![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности бухгалтерского учета и аудита отчетности товариществ собственников жилья
Аудитору следует установить выполнение товариществом собственников жилья целевой установки его создания. Цель создания ТСЖ — управление общим имуществом в доме. Общее имущество — это объект управления и бухгалтерского учета. Под общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме согласно Жилищному кодексу РФ подразумеваются помещения, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. К общему имуществу собственников квартир относятся лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, крыши, земельный участок, на котором находится дом, и др. Аудитору следует выяснить, как отрегулированы права на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Согласно законодательству РФ земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Если земельный участок сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ (до 1 марта 2005 г.) и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то такой участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Если участок не был сформирован, то общее собрание собственников вправе выбрать уполномоченное лицо, которое обратится в органы власти с заявлением о формировании земельного участка. При этом после формирования участка и проведения его государственного кадастрового учета земля переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений. В случае если дома построены или реконструированы, аудитору следует проверить обоснованность приемки дома приемочной комиссией, установление размеров и границ земельных участков. При этом свидетельство о доле в праве общей собственности на земельный участок под многоквартирным домом не требуется. В случае если документы на получение доли в праве собственности на земельный участок многоквартирного дома не оформлены, аудитору следует рекомендовать собственникам провести следующие процедуры по формированию земельного участка: 1) на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме избрать уполномоченное лицо и наделить его правом обращения в органы власти с заявлением о формировании земельного участка (чаще всего таким 2) составить заявление на формирование земельного участка с определением границ и межеванием земельного участка. К заявлению необходимо приложить следующие документы: • выписку из протокола общего собрания собственников (в нем должны быть указаны: форма голосования, повестка дня, принявшие участие в собрании собственники и количество их голосов, решение об обращении с заявлением о формировании земельного участка); • справку о размерах площадей помещений в многоквартирном доме из БТИ; • копии документов об отводе земельного участка (при наличии); • протокол решения собрания собственников об установлении размера доли в праве общей собственности на общее имущество (если такое решение было принято до вступления в силу Жилищного кодекса РФ). Аудитору следует проверить, куда отнесена стоимость работ по межеванию. Эти расходы должны нести собственники помещений, а не ТСЖ. Лицо, заключившее договор со специализированной организацией, уполномочено на это общим собранием собственников, а не собранием членов товарищества собственников жилья. Особое внимание следует уделить проверке налога на землю. Аудитору следует иметь в виду, что собственники помещений в многоквартирном доме приобретают статус плательщиков налога на землю. Налоговой базой является кадастровая стоимость земельного участка. Следует установить правильность расчета налоговой базы пропорционально доле в праве собственности на общее имущество. Товарищество собственников жилья не участвует в правоотношениях по поводу уплаты земельного налога, так как налогоплательщики — физические лица самостоятельно уплачивают налог на основании налогового уведомления. Аудитору следует установить обоснованность проведения собрания собственников в соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. В частности, необходимо проверить, направлены ли инициатору собрания сообщения собственникам, ознакомлены ли они с повесткой дня (собрание не вправе принимать решения по вопросам, не включенным в повестку дня, и изменять ее), оформлены ли решения протоколами, доведенными до всех собственников. Они являются обязательными даже для тех, кто не принимал участия в голосовании. В обязанности аудитора входит проверка устава ТСЖ, принимаемого большинством голосов на общем собрании собственников. Все собственники должны ознакомиться с разработанным правлением либо квалифицированными юристами уставом ТСЖ и, при необходимости, внести свои предложения. Аудитор устанавливает, является ли устав результатом коллективного творчества и