1. 1. Школа (№, адрес), класс_______________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________________________
3. 2. Количество учеников в классе__________________________________________________________________
4. 3. Дата обследования (число, месяц, год) __________________________________________________________
5. 4. Сколько детей испытывают трудности в выстраивании диалога и монолога? __________________________ ____________________________________________________________________________________________
6. _____________________________________________________________________________________________
7.Сколько детей испытывают трудности в чтении? __________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
8.Сколько детей испытывают трудности при письме? _______________________________________________
_____________________________________________________________________________________________
9.Отметьте в таблице знаком (+) характерные для этих детей проблемы; поставьте знак (++), если ошибки стойки и встречаются часто; знаком (+++) если ошибки отмечаются очень часто, ребенком не замечаются и самостоятельно не исправляются.
Характеристика устной и письменной речи учащихся
| Фамилия, имя ученика
|
|
|
|
|
|
1. Дыхательные, голосовые, дикционные несовершенства
|
|
|
|
|
|
2. Несоответствие мимики, жестов
и эмоций смыслу высказывания
|
|
|
|
|
|
3. Нарушение смыслового оформления диалога и монолога
|
|
|
|
|
|
4. Скорость чтения
Норма
|
|
|
|
|
|
Ниже нормативных показателей
|
|
|
|
|
|
Выше нормативных показателей
|
|
|
|
|
|
5. Способ чтения
Побуквенное
|
|
|
|
|
|
Слоговое отрывистое
|
|
|
|
|
|
Слоговое плавное
|
|
|
|
|
|
Чтение по слогам и по буквам
|
|
|
|
|
|
Слоговое с переходом на целые слова
|
|
|
|
|
|
Целыми словами и группами слов
|
|
|
|
|
|
6. Правильность чтения
Ошибки отсутствуют
|
|
|
|
|
|
Ошибки на замены букв:
1) оптического характера;
|
|
|
|
|
|
2) фонематического характера;
|
|
|
|
|
|
Пропуски букв, слогов, слов
|
|
|
|
|
|
Вставки букв, слогов
|
|
|
|
|
|
Перестановки букв, слогов
|
|
|
|
|
|
Неправильное прочитывание окончаний
(нарушение согласования, управления)
|
|
|
|
|
|
Ошибки угадывания
|
|
|
|
|
|
Повторы букв, слогов, слов
|
|
|
|
|
|
Повторное считывание или потеря строки
при чтении
|
|
|
|
|
|
7. Выразительность чтения
Читает выразительно
|
|
|
|
|
|
а) чтение предложений без учета пунктуационного знака
|
|
|
|
|
|
б) ошибочное прочтение повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации
|
|
|
|
|
|
в) не соблюдение при чтении знаков препинания
|
|
|
|
|
|
г) несоответствие окраски голоса характеристике персонажа
|
|
|
|
|
|
д) отсутствие выделенности или неправильно переданное логическое ударение
|
|
|
|
|
|
е) низкая или чрезмерная интенсивность голоса
|
|
|
|
|
|
ж) чрезмерно быстрый или медленный темп чтения
|
|
|
|
|
|
з) не понимание смысла предложения, абзаца, целого текста
|
|
|
|
|
|
8. Сознательность чтения
Понимание как содержательной стороны,
так и смысловой сохранно
|
|
|
|
|
|
Допускает ошибки при пересказе (пропускает, искажает, привносит факты и т.д.)
|
|
|
|
|
|
Не может пересказать кратко с сохранением всех смысловых звеньев текста
|
|
|
|
|
|
Испытывает трудности в ответах на вопросы по содержанию (забывает факты и т.д.)
|
|
|
|
|
|
Не понимает основного смысла прочитанного
|
|
|
|
|
|
9. Особенности письма
При списывании и написании диктантов отмечаются:
1) замены букв,
|
|
|
|
|
|
2) пропуски букв, слогов,
|
|
|
|
|
|
3) перестановки букв, слогов,
|
|
|
|
|
|
4) недописывание окончаний,
|
|
|
|
|
|
5) слитное написание слов и предлогов
либо раздельное написание приставок,
|
|
|
|
|
|
6) неправильное написание окончаний,
|
|
|
|
|
|
7) орфографические ошибки,
|
|
|
|
|
|
8) каллиграфические трудности
(постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие элементов букв по размеру).
|
|
|
|
|
|
В изложениях и сочинениях – трудности написания самого текста (нарушение логики, последовательности, пропуск фактов, небольшой объем, элементарность предложений).
|
|
|
|
|
|
Семантико-синтаксические и пунктуационные нарушения:
а) ошибочный выбор пунктуационного знака в конце предложения
|
|
|
|
|
|
б) отсутствие обозначения заглавной буквы в начале предложения
|
|
|
|
|
|
в) выпадение знака препинания или его обозначение в неправильном месте
|
|
|
|
|
|
(Адаптированная анкета по методике Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой).