![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие бизнес-проекта.
В связи с ростом потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов в сфере производства и услуг возникает потребность в разработке и использовании методов делового планирования и инвестиционного анализа, отвечающих современным требованиям и важнейшим тенденциям международного бизнеса. В Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования приводятся такие определения инвестиционного проекта, как «дело», «деятельность», «мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей (получение определенных результатов)». Ближе к этому понятию - термины «хозяйственное мероприятие», «работа (или комплекс работ)», «проект как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия». На основе анализа приведенных определений и признаков бизнес-проекта можно сформулировать более общее определение понятия инвестиционного бизнес-проекта, которое удовлетворяет всем основным признакам и не противоречит ни одному из приведенных ранее определений. Инвестиционный бизнес-проект - это ограниченное по времени, целенаправленное изменение системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией по его разработке и реализации. Включение в определение «системы» указывает не только на целостность проекта и его разграниченность с другими видами бизнеса, но и подчеркивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит, его неповторимость и признаки новизны.
15. Классификация бизнес-проектов. Многообразие бизнес-проектов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, длительностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т. д. Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям. Очевидно, что приведенная ниже система классификации не единственная и не претендует на завершенность. Однако в ряде случаев она оказывается полезной. Выделены следующие основания классификации бизнес-проектов: Ø Тип проекта – по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект; Ø Класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области; Ø Масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир; Ø Длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта; Ø Сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности; Ø Вид проекта – по характеру предметной области проекта. Рассмотрим основные разновидности проектов по предложенным основаниям: Тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный; Класс проекта – моно-, мульти - мегапроект. Как следует из названия каждого из трех классов проектов: Ø Монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба; Ø Мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления; Ø Мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно - и мультипроектов. Масштабы проекта – мелкие, средние, крупные и очень крупные проекты. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия. Длительность проекта – краткосрочные (до трех лет), среднесрочные (от трех до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет). Сложность проекта – простые, сложные и очень сложные. Виды бизнес-проектов – инновационные, организационные, научно-исследовательские, учебно-образовательные, смешанные и др. Преобладающее большинство бизнес-проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации и, прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта. К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых главной целью является вложение средств в различные виды бизнесов с целью получения прибыли. В этой группе бизнес-проектов выделяют инновационные проекты, к которым относят систему различных нововведений, обеспечивающих непрерывное развитие компании. Схема предлагаемой классификации проектов приведена на рис. 5.1. В качестве оснований классификации приняты четыре признака: класс, тип, вид и длительность проекта. Особенности различных типов и видов бизнес-проектов. В соответствии с классификацией бизнес-проектов на виды можно выделить некоторые особенности и типичные условия, позволяющие отличать виды проектов друг от друга. Инновационные проекты исследования и развития связаны с созданием нового продукта или услуги, способами их производства. К ним также относятся новшества в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии. В составе инновационных бизнес-проектов можно выделить: Ø организационные проекты – реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума; Ø экономические проекты – приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов; Ø социальные проекты – реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Эти проекты обладают наибольшей неопределенностью.