удовлетворяет ли требованиям не только закона, но и собственников. Проверка отчетности прежде всего связана с проверкой полномочности правления. На общем собрании членов ТСЖ избирается правление, которое из своего состава выбирает председателя товарищества. В соответствии с ЖК РФ товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством. При проверке товарищества в строящихся домах следует иметь в виду, что решение о создании ТСЖ принимается лицами, которым будет принадлежать право собственности на помещения в таких домах. Если товарищество создано в строящемся доме в Москве, то не менее чем за три месяца до начала работы приемочной комиссии оно должно направить в префектуру административного округа Москвы уведомление о намерении принять дом в управление. К уведомлению необходимо приложить устав, свидетельство о государственной регистрации ТСЖ, протокол собрания собственников, а также схемы распределения долей. Это является основанием для выпуска префектом распоряжения о передаче дома в управление ТСЖ с момента ввода дома в эксплуатацию, на основании которого представитель товарищества участвует в приемке дома как член приемочной комиссии. Следует проверить, выполнена ли передача документации по дому, которая должна быть проведена за месяц до начала работы приемочной комиссии. Если за три месяца до начала работы комиссии ТСЖ не создано, то префектура проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Аудитору следует проверить обоснованность членства в товариществе собственников жилья: а) имеются ли письменные заявления о вступлении в товарищество собственников жилья и выходе из него собственников жилья в многоквартирном доме; б) не допускаются ли случаи продолжения членства при прекращения права собственности члена товарищества на помещение. Аудитор должен иметь в виду, что в случае продажи квартиры старый собственник автоматически прекращает свое членство в ТСЖ, а новый собственник может вступить в ТСЖ, подав письменное заявление в правление. Как показали исследования, факторы, связанные с государственным регулированием деятельности ТСЖ, зависят от гражданско-правового регулирования НКО, особенностей их налогообложения. Общеэкономическими факторами, наиболее существенно влияющими на деятельность ТСЖ, являются основные результаты проведения реформы жилищной сферы и особенности функционирования рынка жилья; коллегиальное принятие решений по управлению многоквартирным домом; частная собственность на жилье, землю, общие коммуникации; особенности ценообразования, субсидии и дотации; процедуры утверждения тарифов и цен на потребляемые услуги жизнеобеспечения ТСЖ. К специфическим чертам деятельности ТСЖ, вызванных отраслевыми факторами, относят: • особенности технологии обеспечения услугами ЖКХ, такими, как совпадение во времени и непрерывность процессов предоставления услуг по водоснабжению, электрообеспечению, охране, лифтообеспечению, вывозу мусора и др. Невозможность возникновения остатков незавершенного производства; • особенности ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности; • необходимость проведения работ по финансовому планированию, составлению сметы доходов и расходов; • отчетность НКО, включающую в себя отчет о целевом использовании средств; • отчетность выборного органа управления ТСЖ перед собственниками жилья; • налогообложение НКО при отсутствии коммерческой деятельности; • ведение деятельности товарищества за счет средств целевого финансирования, состоящего из взносов членов товарищества, других платежей собственников и жителей, не пожелавших вступить в товарищество, других целевых средств — субсидий на обеспечение эксплуатации общего Закрытый перечень видов хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, включает в себя: обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; сдачу в аренду, в наем части общего имущества в многоквартирном доме. В расходную часть бюджета товарищества входят следующие статьи: а) административно-управленческие расходы (заработная плата административно-управленческого персонала с начислениями, накладные и прочие расходы); б) техническое обслуживание, содержание и ремонт оборудования дома, которые могут выполняться на основании договоров подряда на отдельные виды работ, комплексных договоров или хозяйственным способом; в) прочие расходы, связанные с содержанием комплекса недвижимого имущества (страхование, налоги); г) отчисления в фонды капитального ремонта и др. 1. Товарищество может самостоятельно приспосабливать отдельные межотраслевые регистры бухгалтерского учета при соблюдении: • единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи; сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основе первичных учетных документов; • накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью товарищества, а также для составления бухгалтерской отчетности. 