Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Критический уровень:выраженные нарушения смыслового и выразительного оформления высказывания – 0-1 баллов
ПРИМЕЧАНИЕ. Анализ интонационной выразительности речи проводится по следующим направлениям: связность (когезия), целостность (цельность), последовательность, логико-смысловая организация сообщения в соответствии с темой и коммуникативной задачей, композиционная завершенность. Критерии оценки диалога: Минимальный уровень – грубое искажение основной линии сюжета, подмена реальных событий несуществующими деталями, резкий переход от заданной темы к отдельным фрагмента, частая смена тематических ориентиров, подмена вербальных средств паралингвистическими способами передачи информации. Средний уровень – единичные пропуски семантически значимых элементов сюжета, неярко выраженные нарушения тематической организации, неполнота ремовыделительных конструкций, обусловленная несовершенством комбинаторных механизмов, участвующих в структурировании лексических единиц в составе синтаксического целого. Оптимальный уровень – смысловая цельность основных компонентов содержания, динамическое сочетание тема-рематических взаимодействий, обеспечивающих полноту передачи и актуализации коммуникативной значимости информации и репрезентации нового смысла. Критерии оценки монолога: Минимальный уровень – выраженные нарушения показателей цельности и связности, трудности темообразования, несформированность процессов программирования речевого высказывания, нарушения регуляции речевого потока, несформирован основной способ передачи цельности – компрессия текста, приводящий к «вязкому» развернутому изложению репродуктивных и произвольных форм монологического высказывания, границы микротем «размыты». Средний уровень – нерезко выраженные нарушения смыслового оформления высказывания, обусловленные незрелостью операционально-технического звена речеязыкового механизма, участвующего в порождении мысли; пропуски отдельных фрагментов сюжета, варианты его частичного сокращения; нарушение механизма контаминации текста, результатом чего является тенденция к сокращению плана выражения моделируемого им текста при сохранении в достаточном объеме плана его содержания. Оптимальный уровень – свобода и четкость оперирования доступными стратегиями кодирования и декодирования связного речевого высказывания, активное преобразование словесной формы текста, осознание цельности и связности текста, выступающее в виде общей семантической схемы высказывания (по материалам Ланиной Т.Н.) ДОПОЛНИТЕЛЬНО. Во время проведения диагностических проб логопед анализирует соответствие эксперссивно-мимических и пантомимических проявлений, выражающие различные эмоциональные состояния, речевому высказыванию. При этом выделяется сохранность (речь эмоционально выразительна, невербальные формы выражения оптимальны), несформированность (эмоциональная выразительность речи заменяется громким произношением, невербальные формы выражения несовершенны) и выраженная дефицитарность комплекса средств интонационной выразительности движений и эмоциональной реакции при восприятии текста (речь монотонная, лишенная эмоциональной выразительности, амимичность, отсутствие выразительности движений). Логопед определяет этапы эмоционального восприятия произведения: 1) заинтересованность текстом, 2) возникновение эмоциональных переживаний в ответ на восприятие, 3) интериоризация переживания, 4) эмоциональная идентификация, 5) развитие культурного самосознания (А.А. Потребне, Г.Г. Шпет). НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ к диалогу и монологу, слушанию и говорению для учеников начального общего образования. Диалогическая речь: · правильное (фонетически, грамматически, интонационно) проговаривание диалога-абзаца; · построение первой реплики вопросительного или побудительного характера; · построение основной реплики; · трансформация диалога при изменении ситуации. Монологическая речь: · коллективное составление рассказа по сюжетным картинкам; · составление небольшого связного высказывания по заданной теме или ситуации; · продолжение рассказа по заданному началу, придумывание предыстории событий; · трансформация диалога, состоящего из 4-6 реплик, в монолог; · рассказ о себе, о своих друзьях, о своих занятиях, играх, экскурсиях. Слушание: · понимание речи носителей родного языка в объеме, предусмотренном курсом; · понимание прослушанного краткого сообщения (продолжительность звучания 1-2 минуты); · понимание прочитанных педагогом небольших рассказов, сказок, стихотворений, загадок (лил фонозаписи); · воспроизведение услышанного после двух предъявлений; · выделение основной мысли звучащей речи; · ответы на вопросы и пересказ кратких озвученных текстов. Говорение: · общение в семейно-бытовой и учебной сферах; · рассказывание о себе, своей семье, своих товарищах, школе и т.д.; · построение диалогов по заданной ситуации; · краткое описание человека или природы (2-4 предложения) (по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.)
|