Определение указателей цели требует изучения различных источников, которые могут содержать искомую информацию: требования к бизнес-проекту, заказ на бизнес-проект, цели предприятия, для которого осуществляется проект, и окружение предприятия. Определение указателей можно рассматривать как предварительное обследование, после которого по найденным указателям может быть начат активный поиск цели и ее формулирование. Для определения цели проекта используются различные как индивидуальные, так и групповые методы. Поскольку поиск цели - процесс творческий, для него не существует строго регламентированных подходов. Можно только отметить некоторые закономерности и общие подходы. В индивидуальной работе используются, в основном, логические методы. Здесь имеется опасность одностороннего рассмотрения направления поиска целей проекта. В групповой работе больше используются интуитивные методы, которые ведут к получению широкого спектра целей проекта, в том числе: мозговой штурм, запись идей, творческая конфронтация, специфическое структурирование и др. Описание целей проекта. Определенные достижимые цели проекта должны быть четко сформулированы и описаны. Описание этих целей по существу должно стать задокументированным соглашением основных сторон о целях проекта. В описании цели проекта должны найти отражение в четко и однозначно интерпретируемой форме: результат проекта, срок окончания, расходы, порядок изменения цели и иерархия зависимых целей. Результат описывается как желаемое состояние системы в зависимости от типа и вида проекта. Дополняется отдельными эффектами. Сроки задаются в виде временного интервала, в котором желательно завершение проекта. Как правило, это пока заявление о намерении, но в ряде случаев может быть и обязывающим. Расходы в первом описании могут представлять бюджетные рамки, а в ряде случаев - твердую верхнюю границу. Порядок изменения цели проекта. В процессе жизненного цикла проекта может возникнуть необходимость корректировки целей проекта. В описании цели должен быть определен порядок таких изменений. Иерархия зависимых целей. В описании целей проекта может быть в качестве дополнения показано, какая иерархия должна приниматься, если одна цель проекта больше не может быть достигнута. Описание целей проекта включает: Ø результаты проекта - описание предмета бизнес-проекта и экономических эффектов от реализации; Ø протекание бизнес-проекта - сроки осуществления и используемые средства и расходы. Описание целей проекта определяет сущность проекта, в котором учитываются и рисковые соображения. Поэтому в описание бизнес-проекта также входит: Ø соглашение о результате бизнес-проекта; Ø определение или заявление о намерениях по сроку осуществления бизнес-проекта и его бюджету; Ø соглашение о порядке разрешения возможного конфликта между результатом, сроками и расходами. Готовое описание целей проекта является основой для дальнейшей работы над проектом.
Бизнес-план - основная составляющая делового проекта. На данном этапе прединвестиционной фазы проведены все необходимые исследования и научно-технические разработки, предшествующие принятию инвестиционного решения. Выполнен большой объем работ, связанных с разработкой концепции и ее структуризацией, осуществлен предпроектный анализ. Теперь возникает необходимость в итоговом, максимально компактном документе, который позволит менеджерам не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. В этих целях составляется бизнес-план, являющийся главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность. Составление бизнес-плана заставляет вновь вернуться к вопросам: «Так ли уж хороша идея? На кого рассчитан новый продукт (услуга)? Найдет ли этот продукт (услуга) своего покупателя? С кем придется конкурировать?» Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой процесса бизнес-планирования. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации. Это содержание сводится к следующему: Ø развитие концепции и дальнейшая разработка основного содержания бизнес-проекта (ресурсы - ограничения - результат); Ø установление деловых контактов и углубление изучения целей участников; Ø структурное планирование (определение рисков и бюджета, календарные планы); Ø организация и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями; Ø получение одобрения на продолжение работ. Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план - это начальный этап делового планирования. В нем совмещаются все этапы и работы, выполняемые в прединвестиционной фазе планирования. Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукт для достаточно устойчивого рынка при росте объемов производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и поиск путей снижения его издержек. Однако все эти фирмы постоянно предусматривают мероприятия по модернизации производимой ими продукции (услуг) и формируют их в виде локальных бизнес-планов. Венчурные фирмы, выпускающие продукцию при повышенном риске, прежде всего систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, перехода на новые технологии и т. п.
