![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение видения и миссии организации.
Всю совокупность ориентиров деятельности организации можно разделить на три основных типа: Ø Идеалы - ориентиры, которые мы не рассчитываем достигнуть в обозримом периоде, но допускаем приближение к ним; Ø Цели - наиболее общие ориентиры деятельности организации в плановом периоде, достижение которых предполагает в полном объеме или в большей своей части; Ø Задачи - конкретные, количественно измеряемые ориентиры, описания работ и функций, определяющих форму и время выполнения задания. Разработка стратегии предполагает определение идеалов и целей. В рамках оперативного планирования организация намечает конкретные задачи для каждого участника работы. К идеалам развития организации можно отнести видение. Видение - это руководящая философия бизнеса, обоснование существования организации, не сама цель, а скорее чувство основной цели. Другими словами, видение - это идеальная картина будущего, то состояние, которое может быть достигнуто при самых благоприятных условиях. Видение определяет уровень притязаний в процессе стратегического планирования. Приведем несколько примеров. Видение фирмы «Эпл», производителя персональных компьютеров: «Осуществлять вклад в мировое развитие интеллектуальных средств, совершенствующих человечество». Очень просто сформулировано видение компании Диснея: «Делать людей счастливыми». Концепция видения завоевывает все большую популярность в мире бизнеса. Возрастающее значение видения определяется следующими факторами. 1 Видение является хорошим средством мотивации работников фирм, особенно крупных, децентрализованных, оно помогает сплачивать, объединять деятельность людей в едином направлении. В видении обычно не подчеркивается желание получить прибыль, оно объединяет индивидуальные идеалы всех участников организации в единый эталон ценностей. С этой точки зрения видение пересекается с внутрифирменной культурой, основным элементом которой является система организации. 2 Видение создает чувство перспективы в деятельности организации, обеспечивает преемственность следующих друг за другом целей фирмы. Любая цель ограничивает рамки действий фирмы, а у видения нет финишной черты, оно создает импульс для постоянного прогресса. Миссия компании является гораздо более конкретным ориентиром, чем видение. В отличие от последнего у миссии есть своя финишная черта - период времени, по истечении которого она должна быть выполнена. Миссия должна быть сформулирована так, чтобы ее выполнение сочеталось с напряжением сил в компании, с определенным риском деятельности. Срок выполнения миссии должен быть обозрим и достаточно невелик (чаще всего 5 лет) для того, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда. Так же, как видение, миссия дает общее направление деятельности компании. Миссия - это комплексная цель, для достижения которой компания существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия включает как внутренние (например, повышение производительности труда) ориентиры деятельности компании, выражая таким образом суть того успеха, которого она должна добиться, так и внешние факторы. И чем состоит особое значение миссии для деятельности компании? Во-первых, миссия является базисом, точкой опоры для всех плановых решений компании, для дальнейшею определения целей и задач. Во-вторых, миссия создает уверенность, что компания преследует непротиворечивые, ясные, сравнимые цели. В-третьих, миссия помогает работникам сосредоточить их усилия на выбранном направлении, объединяет их действия. В-четвертых, миссия создает понимание и поддержку среди внешних участников компании (акционеров, финансовых фирм и т д.), тех, кто заинтересован в ее успехе. Содержание миссии должно включать в себя следующие основные пункты: Ø философию: здесь должны быть выражены базовые взгляды и ценности компании, служащие основой для создания системы мотивации; Ø внутреннюю концепцию, в рамках которой компания описывает собственные слабости, степень конкурентоспособности, фактор выживания; Ø описание продуктов и (или) услуг, предлагаемых компанией; Ø характеристику рынка - компания определяет своих новых потребителей, клиентов, пользователей; Ø цели компании, выраженные в терминах выживания, роста, доходности; Ø технологию, т.е. характеристики оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии; Ø внешний образ компании, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность ее перед партнерами, потребителями и обществом в целом. В этой части миссия должна передавать впечатление, которое компания хочет произнести на внешний мир. Содержательные пункты обычно отражаются в положении о миссии; их последовательность и сочетание могут быть различными в зависимости от решения конкретной фирмы. Формирование миссии является обычным явлением для высокоразвитого бизнеса, В российской экономике в последнее время составлением миссии начали заниматься вновь возникшие частные фирмы, достигшие определенного роста и успеха. Определение миссии также, безусловно, полезно и для небольших фирм или для только создающихся форм бизнеса. Описание миссии включается в состав бизнес-плана.
|