Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И пунктуационных навыков в изложении и сочинении у младших школьников
Сформированность смыслового и интонационного анализа текстов изложения и сочинения оценивается на основе следующих параметров: цельность и связность текста, использование языковых средств, наличие стойких типологических просодико-интонационных функционально-значимых ошибок. Полученное количество баллов позволяет определить уровень сформированности смыслового и интонационного оформления текстов. ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: – 2 балла. Сформированность интонационного и смыслового оформления текстов. ДОПУСТИМЫЙ УРОВЕНЬ: – 1 балл. Недостаточная сформированность интонационного и смыслового оформления текстов. КРИТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ: – 0 баллов. Несформированность интонационного и смыслового оформления текстов. АНАЛИЗ ПИСЬМЕННОЙ ПРОДУКЦИИ проводится по следующим направлениям: структурная и содержательная сторона письменного дискурса, особенности его речевого оформления, соответствие письменных высказываний учащихся языковым нормам русского языка. Выделяются четыре основных критерия оценки полученных текстов: 1) цельность (адекватное и полное раскрытие темы и ремы): 1.1. объем высказывания, который указывает на степень развития письменной речи в целом и характеризуется тремя показателями: - общее количество слов в тексте, - общее число предложений в высказывании; - средняя продолжительность фразы (величина данного показателя иллюстрирует степень насыщенности структуры фразы и определяется отношением числа всех слов текста к количеству предложений). 1.2. выделение и развернутость микротем при оценке содержательной стороны высказывания, умение выстроить иерархию предложений в составе сложного синтаксического целого (ССЦ). Микротемы соотносились с вычлененными основными фрагментами, развернутость микротем определялась адекватным выбором лексики и синтаксических конструкций, объединенных одной темой. 1.3. достоверность высказывания как адекватное описание фактов, субъектов и объектов. Достоверными являются те тексты, в которых были охарактеризованы все действия субъектов и отсутствовали привнесенные факты. 1.4. последовательность изложения как смысловая связь микротем, отражающая последовательное развитие сюжетной линии. 2) связность (структурное единство текста, которое оценивается через анализ языковых, внеязыковых средств связи, использованных в продуктивных работах): 2.1. композиционная структура, оцениваемая с точки зрения наличия всех необходимых структур дискурса – зачин, основная часть (кульминация), заключение. 2.2. лексико-грамматические (языковые) средства, которые рассматриваются как отношения между фразами – элементы речи, соединяющие предложения и включающие их в семантико-синтаксическое единство. 3) использование языковых средств: 3.1. лексико-морфологический состав дискурса, характеризуемый актуализацией словаря по частям речи (имена существительные, глаголы, имена прилагательные, имена числительные, местоимения, наречия, причастия, деепричастия). 3.2. характеристика использованных синтаксических конструкций с точки зрения категориально-дифференцированного обозначения (простые и сложные предложения). 4) соответствие нормам грамотной письменной речи.
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ к письму для учеников начального общего образования. Письмо: · списывание слов и коротких предложений из учебников и учебных пособий; · запись текстов под диктовку учителя; · диктант после предварительного чтения и разбора текста (40-60 слов); · письменные ответы на вопросы (3-7 вопросов) о себе, своей семье, занятиях в школе, друзьях и т.д.; · написание изложения (3-7 предложений); · небольшое сочинение (до 10 предложений) по одной из прочитанных тем (по книге: Примерные программы начального общего образования / Сост. А.М. Водянский, И. А. Петрова. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.)
Выполнение диагностических проб, чтение, пересказ записываются на диктофон для последующего качественного и количественного анализа. При этом выявляется количество ошибок, их частота, стойкость, градация по определенным группам.
ЗАТЕМ заполняется ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА результатов изучения уровней сформированности интонационной стороны речи в устной и письменной речевой деятельности у младших школьников. Таблица РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Примечание: В – высокий уровень, Д – допустимый уровень, К – критический уровень.
Итоговый уровень сформированности интонационной стороны у школьника определяется путем математического вычисления преобладающего уровня восьми исследуемых параметров (примечание: при наличии показателей, характерных и для высокого, и для критического уровня, ребенка относят к средней группе – с допустимым уровнем).
Приложение № 1
ДОПОЛНИТЕЛЬНО ДЛЯ НАЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ искомых типологических ошибок школьников или сравнения результатов констатирующего и контрольного этапов исследования можно заполнять представленные таблицы.