Внутренние и внешние функции бизнес-плана. В подавляющем большинстве случаев российские компании вынуждены составлять бизнес-планы для того, чтобы привлечь внешние (иностранные) или отечественные инвестиции. Однако очень часто такие попытки оказываются безуспешными. В консалтинговой фирме «Диалог Америка - Россия» (ДАР) говорят, что обычно клиенты приходят к ним со словами: «Нам нужны деньги, а не бизнес-план». И это правда, об отношении отечественного предпринимателя к бизнес-плану, отношении, взращенном на почве, с одной стороны, задорного отрицания старого, директивного планирования, а с другой - прочной убежденности в том, что кто-то должен дать деньги: не государство, так иностранный инвестор. Понятно, что инвестор думает как раз наоборот: во-первых: он никому ничего не должен, а, во-вторых: он отчетливо понимает, что если ты не можешь сделать нормальный бизнес-план, то уж дело ты тем более не сможешь поставить. Кому-то такой взгляд может показаться спорным - ведь до сих пор большинство проектов в России ставились без всякого плана. Но одно дело, когда рискуешь своими деньгами, и другое, когда речь идет о чужих. К тому же, как свидетельствуют в ДАРе, в результате составления бизнес-плана проект в четырех случаях из пяти совершенно преображается. Например, внутренняя норма рентабельности в 200%, обещанная идеей проекта, в результате маркетингового исследования и прочих расчетов опускается до 20%. Итак, цель бизнес-плана - убедительно показать, каким образом деньги или иные ресурсы инвестора превратятся в еще большие деньги для того же инвестора. Иными словами, инвестор должен увидеть прибыль не после, а до того, как истратит деньги на предлагаемый проект. В наших условиях у бизнес-плана появилась дополнительная коммуникативная функция: это понятный иностранному инвестору формализованный язык, на котором излагается замысел «глухонемого» российского коллеги. Возникает вопрос: в чем же проблема? Проблема состоит в том, что бизнес-планы составляются, а инвестиции не идут. Достаточно взглянуть на незавидные доходы тех консалтинговых фирм, которые в виде платы за услуги берут процент с профинансированного бизнес-плана. Конечно, предлагаются различные решения. Так, по мнению некоторых специалистов, для успеха проекта недостаточно одной консалтинговой фирмы, лучше, если их будет две: одна - западная, которой доверяет инвестор, а другая - российская, которая работает непосредственно с заказчиком и в контакте с западными странами. Инвесторов, по словам консультантов, пугает глухота российских руководителей к ключевым вопросам управления проектом, в том числе к менеджменту как одной из первых, если не первой гарантии прибыльности предприятия. Возможности консультантов в привлечении инвестиций под бизнес-план ограничены из-за неготовности российских руководителей, квалифицированно управлять реализацией проекта. Например, нужны деньги для реконструкции, значит, нужен партнер, который эти деньги даст. А что потом с этим партнером будет, никого не интересует. То есть отсутствует понимание того, что прибыль - это не разница между доходом и расходом, а приращение капитала, увеличение рыночной стоимости предприятия. Существует прямая связь между бухгалтерией и бизнес-планом. Отгораживаться от международных стандартов ведения бизнеса - занятие бесперспективное не только в стратегическом, но и в тактическом плане. Нельзя рассчитывать на сколько-нибудь долгое существование некоей особой российской системы менеджмента - во всяком случае, наиболее технологичных его элементов, а к ним в первую очередь относятся системы, связанные со счетом денег: учет, управление финансами, планирование. И безуспешность попыток российских руководителей применить двойной стандарт в отношении бизнес-плана - яркое тому подтверждение. Поставленный устойчивый бизнес (после реализации бизнес-плана) должен выйти на новый качественный уровень Бизнес-план - это продукт внутренней управленческой деятельности, хотя потребителем его являются чаще всего внешние контрагенты: инвесторы, кредиторы, деловые партнеры. Если под бизнес-план будут получены кредиты, то средний российский руководитель может потратить их на уплату задолженности, скажем, по электроэнергии. На самом же деле его должна волновать проблема реализации бизнес-плана или бизнес-план в системе управления компанией. В западных компаниях бизнес-план тоже пережил эволюцию: лишь в последние 10-15 лет он используется не только как инструмент для привлечения инвестиций, но и как основа корпоративного планирования. Перестановка акцентов была закономерным следствием развития дивизиональных организационных структур управления. Именно в них бизнес-план стал фактически основным инструментом управления, потому что когда выделяются центры финансового учета и тем более центры финансовой ответственности, очень удобно осуществлять их финансирование именно через бизнес-план. Для этого не нужно изобретать никакой новой формы, нового регламента, просто дивизион составляет бизнес-план как бы для внутреннего инвестора - материнской компании или центрального руководства холдинга. Приведем другой пример, все чаще встречающийся на практике. Чтобы организовать венчур, нужно разработать для него бизнес-план. Человек, который является носителем этой идеи, не только представляет ее, но и составляет на нее бюджет. Компания должна решить, пойдет ли она на это или нет, для чего проводит экспертизу. Соответственно, с определенной периодичностью можно принимать решение: надо ли этот венчур закрыть, либо нужно продлить сроки его вставания на ноги, либо решать кадровый вопрос. Менеджмент- это второй (после финансов) по степени важности вопрос, решение которого заложено в механизме бизнес-плана. Фактически бизнес-план - это инструмент делегирования ответственности, позволяющий руководству компании более точно определять вклад менеджеров в достижение целей компании. Вышесказанное означает, что бизнес-план в системе управления компанией значительно связан с дивизиональными структурами. Бизнес-план как способ познания делового окружения. Приведем основные разновидности бизнес-планов. Ø Бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых финансовых результатов. Ø Концепт бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта - основа для переговоров с потенциальными инвестором и партнером для выяснения степени их заинтересованности или возможной вовлеченности в проект. Ø Бизнес-план компании - изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период перед Советом директоров или собранием акционеров с указанием основных бюджетных наметок и хозяйственных показателей для обоснования объемов инвестиций или других ресурсов. Ø Бизнес-план структурного подразделения (центра финансовой ответственности) - изложение перед высшим руководством корпорации плана развития хозяйственной (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности, централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли. Ø Бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора. Ø Бизнес-план (заявка на грант) для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов на решение острых социально-политических проблем с обоснованием прямых и косвенных выгод для региона и общества в целом от выделения средств или ресурсов под данный проект. Ø Бизнес-план развития региона (страны) - обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования, соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями. Самое сложное в бизнес-планировании - это прогнозы. Их должны делать люди, которые реализуют результаты проектов, и оттого, насколько правильно они это делают, зависит, правильно ли составлен бизнес-план.
Общая структура бизнес-плана. 1.Титульный лист 2.Задание на выполнение бизнес-плана 3.Содержание бизнес-плана 4.Резюме 5.История развития организации 6.План маркетинга 6.1.Анализ положения дел в отрасли 6.2.Анализ конкуренции 6.3.Анализ рынка сбыта 7.Производственный план 7.1.Техника и технология 7.2.Кадры 7.3.Издержки производства 7.4.Прогноз объема производства и реализации продукции 8.Организационный план 8.1.Организационно-правовая форма 8.2.Организационная структура управления 9.Оценка риска проекта 10.Финансовый план 10.1.Расчет себестоимости единицы продукции 10.2.Счет прибылей и убытков 10.3.Баланс доходов и расходов 10.4.Расчет коэффициентов оценки финансовой деятельности предприятия. 10.5.расчёт эффективности бизнес-проекта 10.6.Прогнозный баланс движения денежных средств 11.План исследований и разработок 12.Список использованных источников 13.Приложения. Содержание титульного листа и резюме бизнес-плана.
Содержание титульного листа бизнес-плана: Ø Наименование проекта; Ø Наименование предприятия; Ø Организационно-правовая форма; Ø Уставный капитал; Ø Доля государства в уставном капитале; Ø Адрес; Ø Телефон; Ø Факс; Ø Руководитель проекта; Ø Месторасположение производства, в которое вкалываются средства; Ø Лицо для контактов по проекту (телефон, факс); Ø Главный бухгалтер (телефон, факс); Ø Директор по производству (телефон, факс); Ø Куратор в банке (телефон, факс); Ø Город; Ø Дата составления;
Резюме бизнес-плана: Резюме пишется в последнюю очередь, после того как бизнес-план в целом составлен. Оно должно включать в себя основные положения и идеи бизнес-плана, выводы. Структура резюмедолжна состоять из трех частей: Ø введение: включает цели плана, коротко выраженную суть проекта; Ø основное содержание, сжатое описание всех ключевых элементов бизнес-плана и его основных частей: род деятельности, прогноз спроса, стоимость проекта, источники финансирования и т. д.; Ø заключение, суммирует факторы будущего успеха организации. Для составления резюме чрезвычайно важно правильное представление о его резюме. Резюме должно быть кратким, лучше, если резюме поместится на одной странице. Резюме – это ключевая часть документа, " продающая" его инвестору, и она должна быть составлена так, чтобы у читателя возникло желание продолжить чтение бизнес-плана. То есть резюме должно привлекать не количеством, а качеством, учитывать специфику деятельности и запросов потенциальных инвесторов.
