![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура Я-образов младших, средних и старших школьников разного уровня одаренности
Условные обозначения: * - показатели и количество учеников, названных наиболее одаренными; ** - показатели и количество учеников, названных наиболее бездарными.
от общего числа обследованных) и самые низкие (10 % от общего числа обследованных) результаты по школьному тесту умственного развития (ШТУР), показывает, что иерархическая структура их образов связана в первую очередь с возрастом учеников и практически не связана с уровнем их одаренности. Младшие школьники, независимо от уровня одаренности, для самоидентификации используют существенно меньше социальных характеристик, чем подростки и старшеклассники (уровень значимости различий 0, 05 и 0, 01 соответственно). Кроме того, ученики начальной школы, считающиеся наиболее одаренными, называют больше деятельностных характеристик, чем «одаренные» подростки и старшеклассники с высоким уровнем умственного развития (уровень значимости 0, 01). У учеников, названных в качестве бездарных, таких различий нет. Выявились также достоверные различия (на уровне значимости 0, 05) по волевым характеристикам между младшими школьниками, подростками и старшеклассниками в обеих «интеллектуальных» категориях. Существенные различия (уровень значимости 0, 01) между младшими школьниками и подростками, с одной стороны, и старшеклассниками - с другой, выявились по модальности Я-образов учащихся той и другой категории интеллектуальности. Эти различия проявились прежде всего по характеристикам положительной и нейтральной модальности. У старшеклассников, как высокого, так и низкого уровня умственного развития, значительно выше, чем в предыдущих возрастах, положительная самооценка, при существенном снижении количества нейтральных характеристик. Причем эти характеристики находятся практически на идентичном уровне в обеих выборках старшеклассников. Значимые различия (уровень значимости 0, 05) между этими группами проявляются лишь по отрицательным характеристикам. У старшеклассников с более высоким уровнем умственного развития более высокая самокритичность. Они не боятся высказывать отрицательное мнение о себе, что говорит о большей уверенности в своих силах, основанной, видимо, и на лучшем знании самих себя. Кроме характеристик отрицательной модальности у старшеклассников с разным уровнем развития выявились достоверные различия (0, 05) только по социальным компонентам структуры Я-образов. У младших школьников и подростков достоверные различия, связанные с уровнем «одаренности», обнаружились лишь по одному показателю в каждой возрастной категории. В Я-образах «бездарных» подростков достоверно больше, чем у «одаренных», эмоциональных характеристик. У одаренных (по мнению педагогов) младших школьников положительная самооценка достоверно (0, 01) выше, чем у «бездарных». Надо отметить и тот факт, что подростки, названные самыми неспособными, называют больше отрицательных характеристик, чем их сверстники, названные одаренными (уровень значимости 0, 05), ученики на чальной школы, как «одаренные», так и «бездарные» (уровень значимости различий 0, 01), и старшеклассники с низким уровнем умственного развития. Выявленная склонность «одаренных» младших школьников более положительно, чем «бездарные», оценивать себя полностью согласуется с выводами американских психологов о том, что дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Это связано, по мнению Г. Крайг, с ключевой ролью, которую играет школа в жизни учеников. Но полученные нами данные свидетельствуют о том, что этот вывод американских исследователей имеет отношение лишь к младшим школьникам. В наших данных отчетливо проявляется ориентация на авторитет учителя только у учащихся начальных классов. У подростков, относящихся, по мнению педагогов, к одаренным учащимся, уже нет существенного, по сравнению с «бездарными» учениками, превышения положительных самооценок, но еще наблюдается незначительно меньшее количество отрицательных самооценок. У старших же школьников их уровень развития, который связан с успеваемостью, сказывается не на увеличении положительных самооценок, а, наоборот, на увеличении отрицательных. Существенные уточнения к этому выводу дает сравнительный анализ словарей Я-образов учащихся. Если в словаре «одаренных» младших школьников слово «умный» встречается у 55% человек и кроме него еще 28% положительных характеристик креативности («сообразительный», «любознательный», «способный»), а у «бездарных» лишь 8% отнесли себя к «умным», то у «одаренных» подростков «умных» осталось лишь 30%, а у «бездарных» всего 6% подобных характеристик. У старших учащихся картина совершенно иная. 62% учащихся с высоким уровнем интеллекта считают себя умными, в то время как среди противоположной группы такую самооценку дают 72% старшеклассников. Можно предположить, что это связано с действием механизма компенсации, по принципу «У кого что болит, тот о том и говорит». В целом же частотные словари, в первую очередь наиболее употребляемые слова, очень похожи у учащихся всех возрастных и «интеллектуальных» групп. Практически у всех первые порядковые места занимают «веселый», «добрый», «умный», лишь у «бездарных» подростков вместо «умный» стоит «общительный». Получается любопытная картина. При общем увеличении положительных характеристик (в том числе и интеллектуального плана) значение понятия «умный» для подростков резко снижается, а для старшеклассников становится гораздо более важным, даже более, чем для младшеклассников, которые впервые столкнулись с тем, что их оценивают прежде всего по интеллектуальным успехам. Интересную информацию дает сравнение данных о максимальном количестве и отсутствии характеристик тех или иных компонентов Я-образов учащихся с разным уровнем интеллектуального развития (табл. 6-8). ТАБЛИЦА 6
|