Таблица 1 Типологические ошибки письма, обусловленные несформированностью интонационного компонента речи у учащихся с ОНР
Таблица 2 Типологические ошибки чтения, обусловленные несформированностью интонационной стороны речи у учащихся с ОНР
Примечание: М – медленный темп чтения, Н – нормальный темп чтения, Б – быстрый темп чтения. Оценка понимания художественного произведения производится с учетом четырёх уровней сформированности понимания, выделенных Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой: 3 уровень – полное понимание смысла произведения. Самостоятельное, достаточно полное, последовательное, без фактических ошибок воспроизведение прочитанного текста, правильные ответы на вопросы по содержанию. Правильное и достаточно обобщенное формулирование основной идеи произведения, в ряде случаев уже непосредственно не связывая её с конкретным содержанием текста (например, замена пословицей). 2 уровень – начало вычленения смысла. Для этого уровня характерно наличие полного или краткого, последовательного, без фактических ошибок пересказа текста или правильных ответов на поставленные вопросы по содержанию. Ответ на вопрос об основной идее произведения дается в виде обобщенной фразы, близкой к авторской идее. 1 уровень – понимание фабулы произведения. На этом уровне содержание прочитанного излагается более или менее полно, правильно даются ответы на поставленные вопросы по содержанию. В качестве главной мысли может приводиться либо отдельная фраза из этого произведения, либо ответ отсутствовал, либо вообще не соответствует авторскому замыслу. 0 уровень – отсутствие понимания прочитанного. Отказ от пересказа, воспроизведение прочитанного с грубыми ошибками, искажающими содержание. В ответах на вопросы по содержанию отмечаются грубые ошибки, либо даются ответы на 1-2 вопроса, либо отказ от ответа. Отсутствует понимание смысла даже в условиях помощи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО В ЦЕЛЯХ ОБЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ можно воспользоваться представленной таблицей 3. Для анализа качества чтения используются методики А.Н. Корнева «Оценка навыка чтения»; Т.А. Алтухова, И.Н. Карачевцева «Обследование смыслового компонента чтения младших школьников с общим недоразвитием речи»; Е.Л. Гончаровой «Методика оценки сформированности базовых компонентов читательской деятельности у детей с различными нарушениями в развитии»; диагностические материалы авторов Л.В. Венедиктовой, В.Г. Горецкого, Т.В. Игнатьевой, В.А. Калягина, З.И. Клычниковой, Р. И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Н.В. Лободиной, Е.А. Логиновой, Н.П. Локаловой, О.Л. Лукаш, А.В. Огаркиной, М. И. Омороковой, И.А. Поваровой, Е.И. Плетенцевой, Е.М. Плюсниной, И.В. Прищеповой, В. Пробстовой, М.Н Русецкой, Л.И. Тикуновой, Н.А. Цыпиной, Т.В. Шкляровой.
Таблица 3 Оценка навыка чтения
Примечание: Правильность. Данный параметр определяется посредством подсчета правильно и неправильно прочитанных слов за одну минуту. Неправильно прочитанными словами являются слова, имеющие следующие недочеты: замены и смешения фонетически близких звуков при чтении (звонких и глухих, твердых и мягких, аффрикат и звуков, входящих в их состав и др.); искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в пропусках, вставках и перестановках; неправильно прочитанное в слове падежное окончание, нарушение согласования существительного и прилагательного, существительных и глаголов; повторы букв, слогов или слов; потеря строки при чтении или повторное считывание; ошибки угадывания. Способ чтения. Способ овладения навыком чтения определяется по предложенным типам Т.Г. Егорова: тип 1 – послоговое (аналитическое), тип 2 – чтение по слогам с переходом на чтение целыми словами, тип 3 – чтение целыми словами с послоговым прочтением сложных слов, тип 4 – плавное, синтетическое чтение группами слов и целыми предложениями. Отмечается качественный уровень способа чтения: продуктивный, соответствующий норме, и непродуктивный (по А.В. Огаркиной). К продуктивному способу чтения относятся: плавное послоговое чтение с возможностью последующего слияния слогов в слова; плавное послоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов; чтение целыми словами с послоговым прочтением сложных слов; чтение целыми словами и группами слов. К непродуктивному способу чтения: побуквенное или позвуковое без последующего слияния букв (звуков) в слоги, слоги в слова; побуквенное или позвуковое с последующим слиянием букв (звуков) в слоги, слоги в слова; послоговое чтение с элементами побуквенного или позвукового; отрывистое послоговое чтение без последующего слияния слогов в слова. Беглость. Подсчитывается количество прочитанных слов за одну минуту чтения. Средние нормативные показатели скорости чтения в массовой школе: конце 1 класса – 35-40 слов в минуту целыми словами, в конце 2 класса – 55-60 слов в минуту, в конце 3 класса – не менее 80 слов в минуту (по данным Е.