![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка к программе курса
Дисциплина «Педагогика», модуль «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин. Цель дисциплины – сформировать систематизированные знания о технологии целостного педагогического процесса, основах педагогического менеджмента и требованиях к их организации в системе школьного образования; представление о сущности педагогического мастерства, особенностях организаторской и проектировочной деятельности классного руководителя. Задачи дисциплины: · повысить качество подготовки педагога посредством знаний, являющихся основой осуществления целостного педагогического процесса; · обеспечить овладение технологией педагогического общения на основе идей педагогики сотрудничества; · раскрыть сущность профессионально-педагогической деятельности классного руководителя, проанализировать её компоненты; · познакомить студентов с основами педагогического менеджмента, опытом педагогов – новаторов в современной школе, его научными основами, стимулировать стремление к профессиональному росту; · охарактеризовать нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса; · развивать у студентов исследовательские, организаторские и проектировочные умениями в процессе изучения педагогических явлений. Для освоения раздела «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент» студентам необходимы знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения курса «Педагогика», разделов «Введение в педагогическую деятельность», «Теория обучения и педагогические технологии», «Теория воспитания»; дисциплин «История», «Культура речи», «Психология», «Безопасность жизнедеятельности». Освоение модуля «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент» является необходимой основой для последующего изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания средствами учебных предметов», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Процесс изучения дисциплины «Педагогика», модуля «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент» направлен на формирование следующих компетенций: Общекультурные компетенции: · владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); · готовностью к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); · способностью использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16). Общепрофессиональные компетенции: · осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1); · владением основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); · способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4). Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности: · готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3); · способностью использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5); · готовностью к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнёрами (ПК-6); · способностью организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7); · способностью выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности (ПК-10). В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать: - общие закономерности организации целостного педагогического процесса; - особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного социума; - социальную значимость педагогической профессии, особенности реализации педагогической деятельности в современном образовании; - сущность педагогического мастерства, его компоненты; - этапы решения педагогических задач, способы их решения; - особенности конструирования педагогического процесса; - коммуникативные особенности речевого поведения учителя, ведения дискуссии; - способы организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; - социальную значимость и особенности деятельности классного руководителя в современной школе; - формы педагогического мониторинга в работе классного руководителя; - сущность менеджмента как основы педагогической деятельности; - нормативно-правовые документы, регламентирующие образовательную деятельность; - права ребенка и формы его правовой защиты в Международном и Российском законодательствах; - тенденции развития современного образовательного пространства; - сущность инновационной деятельности в образовании; - категории профессионального роста учителей. - способы профессионального самопознания и саморазвития. уметь: - предметно и целостно воспринимать информацию, её анализировать и обобщать; - структурировать и конкретизировать педагогические цели, выбирать способы реализации образовательных задач; - конструировать, проектировать, планировать педагогический процесс с использованием современных образовательных технологий; - разрабатывать план-конспект учебного занятия с использованием современных методик и технологий; - анализировать педагогическую ситуацию; - учитывать в педагогическом взаимодействии возрастные психофизиологические особенности учащихся; - выстраивать и поддерживать отношения взаимопринятия и взаимного уважения с субъектами образовательного процесса; - управлять педагогическим общением; - использовать конструктивные тактики и стратегии в разрешении конфликта; - проводить самоанализ результатов коммуникации; - проектировать воспитательную деятельность классного руководителя; - использовать современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников; - использовать методы педагогического мониторинга в педагогической деятельности; - проектировать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся; - координировать деятельность родителей, коллег, социальных партнёров, заинтересованных в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса; - стимулировать проявление своей педагогической позиции, рефлексивных способностей; - оценивать качество и эффективность педагогической деятельности; - аргументировать «Я-позицию» в общественно-профессиональных дискуссиях; - использовать методы самовоспитания, повышения профессиональной компетентности. владеть: - способами преобразования научной информации в учебную, обобщения, структурирования, отбора содержания материала для учебного занятия; - индуктивным и дедуктивным методами построения умозаключений; - способами анализа и оценки факторов, влияющих на обеспечение успешной социализации обучающихся и воспитанников; - способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны; - способами ориентации в профессиональных источниках информации (учебно-методические пособия, журналы, сайты и т.д.); - способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения; - способами оценки качества и эффективности педагогической деятельности; - способами взаимодействия с субъектами образовательного процесса; - педагогической наблюдательностью, способностью к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию другого человека; - эффективными методами и формами педагогического взаимодействия; - способами установления педагогически целесообразных взаимоотношений; - способами конструирования педагогического процесса; - формами и методами организации групповой работы; - способами определения в соответствии с дидактическими критериями и принципами воспитания качества учебно-методических материалов, учебно-воспитательных программ; - способами моделирования педагогической реальности посредством использования собственных методических разработок; - различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности; - способами организации сотрудничества обучающихся и воспитанников; - методами конструктивного взаимодействия с родителями, коллегами, социальными партнёрами; - способами совершенствованиясовместной деятельности субъектов образовательного процесса; - способами самообразования, профессиональной самореализации. Приобрести опыт деятельности: · по овладению основами педагогического мастерства; · по развитию педагогических способностей; · по решению педагогических задач; · по конструированию педагогического процесса; · по установлению педагогически целесообразных взаимоотношений; · по организации педагогического общения на основе диалога; · по организации деятельности классного руководителя; · по организации педагогического мониторинга; · по обсуждению педагогических проблем в различных типах дискуссий; · по разработке и презентации творческих и учебных проектов; · по использованию общекультурных и общенаучных, специальных и психолого-педагогических знаний. К программе учебной дисциплины прилагается список литературы по каждой теме, разделённый на две части. Основная литература необходима для дополнения материала лекции, подготовки к лабораторным и семинарским занятиям. Дополнительная литература рекомендуется для подготовки докладов, сообщений, написания рефератов и эссе, курсовых и иных творческих работ.
|