Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс обучения






 

Особенное внимание в дидактике уделяется проблемам взаимосвязи обучения и развития личности. Современные дидакты считают, что вне учебы не может быть полноценного развития личности; обучение стимулирует, ведет за собой развитие и одновременно опирается на него.

 

Идея ведущей роли обучения в развитии личности принадлежит Л.С. Выготскому. Он выделил два уровня умственного развития ребенка. Первый - уровень актуального развития как наличный уровень подготовленности ученика. Этот уровень характеризуется тем, какие задачи он может выполнить вполне самостоятельно. Второй, более высокий уровень - зона ближайшего развития, означает, что ребенок не может выполнить самостоятельно, но с чем может справиться с небольшой помощью. То, что сегодня ребенок выполняет с помощью взрослого, считал Л.С. Выготский, завтра он будет выполнять самостоятельно, то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития ребенка.

 

Обучение, предусматривающее только усвоение знаний, умений и навыков, является недостаточным для развития. Л.С. Выготский связывал развитие с " действительным усвоением", когда учащийся самостоятельно применяет добытое знание в практической деятельности. Поэтому современная дидактика рассматривает развитие как результат обучения и понимает под этим готовность субъекта к самостоятельной организации своей умственной и других видов деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности.

 

Развитию учащихся способствует только такое обучение, в котором значительное место предоставляется самостоятельной работе учащихся и методам обучения, учитывающие как содержание, так и операции с ними. Так, усвоение знаний, построенных в виде заключения, должно быть направлено не только на механическое запоминание информации, но и на обязательное выполнение мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и др.), которые важны для усвоения этих знаний.

Целью современной дидактической системы выступает становление личности ребенка как субъекта деятельности и поведения.

«Под субъектом той или иной деятельности следует понимать человека, который имеет достаточно устойчивую возможность ставить и формулировать личностно-значимые и социально правомерные цели, к которым можно прийти в результате деятельности. Очень важным показателем субъектности является стремление и возможность делать прогноз тех результатов, которые будут достигаться на отдельных этапах и в итоге совершаемой деятельности. Не менее значимым показателем выступает и такой, как определение путей и способов деятельности, реализация которых обеспечит достижение поставленных целей. Конечно, основной, решающий показатель становления субъекта деятельности – это активность и успешность осуществления реальной деятельности. Весьма важно также критически оценивать степень соответствия данных изменений поставленным целям, своевременно вносить необходимые коррективы в совершаемую деятельность и правильно оценивать их эффективность для успешного продвижения к поставленной цели. Все выше перечисленные проявления, определяющие субъекта, должны носить не ситуативный, эпизодический характер, а выступать как достаточно устойчивое свойство личности человека»- пишет А.И.Раев.

 

Анализ существующих подходов к оптимизации системы начального образования позволяет заключить, что при их значительном разнообразии признается необходимость реализации общего образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся (А.Г.Асмолов Как планировать универсальные учебные действия).

 

Результаты этих исследований являются фундаментом современной дидактики начальной школы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход.

 

Теория и методика обучения младших школьников, являясь значимой частью образования, традиционно отвечает на вопросы чему и как обучать в начальной школе, какие необходимо создать условия, чтобы обучение на этом этапе образования было наиболее эффективным. Ответы на эти вопросы связаны, прежде всего, с целями современного образования, с пониманием современных функций обучения.

 

Можно выделить объективные и субъективные цели обучения.

Объективные (предметные) цели связаны с овладением учащимися накопленным социальным опытом (познание объективного мира, овладение научными знаниями о природе, обществе, технике, искусстве; приобретение умений, позволяющих познавать и преобразовывать окружающий мир; формирование мировоззрения (комплекса научно обоснованных убеждений, определяющих познавательное и эмоциональное отношение человека к миру и обуславливающих его поведение).

Субъективные (личностные) цели связаны с познанием самого себя (общее развитие мышления, познавательных и коммуникативных способностей, творческого потенциала личности; формирование потребностей (в знаниях, овладении способами деятельности, установлении определенных отношений с другими людьми) и мотивации учебной деятельности; формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности; формирование умений и навыков самообразования).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал