знакомившиеся с изображениями, находили, что каждый портрет был чем-то похож на них самих. Посмотрите на эти пять фигур. Выберите из них ту фигуру, которая показалась Вам больше всего похожа на того, кого Вы только что описали (ребенка, «хорошего» ребенка, «плохого», Вашего ребенка и т. п.)...» - далее инструкция соответствует указанному ранее тексту, приведенному в работе А. А. Алексеева и Л. А. Громовой [17, с. 7]. Анализ выбранного испытуемым расположения геометрических фигур используется не для определения личностных характеристик испытуемых или отображаемого ими образа, а для сопоставления последовательностей геометрических фигур, иллюстрирующих каждую группу «20 высказываний». Основное внимание при сравнительном анализе обращается на первые и последние из каждых пяти фигур. При этом возможны четыре основных варианта сочетания каждой пары образов: -прямое совпадение последовательности первых и последних фигур, которое говорит о прямом соответствии невербальных образов; - несовпадение последовательности фигур, которое говорит о несоответствии невербальных образов; - частичное совпадение последовательности, когда совпадают лишь первые или последние фигуры, что говорит о соответствии предпочитаемых или нежелательных особенностей образов; - обратное совпадение последовательности, когда первые фигуры одного образа совпадают с последними фигурами другого образа, что говорит о противопоставлении образов, их «обратной пропорциональности». 4.2.5. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НОСИТЕЛЕЙ ОБРАЗА РЕБЕНКА
М. В. Гамезо, Б. Ф. Ломов и В. Ф. Рубахин, анализируя проблемы формирования перцептивного образа, отмечают, что в конкретных условиях образ приобретает те или иные специфические черты в зависимости от того, «что человеку нужно», а это значит, что он зависит от его личностных особенностей, таких как потребности, мотивы, установки, чувства, интересы и т. д. [139, с. 11]. Для выявления связей образа ученика с профессионально-личностными особенностями педагогов кроме методики «СОЧ(И)» рассматривались такие параметры, как эмоциональная направленность личности (опросник Б. И. Додонова), стратегия поведения в конфликте (тест описания поведения К. Томаса в модификации Н. В. Гришиной), мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана), удовлетворенность избранной профессией (методика А. Реана; модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой), мотивация успеха и мотивация боязни неудачи (тест-опросник МУН). Для изучения характеристик уровня умственного развития и направленности личности испытуемых старшеклассников проводились исследования с применением следующих методик: - ШТУР (школьный тест умственного развития); - методика Е. Б. Фанталовой. Для изучения условий тендерной социализации и отношений с родителями применялась методика ADOR (родители глазами подростка). Основной целью использования данных методик являлось получение дополнительной информации о психологических характеристиках обследуемых и группирование респондентов в соответствии с полученными данными. Тест К. Томаса [168] имеет целью определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: это кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: соревнование (соперничество) - наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих потребностей в ущерб другому; приспособление, означающее, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого; компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок; избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна сторона не достигнет успеха, в случаях конкуренции, приспособления и компромисса либо один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. Опросник состоит из 60 вопросов, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. Опросник Б. И. Додонова [436] по изучению эмоциональной направленности личности включает описания различных человеческих переживаний. Каждое из них относится к одной из 10 выделяемых им направленностей: альтруистическая - в основе потребность в содействии и помощи, покровительство другим людям; коммуникативная - базируется на потребности в общении, дружеских отношениях, сочувствующем собеседнике; глорическая - потребность самоутверждения, славы, почета; праксическая - ценностные переживания, связанные с реализацией деятельности, которая нужна субъекту сама по себе; пугническая - борьба; опирается на потребность в преодолении опасности, на базе которой возникает позднее интерес к борьбе; романтическая - стремление ко всему необычайному, таинственному; гностическая - стремление понять, разрешить сложную проблему; эстетическая - тяга к произведениям искусства, стремление к эстетической гармонии с миром, к переживанию чувства прекрасного; гедонистическая - выражение потребности в телесном и душевном комфорте; аккизитивная (приобретение) - тяга к накоплению, коллекционированию вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Методика А. А. Реана «Удовлетворенность избранной профессией» [464, с. 237] позволяет определить удовлетворенность учителя избранной профессией на основе подсчета индекса удовлетворенности ИУ, который сравнивается с нормативами: от 1 до 1, 5 баллов - удовлетворенность очень низкая (неудовлетворенность); от 1, 6 до 2, 5 баллов - удовлетворенность ниже среднего; от 2, 6 до 3, 5 баллов - удовлетворенность средняя; от 3, 6 до 4, 5 баллов - удовлетворенность выше среднего; от 4, 6 до 5 баллов - удовлетворенность высокая. В данном исследовании сравнивались группы учителей с удовлетворенностью ниже (от 1 до 2, 5 баллов) и выше среднего (от 3, 6 до 5 баллов). В основу методики мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана) [464, с. 235] положена концепция внешней и внутренней мотивации. Если деятельность важна для личности сама по себе, то говорят о внутренней мотивации (ВМ). В случае, когда деятельность обусловлена мотивами социального престижа, зарплаты и т. п., то говорят о внешней положительной мотивации (ВПМ), а в случае мотивов избегания порицания и нежелания попасть впросак - о внешней отрицательной мотивации (ВОМ). Методика позволяет определить соотношение между этими тремя видами мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ, которое называется мотивационным комплексом. Наилучшими являются два тина соотношений: ВМ > ВПМ > ВОМ и ВМ = ВПМ > ВОМ, а наихудшим ВОМ > ВПМ > ВМ. Тест-опросник МУН позволяет [464, с. 62] выявить два других типа мотивации - мотивацию успеха и мотивацию боязни неудачи. Как указывает А. А. Реан, при мотивации успеха действия человека направлены на достижение конструктивных положительных результатов, а при мотивации неудачи он стремится прежде всего избежать срыва, неудачи, порицания, наказания. В обследованной выборке учителей только у 5, 3 % выявилась явно выраженная мотивация боязни неудачи. В связи с малым объемом этой группы не удалось выяснить влияние этого типа мотивации на образ «математически одаренного» ученика. Для диагностики общей картины построения подростками системы ценностей применялась методика Е. Б. Фанталовой [555]. Данные, получаемые с помощью опросника Е. Б. Фанталовой, помогают охарактеризовать жизненную позицию респондентов, направленность их устремлений и активности. Они позволяют понять, какие именно жизненные сферы представляются подросткам привлекательными, какие - нет, каков разброс этих предпочтений в разных половозрастных группах и группах, отличающихся друг от друга по различным условиям обучения. Респондентам предъявлялись два списка попарно представленных ценностей и предлагалось осуществить из них выбор в порядке субъективной значимости. После проведения опроса анализировались частоты выбора в целом по группе ценностей. В соответствии с тем, как часто членами группы выбиралась та или иная ценность, проводилось их ранжирование отдельно по значимости и доступности наиболее важных жизненных ценностей. Анализировался состав наиболее важных и наименее важных для группы ценностей. Школьный тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностирования уровня умственного развития учащихся подросткового и юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения. Тест включает 6 наборов заданий (субтестов): «осведомленность» -2 субтеста; «аналогия»; «классификация»; «обобщение»; «числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы: «А» и «В». В нашем исследовании была использована форма «А». В нашем диссертационном исследовании ШТУР использовался для изучения образов у старшеклассников и старшеклассниц нормального (НУР) и недостаточного умственного развития (НДУР).
|