Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕКИЕ УКАЗАНИЯ
Раздел «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент» занимает важное место в системе педагогического образования. Это вытекает из его содержания, в центре которого находятся закономерности и принципы процессов обучения, воспитания и развития личности воспитанника, управления образовательными системами. Областями профессиональной деятельности бакалавров, на которые ориентирует модуль «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент», являются образование, социальная сфера, культура. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности: в области педагогической деятельности: – организация обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям учащихся и отражающих специфику предметной области; – организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами и родителями для решения задач в профессиональной деятельности; – использование возможностей образовательной среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий; – осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры. в области культурно-просветительской деятельности: – изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; – разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп; – обучение, воспитание, развитие, просвещение. Освоение дисциплины «Технологии целостного педагогического процесса и педагогический менеджмент» является необходимой основой для последующего изучения курсов по выбору студентов, содержание которых связано с анализом актуальных тенденций образования, прогнозированием социальных процессов и пониманием роли образования в современном обществе, социально-мировоззренческим развитием студентов, формированием их ценностно-ориентационных установок, а также для прохождения учебной практики в области педагогической, культурно-просветительской деятельности, подготовки студентов к итоговой государственной аттестации. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО рекомендуется использование активных и интерактивных форм проведения занятий (проблемные лекции и лекции – визуализации; семинары – дискуссии, деловые и ролевые игры, мозговой штурм, индивидуальные и групповые проекты, анализ профессиональных ситуаций и иные формы). В соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» удельный вес занятий, проводимых в интерактивной форме должен составлять не менее 20% от всего объема аудиторных занятий. В процессе преподавания дисциплины используются следующие современные образовательные технологии. Проблемная лекция. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо «открыть». Задача преподавателя состоит в создании проблемной ситуации, побуждению студентов к поискам решения проблемы. С этой целью новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить. В ходе разрешения противоречий студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие проектирования проблемной лекции - реализация принципа проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация. Лекция-визуализация. Визуализированная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (презентация, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны: обеспечить систематизацию имеющихся знаний; обеспечить усвоение новой информации; обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций; демонстрировать разные способы визуализации. При проектировании визуализированной лекции важно продумать определенную визуальную логику и ритм подачи материала, его дозировку, стиль общения с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции состоят в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. При этом необходимо учитывать: уровень подготовленности и образованности аудитории; профессиональную направленность; особенности конкретной темы. Лекция с заранее запланированными ошибками. Такая лекция призвана активизировать внимание студентов, развивать их мыслительную деятельность, формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д. Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце лекции. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце лекции. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая выявлять трудности усвоения предыдущего материала. Лекция - пресс-конференция. Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся. Такую форму лекции целесообразно использовать: в начале изучения темы с целью выявления потребностей, круга интересов студентов, актуализации их субъектного опыта; в середине изучения темы, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний; на заключительном этапе рассмотрения темы с целью определения перспектив развития усвоенного содержания. Лекция с разбором конкретной ситуации, изложенной устно или в виде краткой презентации, видеозаписи и т.п.; студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал. Лекция-консультация, при которой до 50% времени отводится для ответов на вопросы студентов; в том числе с привлечением специальных консультантов – квалифицированных специалистов в области изучаемой проблемы. Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием развертывания продуктивной дискуссии являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы. Важно научить студентов культуре общения и взаимодействия. Частью семинара-дискуссии могут быть элементы «мозгового штурма», «деловой игры». В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются. Во втором случае семинар получает ролевую «инструментовку». Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается. Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д. Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения. Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д. Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога. Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен: определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению; подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих; распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе; готовить студентов к выбранному ролевому участию; руководить работой семинара; подводить общий итог дискуссии. Семинар-исследование. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы из 6-8 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 5-15 минут студенты обмениваются мнениями; готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итоги и оценивает работу студентов. Технология «Кейс-стади» (case-study). Кейс (с англ. - случай, ситуация) – это технология анализа конкретных ситуаций, «частного случая», деловая игра. Суть технологии состоит в том, что в основе её используются описания конкретных ситуаций или случаев. Основными понятиями, используемыми в кейс-технологии, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» может пониматься как состояние, событие, действие, поворотный момент для принятия решения, набор определенных взаимосвязанных фактов, который содержит в себе противоречие (я), необходимость оценки (ок) или способов выхода на новый уровень. Важно, чтобы ситуация была представлена в динамике изменения (было-есть-будет). Преподаватель, реализующий кейс-технологию на практических занятиях, должен учитывать следующее: во-первых, представленный для анализа случай должен отражать реальную жизненную ситуацию; во-вторых, в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения исследователем; в - третьих, требуется овладение предварительным комплексом теоретических знаний для преломления их в практическую плоскость решения конкретной проблемы или ряда проблем. Работа над кейсом как ситуационным текстом начинается с выделения отдельных содержательных элементов, поиска сути проблемы, противоречий, их причин и возможных негативных последствий. В процессе работы над кейсом студенты могут использовать необходимую для анализа ситуации дополнительную информацию. В результате обучающиеся приходят к собственным выводам, формулируют решения проблемной ситуации, и часто, в виде неоднозначных множественных решений. Возможны следующие варианты использования «кейс-стади»: 1) Организация открытой дискуссии, «мозгового штурма», научного спора по материалам проблемного кейса. Посредством вопросов, преподаватель обращает внимание студентов на конкретную информацию в тексте кейса, инициирует их ответы. В ходе группового опроса студенты выделяют проблему кейс-текста, оценивают ситуацию, дают анализ события или процесса, представляют свои решения. 2) Проведение деловой игры. Студенты моделируют и проигрывают конкретные ситуации, описывают отдельные факторы, признаки, содержание элементов противоречий, мотивационных установок действий субъектов рассматриваемого события. 3) Проверка результатов обучения. Студенты получают индивидуальный кейс перед экзаменом, анализируют его и представляют преподавателю отчёт с ответами на поставленные вопросы. Ключевым условием успешного обучения студентов является их систематическая самостоятельная работа над учебными материалами. Лабораторные и семинарские занятия являются действенной формой повышения эффективности самостоятельной работы студентов, формой её учёта и контроля. На семинарах углубленно рассматриваются наиболее сложные вопросы учебного курса, обсуждаются материалы лекций и самостоятельной работы. В ходе семинара студенты овладевают понятиями и законами изучаемой науки, методами анализа педагогических явлений и ситуаций, вырабатывают умения доказывать, убеждать. Лабораторно-практические занятия позволяют соединить теорию с практикой, так как они направлены на отработку профессионально значимых умений и навыков. В ходе подготовки к лабораторным и семинарским занятиям студентам рекомендуется проработать конспекты лекций, соответствующие главы учебников и учебных пособий, осмыслить теоретические положения и понятия. Готовясь к таким занятиям, студенты выполняют специальные задания (подбирают практические материалы, разбирают педагогические задачи, моделируют профессиональные ситуации, составляют схемы и конспекты и т.п.).
|