Значение характеристики отрасли и история развития организации в бизнес-плане. Описание отрасли (подотрасли). Следует показать картину современного состояния и перспектив развития отрасли, в которой в которой вы собираетесь оперировать. Необходимо рассмотреть ее структуру. Коротко опишите емкость рынка сбыта, тенденции его роста и своих основных конкурентов. Дайте оценку вероятности появления новых потреблений вашего продукта, законов и инструкций, конкурентов или, наоборот, исчезновения последних, т.е. любых тенденций и факторов, которые могут позитивно или негативно повлиять на ваш бизнес. Создаваемая фирма. Западные фирмы при характеристике своего бизнеса обычно употребляют такое понятие, как «концепция бизнеса». Под концепцией понимается общее представление о намеченном бизнесе и тех целях, которые ставит перед собой предприниматель. Начиная свое предприятия (бизнес), например, производитель пляжных солнечных тентов определял концепцию своего бизнеса следующим образом: «стать лидером в поставке высококачественных продуктов для отдыха на открытом воздухе», т.е. в концепции предусматриваются возможность расширения номенклатуры выпускаемых изделий («товаров для отдыха на открытом воздухе»), постановка цели («стать лидером») и определенные ограничения («поставлять высококачественный продукт»). В данном разделе бизнес-плана следует описать общую концепцию предполагаемого бизнеса: какие продукты или услуги ваша фирма будет предлагать; кто будет ее основным потребителем. Стратегия выхода на рынок, роста производства и объемов продаж. Выделите ключевые факторы успеха в вашем плане маркетинга (например, новый для рынка продукт, преимущество во времени выхода на рынок и т.п.). Расскажите о вашем подходе к ценам, способам продажи и рекламе продукта. Создание предприятия (бизнеса) предполагает его длительное функционирование, поэтому следует сказать и о том, как быстро вы намериваетесь расти и каких размеров, ваш бизнес достигнет в течении ближайших пяти лет; указать планы дальнейшего развития бизнеса с точки зрения перспективных продуктов и услуг; подчеркнуть, что стратегия выхода на рынок и роста объемов производства и продаж вытекает из возможностей, которыми вы обладаете, уникальных свойств продукта и других дополнительных конкурентных преимуществ. Правильно составить данный раздел вам помогут ответы на следующие вопросы: 1 Каковы предшествующая сфера и направление деятельности компании? 2 какова связь между продуктом (услугой)- объектом бизнес-плана и предшествующей деятельностью компании? 3 Каковы тенденции в выбранной вами области бизнеса? 4 Что обнадеживает хорошую перспективу выбранной вами области предпринимательства? 5 Видите ли вы возможность выхода вашего бизнеса на внешний рынок? 6 Существует ли упорядоченная статистическая информация в вашей области деятельности? 7 Какие другие источники информации могут быть полезны? 8 почему вы рассчитываете, Что выбранная форма бизнеса будет успешной? 9 Какова специфика вашей формы бизнеса и за счет чего вы собираетесь победить в конкуренции? 10 Почему вы отдаете предпочтение данной форме бизнеса перед другими? 11 Почему малые формы бизнеса могут быть успешными в данной области? 12 Какова в вашем представлении тенденция продаж в данной области? 13 Каков ваш деловой опыт поможет вам в экспансии на рынке?
|