2.Учет затрат по некоммерческой деятельности ведется на счете 20 «Основное производство» с выделением субсчетов 20-1 «Содержание домового хозяйства», 20-2 «Капитальный ремонт жилищного фонда». 3.На счете 86 «Целевое финансирование» открываются субсчета 86-1 «Финансирование муниципальными правительственными органами», 86-2 «Обязательные взносы членов товарищества», 86-3 «Дополнительные взносы членов товарищества», 86-4 «Целевые сборы за коммунальные услуги». 4. Учтенные на счете 20 «Основное производство» затраты списываются на счет 86 «Целевое финансирование». 5. Формы финансовой (бухгалтерской) отчетности ТСЖ имеют особую структуру. В частности, в ходе исследования была установлена целесообразность включения в состав формы № 2 «Отчет о прибылях и убытках» финансовой (бухгалтерской) отчетности товариществ дополнительных строк. Причем для целей исследования наибольшую значимость имеют дополнительные строки в составе строк 010 «Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» и 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», раскрывающие объемы получаемой выручки и затрат по услугам управления домом и другим видам деятельности. По строке 010 «Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» типовой формы отчета о прибылях и убытках выручка отражается полностью, т.е. без расшифровок. В то же время, если товарищество сочтет нужным, можно расписать доходы и расходы от каждого вида доходов и расходов. Для этого форму № 2 нужно дополнить новыми строками (011, 012 и т.д.).
В ходе исследования определены особенности проведения аудита отчетности ТСЖ, связанные с общеэкономическими и отраслевыми факторами. 1.Необходимость проведения аудиторских процедур с учетом общеэкономических факторов, наиболее существенно влияющих на деятельность товарищества, определяемых проводимой реформой жилищной сферы, функционированием рынка жилья, необходимостью коллегиального принятия решений по управлению многоквартирным домом, частной собственностью на жилье, землю, общие коммуникации. 2.Учет при аудите особенностей гражданско-правового регулирования деятельности товариществ как некоммерческих организаций, имеющих особенности учета и налогообложения. Проверка правильности присвоения кодов Общероссийского классификатора отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) при регистрации. 3.Аудит оформления документов о вступлении в ТСЖ и выходе из него, достоверности оформленных документов на землю. Решение о создании ТСЖ принимается на общем собрании собственников помещений в доме, число проголосовавших «за» должно превышать 50% общего числа голосов собственников. 4.Аудит эффективности совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом. 5. Аудит бухгалтерских счетов, которые необходимо открывать для учета специфических статей, отражающих объективно обоснованные расходы товарищества по содержанию и ремонту дома. 6.Необходимость проведения аудита работ по финансовому планированию, точности расчетов смет доходов и расходов и их выполнения, обоснованности применяемых цен и тарифов. 7.Аудит отчетности ТСЖ как некоммерческой организации, включающей в себя отчет о целевом использовании средств и отчетность выборного органа управления товариществом собранию собственников жилья, обеспечение 8.Экспертиза проводимой коммерческой деятельности и соответствия ее уставу товарищества. Наличие или отсутствие предпринимательской (хозяйственной) деятельности требует организации проверки с учетом схемы бухгалтерского учета и налогообложения в них. 9.Аудит эффективности использования финансовых ресурсов, субсидий и государственных дотаций, оценка эффективности деятельности, приносящей доходы товариществу, их соответствие уставным интересам. Проведение оперативного анализа и контроля целевого использования поступивших средств. 10.Аудит средств целевого финансирования товарищества, субсидий, дотаций, доходов от предпринимательской деятельности, направленной на уставные цели. 11.Аудит обоснованности расходной части бюджета товарищества, в том числе административно-управленческих расходов, расходов на техническое обслуживание, содержание и ремонт комплекса недвижимого имущества и др. 12.Аудит достоверности отражения деятельности товарищества в системе бухгалтерского учета. 13.Аудит выполнения целевой установки ТСЖ по совместному управлению комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и, в установленных законодательством РФ пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, а также представления и защиты общих имущественных интересов собственников жилья. Сопоставление направлений
|