![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Еще одним значимым дидактическим понятие является понятие форм организации обучения.
Форма организации обучения – способ, характер взаимодействия педагога и учащихся, учащихся между собой, учащихся с изучаемым материалом (В.И.Загвязинский). Форма обучения - это способ организации учебного процесса, который и определяет его внутреннюю структуру и внешние связи. По способу обучения можно выделить индивидуальные, индивидуально-групповые, групповые и коллективные формы организации учебного процесса. Индивидуальная форма обучения являясь одной из старейших предполагает работу педагога с отдельным учеником. В современной школе она используется чаще как форма дополнительной работы или в ситуации, когда у ребенка нет возможности, например, в силу особенностей здоровья, посещать школьные занятия. Индивидуально-групповая форма работы предполагает занятие с группой учащихся уровень которых может быть различен, что требует индивидуальной помощи конкретным детям. Такая форма организации обучения часто используется педагогами в начальной школе при организации самоподготовки в группах продленного дня. Групповая форма организации обучения позволяет учителю по-разному осуществлять работу с несколькими группами учащихся, дает большую самостоятельность ученикам в освоении материала. Эта форма обучения основана, прежде всего, на учебном сотрудничестве детей. Например, у ченики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, работают без пошагового учительского руководства и контроля, вырабатывают в группе общее решение. И, наконец, коллективная форма организации обучения предполагает совместное решение общей познавательной задачи всем классом. К формам организации текущей групповой работы можно отнести урок, домашнюю учебную работу, лекцию, семинар, самоподготовку в группе продленного дня, предметный кружок, факультатив, лабораторное занятие, экскурсию, дополнительные учебные занятия, консультации, кружки. Все эти формы широко представлены в современной начальной школе, но остановимся подробнее на уроке, поскольку, несмотря на свою давнюю более 500-летнюю историю, эта форма является наиболее значимой и преобладающей в школе. Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения (П.И.Пидкасистый). Урок – это законченный в смысловом, временном, организационном отношении отрезок (этап, звено, элемент) учебного процесса, основная форма обучения с триединой целью: обучить, воспитать, развить (И.П.Подласый). Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определенного состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы, средства обучения и систематически применяемая (в одинаковые отрезки времени) для решения задач образования, развития, воспитания в процессе обучения (М.И.Махмтов). В этой форме представлены все компоненты учебного процесса: цель, содержание, средства, методы, деятельность по организации и управлению, все его дидактические элементы. Как мы уже отмечали, меняются цели образования, требования к результатам обучения в начальной школе, содержание, появляются новые технические средства, поэтому и урок, оставаясь ведущей формой организации обучения в начальной школе, должен несколько меняться.
|