![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Задачи начального образованияСтр 1 из 9Следующая ⇒
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: 1) Становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся (?: - Что это значит? Традиционно в структуру гражд. идентичности входит: ü когнитивный (знания о государстве и своей принадлежности к нему, ü эмоциональный (отношение к этой принадлежности), ü поведенческий компонент (возможность действовать в соотв. с этими отношениями). Сейчас эта структура дополнена: ü Когнитивный компонент – знания о власти, правовой орг-ции общества, общественно-политических событиях, политических лидерах и пр. ü Эмоционально-оценочный – наличие собств. отношения к политич.событиям. ü Ценностно-ориентационный – уважение прав других людей, толерантность и самоуважение. ü Деятельностный – участие в общественной жизни ОУ, готовность участвовать в общественно-политической жни страны, самостоятельность и ответственность в выборе решений. 2) Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности (?: - Что это значит?) Сейчас от признания ЗУН как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса, обеспечивающих умение учиться. Поэтому главные умения - это умение принимать, сохранять цели и следовать им в УД, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 3) Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. 4) Укрепление физического и духовного здоровья обучающихся – осознание уч-ся ценности здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соотв. с ним. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (" портрет выпускника начальной школы"): 1) любящий свой народ, свой край и свою Родину; 2) уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 3) любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; 4) владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; 5) готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; 6) доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; 7) выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. ?: - Образовательные результаты в НШ? G Образовательные результаты начального образования (СЛАЙД 4):
Именно с этой установкой (сформировать эти 3 группы результатов, а не ЗУН) учитель идет на урок.
Причем ФГОС поставил на 1 место в качестве главных результатов обр азования не предметные, а личностные и метапредметные (регулятивные, познавательные и коммуникативные) - универсальные учебные действия (УУД).
В первую очередь это касается сформированности УУД, обеспечивающих умение учиться. «Не человек овладевает образованием, а образование овладевает человеком», - Асмолов. ?: - Причем как овладевают им дети? Не как информацией, а как действиями! Вслушайтесь в это. Значит, мы выражаем образовательные результаты теперь в виде глаголов (научиться подбирать однокоренные слова, планировать свой день, прогнозировать последствия вырубки леса). Результат работы учителя на уроке – это овладение детьми на каждом уроке определенными учебными действиями, которые потом составят умение учиться.
G Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. ?: - Как это достигается? G Это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. (При этом ЗУН рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся). G Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
?: - Почему столь важное место отводится именно УУД? Специфика современного мира состоит в том, что он меняется быстрыми темпами. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. Поэтому знания, полученные людьми в школе, через определенное время устаревают и требуют корректировки, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными. Таким образом, в наши дни важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. ?: - Какие изменения в учебной работе учеников, в проведении урока необходимы для эффективного развития УУД? Меняется не только цели и содержание образования, но и позиция, роль педагога. ?: - Что должно меняться в позиции педагога, чтобы ребенок овладевал умением учиться, чтобы он развивался как СУД? Для того, чтобы ребенок НШ стал субъектом, именно такое отношение к себе он должен испытывать со стороны учителя. ?: - С какого возраста? С самого начала, с 1 класса. ?: -В чем это будет проявляться?.. Не столько учить, сколько направлять учение, не столько воспитывать, сколько руководить процессами воспитания. И чем отчетливее понимает он эту функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет своим ученикам. Настоящий мастер своего дела остается в учебно-воспитательном процессе как бы «за кадром». Еще Сократ называл профессиональных педагогов «акушерами мысли»: не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика.
Учитель обязан научить каждого ребенка пользоваться своим главным органом — мозгом (научить учиться). Если это чудо не свершится, человек на всю жизнь останется недоучкой
|