Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Создание государством правовой базы и защита конкуренции. Антимонопольная политика государства⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 28
Спонтанное развитие рыночных процессов может сопровождаться монополизацией тех или иных сфер хозяйственной жизни. В конце ХIX века в промышленных странах (в первую очередь в США) была осознана необходимость поставить определенный заслон силам монополизации. Наиболее разработанным считается антимонопольное законодательство США, базирующееся на «трех китах»: 1. Закон Шермана (1890 г) – запрещается тайная монополизация торговли, единоличный контроль области, сговор о ценах. 2. Закон Клейтона (1914 г) – запрет ограничительной деловой практики в области сбыта, ценовая дискриминация (только когда это не диктуется спецификой текущей конкуренции), определенные виды слияний. 3. Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г) – запрет на ограничительную деловую практику в области торговли, «ножницы цен», ценовая дискриминация. В 1950 г к закону Клейтона была принята поправка Селлера-Клейтона: уточнялось понятие незаконного слияния. Государственные службы, призванные осуществлять реализацию антимонопольного законодательства, могут руководиться двумя принципами: жестко следуя закону и «принципу разумности». Он означает, что только неразумное ограничение торговли попадает под действие акта Шермана. Практическое воплощение в жизнь данного законодательства является крайне сложным. Антимонопольная политика должна поддерживать конкуренцию, а не ограничивать ее. Исполнительные органы власти ведут не только «карательную», но и профилактическую работу по предотвращению монополистических ограничений, широко используя математического инструментария и теоретического аппарата концепций. В РФ начиная с 1995 г. были приняты такие законы как: «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О естественных монополиях», «О государственной поддержке малого предпринимательства» и т.д. При правительстве был создан Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП, позднее преобразованный в министерство – МАП. Вместе с тем переход от монопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной поддержке и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего. Эти функции государство должно осуществлять по следующим направлениям: • выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе в развитие его инфраструктуры; • сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения; • снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации; • информирование и просвещение предпринимателей, в том числе и правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях; • защита предпринимателей от преступных посягательств. В последнее время при выборе модели государственного регулирования все чаще склоняются к тому, что определяющим моментом здесь должна быть не величина государственного участия в экономических преобразованиях (ясно, что оно должно быть масштабным и активным), а его содержание. Билет 27
|