![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация сбора эмпирического материала
Сбор эмпирического материала для выявления типичных образов ребенка и Я-образов детей и взрослых происходил: в аудиторных условиях, в ходе занятий по психологии со студентами третьих курсов математического факультета Высшей педагогической школы в г. Фрайбурге (ФРГ), математического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, математического факультета и факультета психологии и педагогики ЛГОУ им. А. С. Пушкина; в процессе занятий и собеседований в школах и на курсах повышения квалификации педагогов. Пилотажное исследование включало батарею методик в следующей последовательности: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортрет». 3. «20 определений ребенка». 4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портрет ребенка». 5. «20 определений хорошего ребенка». 6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портрет хорошего ребенка». 7. «20 определений плохого ребенка». 8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портрет плохого ребенка». 9. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур». Кроме этого, ряду групп было предложено нарисовать те ассоциации, которые вызывает у них слово «ребенок», описать своих собственных или наиболее знакомых детей, описать себя в детстве, предложить свои варианты решения проблемных педагогических ситуаций. К каждому заданию давались необходимые комментарии и пояснения. Задания выполнялись в индивидуальном режиме: до полного выполнения или до самостоятельного решения о переходе к выполнению следующего задания, без жестких ограничений во времени. Общее время выполнения девяти основных заданий составляло от 35 до 60 минут. В ходе исследования сложились различные блоки заданий для разных групп испытуемых. 1 блок. Для педагогов и студентов: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты». 3. «20 определений ребенка». 4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ребенка». 5. «20 определений хорошего ребенка». 6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ребенка». 7. «20 определений плохого ребенка». 8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ребенка». 9. «20 определений типичного мальчика». 10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты типичного мальчика». 11. «20 определений типичной девочки». 12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты типичной девочки». Пункты с 3 по 12 выполнялись педагогами для описания как абстрактных, так и реальных детей; студенты описывали только абстрактных детей. 2 блок. Для педагогов и студентов: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты». 3. «20 определений обычного ученика». 4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ученика». 5. «20 определений хорошего ученика». 6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ученика». 7. «20 определений плохого ученика». 8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ученика». 9. «20 определений одаренного ученика». 10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты одаренного ученика». 11. «20 определений бездарного ученика». 12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты бездарного ученика». 13. Опросник Б. И. Додонова - выявление эмоциональной направленности личности. 14. Методика Смекала, Кучера - выявление направленности личности. 15. Тест Томаса в модификации Н. В. Гришиной - выявление стратегии поведения в конфликте. 16. Методика К. Замфир в модификации А. Реана - выявление мотивации профессиональной деятельности. 17. Методика А. Реана (модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой) - выявление удовлетворенности избранной профессией. 18. Тест-опросник МУН - мотивация успеха и мотивация боязни неудачи. Пункты с 3 по 12 выполнялись педагогами для описания как «абстрактных», так и реальных учащихся; студенты описывали только «абстрактных» школьников. 3 блок. Для педагогов и студентов: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты». 3. «20 определений обычного ученика». 4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ученика». 5. «20 определений хорошего ученика». 6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ученика». 7. «20 определений плохого ученика». 8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ученика». 9. «20 определений одаренного ученика». 10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты одаренного ученика». 11. «20 определений бездарного ученика». 12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты бездарного ученика». 13. Методика К. Замфир в модификации А. Реана - выявление мотивации профессиональной деятельности. 14. Методика А. Реана (модификация методик В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой) - выявление удовлетворенности избранной профессией. 4 блок. Для педагогов и студентов: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты». 3. «20 определений обычного ученика». 4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты ученика». 5. «20 определений хорошего ученика». 6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты хорошего ученика». 7. «20 определений плохого ученика». 8. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты плохого ученика». 9. «20 определений одаренного ученика». 10. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты одаренного ученика». 11. «20 определений бездарного ученика». 12. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты бездарного ученика». 13. Опросник Б. И. Додонова - выявление эмоциональной направленности личности. 14. Тест Томаса в модификации Н. В. Гришиной - выявление стратегии поведения в конфликте.
5 блок. Для родителей: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты». 3. «20 определений Вашего ребенка». 4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты Вашего ре- бенка».
6 блок. Для детей: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты».
7 блок. Для детей: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты». 3. «20 определений Вашего друга». 4. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты Вашего друга». 5. «20 определений Вашего недруга». 6. «Психогеометрический тест» - вариант «Портреты Вашего недруга».
8 блок. Для старшеклассников: 1.«20Я». 2. «Психогеометрический тест» - вариант «Автопортреты». 3. ШТУР - выявление уровня умственного развития. 4. Опросник Фанталовой - выявление ценностных ориентации. Как видно из описаний блоков, они включают разные сочетания методик, которые можно разделить на две группы: а) диагностика личностных характеристик; б) диагностика содержания и структуры образов. Все блоки включают от одного до шести вариантов методики «СОЧ(И)», которые составляют диагностическую группу, направленную на выявление содержания и структур Я-образов и образов ребенка. Второй, третий, четвертый и восьмой блоки включают ряд методик, составляющих группу методик, направленных на диагностику некоторых личностных особенностей обследуемых. Обследование с применением двух групп методик проводилось в разное время; диагностика личностных особенностей - также в разное время, как правило - не более 2-3 методик в один день; изучение образов - в течение одного дня в одной и той же последовательности по каждому блоку. Многие испытывали некоторое замешательство перед началом выполнения 1, 2, 3 и 7 заданий, но после 10-30-секундной паузы и уточняющих вопросов, как правило, полностью выполняли задание, нередко проявляя при этом заметный интерес. Как отмечали многие участники исследования, выполнение этих заданий давало обучающий эффект, причем происходило как бы самообучение, так как новая информация приходила не со стороны, а изнутри - от самого участника, который не только находил новые определения и ассоциации (т. е. осуществлял познавательную деятельность), но при этом и переживал определенные (нередко неожиданные для него) эмоции. Во время выполнения этой серии заданий не только осознаются имеющиеся в данный момент образы, но и актуализируются обычно неосознаваемые функции психических образов, что приводит к некоторой (порой, по отзывам педагогов, весьма существенной) переработке представлений. В этом проявился коррекционный потенциал данной методики выявления образов, но этот потенциал, его объем и влияние не являются предметом данного исследования. С применением данного комплекса методик были обследованы:
учащиеся младших классов 249 учащиеся средних классов 176 учащиеся 15-18-летнего возраста Санкт-Петербурга, 413 Ленинградской и Свердловской областей, Санкт-Петербургского кадетского корпуса
Из них: юноши 205 девушки 208 учащиеся 9 классов 128 учащиеся 10 классов и кадеты 1 курса 141 учащиеся 11 классов и кадеты 2 курса 136
Кроме учащихся были обследованы: родители учащихся 89 учителя начальных классов 217 учителя математики 40 классные руководители средних классов 20 классные руководители старших классов 20 студенты (квалификация «педагог-психолог») 51 студенты (квалификация «учитель начальных классов» 40 российские студенты математических факультетов 34 немецкие студенты математического факультета 72
Всего был обследован 1381 человек.
|