А. Логиновой, Л.В. Венедиктовой). Нормативные показатели скорости чтения в общеобразовательной школе: 2 полугодие 1 класса – 25-30 слов в минуту целыми словами, 1 полугодие 2 класса –30-40 слов в минуту, 2 полугодие 2 класса – 40-50 слов в минуту, 1 полугодие 3 класса – 50-60 слов в минуту, 2 полугодие 3 класса – 65-75 слов в минуту, 1 полугодие 4 класса – 75-85 слов в минуту, 2 полугодие 4 класса – 85-95 слов в минуту (по данным Н.В. Лободиной)). Осознанность – ведущий компонент чтения, означающий понимание связного текста в целом, предметного плана текста, фактического содержания произведения, смысла читаемого. Количественно смысловая сторона чтения при ответах на вопросы по прочитанному тексту определяется по формуле (автор М.Н. Русецкая): m = M / I × 100 % (m - % неправильных ответов, M – количество неправильных ответов на все вопросы, I – количество вопросов, задаваемых по всем текстам). Качественно, уровень понимания прочитанного по пересказу текста оценивается двумя параметрами (по А.В. Огаркиной): 1) достаточный, если испытуемый пересказывает текст и верно отвечает на поставленные вопросы; 2) недостаточный (искаженный), если фиксируются искажение отдельных деталей сюжета или грубое его искажение; отмечается отрывочное понимание отдельных фрагментов текста с одновременным ответом, лишь на отдельные вопросы; фиксируется полное непонимание текста, невозможность его пересказа и ответов на поставленные вопросы. Количественно смысловая сторона чтения по пересказу прочитанного текста оценивается по формуле: из 100 % - общего количества текстов, прочитанных учеником, высчитывается % с достаточным и недостаточным уровнем понимания прочитанного. Определение типа пересказа: Тип А – пересказ полный со всеми подробностями, иногда с некоторыми неточностями; тип Б – пересказ включает все существенные смысловые фрагменты при полном отсутствии второстепенных подробностей; тип В – пересказ фрагментарный, пропущены существенные моменты, имеются искажения; тип Г – отсутствие понимания прочитанного. Сознательность чтения оценивается по нескольким составляющим (Н.А. Цыпина): 1) понимание значений большей части слов и словосочетаний, употребленных в прямом и переносном смысле; 2) понимание значений целых предложений, связей между ними; 3) осознание смысла отдельных частей прочитанного и всего текста в целом; 4) выделение главной мысли; 5) умение определять свое отношение к прочитанному тексту. Выразительность чтения – возможность верного использования компонентов интонации на доступном ученику уровне в соответствии с читаемым текстом. Указывается по следующей градации: 3 уровень – оптимальный уровень произносительной культуры речи (мелодики, интенсивности, темпа и ритма, логического и словесного ударения, паузирования и тембра, соответствующих читаемому тексту) с осознанностью чтения и выражением с помощью выразительных средств отношения к читаемому; правильность дыхания и произношения. 2 уровень – подвижность голоса, правильное выделение существенного посредством логических акцентов, нормативные показатели громкости, паузации и тембровых характеристик при чтении. Редкие интонационные неточности, которые самостоятельно замечаются и исправляются. 1 уровень – невнятность чтения, затруднения в выделении главного логическим ударением, тихий или громкий голос, некоторые ошибочные паузы между словами и предложениями или их отсутствие, иногда верное тембровое прочтение. 0 уровень – заметна невыразительность чтения, его монотонность (слушающие с трудом понимают читаемое, сам читающий лишен возможности контролировать процесс своего чтения), затруднения в логических ударениях, силе голоса и пунктуационной интонации, несоответствии тембра голоса персонажам и настроению текста. При оценке выразительности чтения художественного произведения уточняются следующие качественные параметры (автор И.М. Оморокова): 1) умение замечать эмоциональное состояние героев; 2) «видеть» героев в его обстановке (представление словесной картины); 3) оценивать поступки и определять отношения к герою окружающих персонажей и автора; 4) умение определять задачу своего чтения перед слушателями и точно передать смысл событий. Выразительность чтения научно-познавательной статьи оценивается по следующим параметрам: 1) умение четко и логически законченным смысловым частям прочитать статью, выделив при чтении в ней самое важное.
|