![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Соотношение положительных. Отрицательных и нейтральных характеристик в Я-образах младших мальчиков и девочек
При анализе отрицательных характеристик обнаруживается ряд интересных фактов. 1. По всем компонентам структуры Я-образа мальчики, по сравнению с девочками, более самокритичны и отражают у себя больше негативных характеристик (табл. 19, 20). Этот факт не соответствует бытующим в педагогической среде представлениям о том, что мальчики, по сравнению с девочками, более хвастливы, более склонны переоценивать свои успехи и менее прислушиваются к тому, как их оценивают взрослые, а в целом менее адекватны, чем девочки. ТАБЛИЦА 19 Соотношение положительных, отрицательных и нейтральных характеристик в Я-образах мальчиков (в %)
2. По всем компонентам структуры Я-образа, кроме интеллектуальных, телесных и деятельностных, у мальчиков меньше положительных характеристик, чем у девочек (причем существенны различия в телесных характеристиках, а в интеллектуальных эти различия ничтожно малы). Этот факт также подтверждает вывод о большей самокритичности мальчиков. Интересно также и то, что наибольшие различия проявляются в телесных характеристиках. Оказывается, в целом, мальчики обращают на них не меньшее внимание, чем девочки, а оценивают себя по этому компоненту существенно выше. В то же время мальчики и в телесных характеристиках отмечают у себя больше (чем девочки) негативных качеств. Общее же число характеристик по данному компоненту структуры Я-образа одинаково и у мальчиков и у девочек, по этому параметру отмечается высокая корреляция между Я-образами мальчиков и девочек. Выравнивание количества характеристик происходит за счет того, что в Я-образах девочек больше характеристик нейтральной модальности типа: «светлая», «сероглазая», «молодая», «живой предмет». Чаще всего из нейтральных характеристик у девочек встречается цвет глаз, причем на первом месте голубые глаза, на втором - карие и серые и на третьем - черные. Отмеченная особенность противоречит сложившемуся в обыденном сознании мнению о том, что девочек гораздо больше, чем мальчиков, волнуют их телесно-физические характеристики. ТАБЛИЦА 20 Соотношение положительных, отрицательных и нейтральных характеристик в Я-образах девочек
Мальчики, при общем преобладании позитивных самооценок, отражают у себя, по сравнению с девочками, больше негативных характеристик и меньше позитивных, что можно интерпретировать как их большую самокритичность. ВЫВОДЫ Сравнительный анализ структуры и содержания Я-образов детей младшего, среднего, старшего школьного возраста в сравнении со студентами высших учебных заведений и взрослыми позволил сделать следующие выводы. Первые ранговые места во всех половозрастных категориях структур Я-образов российских детей и взрослых занимают социальные и эмоциональные характеристики, которые составляют подавляющее большинство определений. Выявлена устойчивая закономерность, проявляющаяся в скачкообразном росте объема социальных и эмоциональных характеристик в Я-образах детей при переходе из одной возрастной категории в другую, связанном с увеличением того, что можно назвать социальной ответственностью. Я-образы российских и немецких студентов-педагогов резко различаются как по структуре, так и по содержанию. В Я-образах российских студентов преобладают социальные, а в Я-образах немецких студентов - интеллектуальные характеристики, но при этом общий словарь немецких социальных характеристик более разнообразен и содержит меньше речевых штампов. Содержание российских Я-образов отличается альтруистичностью, эмоциональностью и направленностью на взаимодействие. Немецкие самохарактеристики отличаются эгоцентризмом и эмоциональной сухостью. Иерархическая структура Я-образов учащихся связана в первую очередь с возрастом учеников и практически не связана с уровнем их одаренности и умственного развития. У старшеклассников, как высокого, так и низкого уровня умственного развития, значительно выше, чем в предыдущих возрастах, положительная самооценка, при этом у старшеклассников с более высоким уровнем умственного развития более высокая самокритичность. В то же время обнаружена склонность «одаренных» младших школьников более положительно, чем «бездарные», оценивать себя, что полностью согласуется с выводами американских психологов о том, что дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики, но у российских учащихся эта особенность проявляется только в младшем школьном возрасте. В старшем школьном возрасте у учащихся с пониженным интеллектом более высокая самооценка своих умственных способностей, чем у сверстников с повышенным интеллектом. Выявлен ряд тендерных особенностей в отражении образа ребенка. Обнаружены гендерные различия по положительной и нейтральной модальностям самооценок. У пап самые низкие из всех выборок положительные показатели самооценки и самые большие (по сравнению с мамами, педагогами и старшеклассниками просто огромные) показатели осторожно-нейтральных или амбивалентных самооценок. В формировании детских Я-образов на всех возрастных этапах, вплоть до старшего школьного возраста решающую роль играет фактор феминизации воспитания, что сказывается в том, что даже Я-образы юношей больше соответствуют женским Я-образам, чем Я-образам отцов. Структуры Я-образов юношей больше всего (по пяти компонентам), отличаются от структур Я-образов отцов, в то время как от мам они отличаются всего по трем компонентам. А меньше всего (лишь по двум компонентам) они отличаются от структур Я-образов учителей. Я-образы девушек меньше, чем у юношей, оказались связаны с Я-образами взрослых. Их структуры менее всего совпадают с образами педагогов (достоверные различия по четырем компонентам) и отцов (различия по пяти компонентам), но больше всего они отличаются от образов мам (различия по шести компонентам). Независимо от возраста и пола дети видят себя ДОБРЫМИ, УМНЫМИ, ВЕСЕЛЫМИ, КРАСИВЫМИ, ЛАСКОВЫМИ, ТРУДОЛЮБИВЫМИ, ЛЕНТЯЯМИ. Именно эти определения чаще всего фигурируют в Я-образах младших и старших школьников обоего пола. Анализ влияния возрастных социо-перцептивных стереотипов показал, что возраст является более важным, чем пол, фактором формирования смысловых социо-перцептивных. штампов. По всем компонентам структуры Я-образа мальчики младшего школьного возраста, по сравнению с девочками, более самокритичны и отражают у себя больше негативных характеристик. Наибольшие различия между младшими школьниками разного пола проявляются в телесных характеристиках. В целом мальчики обращают на них не меньшее внимание, чем девочки, а оценивают себя по этому компоненту существенно выше. В то же время мальчики и в телесных характеристиках отмечают у себя больше (чем девочки) негативных качеств.
|