Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организация деятельности HR-департамента
Управление человеческими ресурсами предполагает разработку и применение формальных систем, обеспечивающих эффективное и произ-водительное использование возможностей сотрудников для достижения организационных целей. Переход к концепции менеджмента человеческих ресурсов приводит к существенной трансформации функций кадровой службы. В системе управления персоналом формируются три взаимодействующие друг с другом блока: · блок стратегии кадрового управления; · операционная подсистема; · блок ресурсного обеспечения. Стратегия персонального менеджмента – это совокупность принци-пиальных подходов к реализации ключевых задач в области управления человеческими ресурсами организации, отражающих текущее положение дел и перспективы развития кадровой сферы. Операционная подсистема позволяет осуществить реализацию стратегии. Она включает в себя следующие элементы: 1) подсистему планирования персонала; 2) подсистему привлечения кадров; 3) подсистему развития персонала; 4) подсистему управления кадровым резервом; 5) подсистему оплаты труда; 6) подсистему социально-психологической поддержки персонала. Блок ресурсного обеспечения делает возможным функционирование всех операционных подсистем и включает информационное, инструментальное, нормативно-методическое, организационное, финансо-вое обеспечение. Современные HR-отделы и департаменты существенно отличаются от традиционных отделов кадров. Занимаясь главным образом вопросами приема и увольнения работников, организацией повышения квалификации и переподготовки, отделы кадров не могли стать ни методическим, ни информационным, ни координирующим центром кадровой работы. Они были структурно разобщены с отделами организации труда, заработной платы, охраны труда и техники безопасности, юридическими отделами и другими подразделениями, выполняющими функции управления кадрами. Вспомогательный, обслуживающий характер деятельности отделов кадров не соответствует требованиям внешней среды современных рыночных организаций. В условиях изменчивой, сложной, подвижной и неопределенной конкурентной среды кадровые службы становятся активными помощниками руководителей высшего звена управления, инициаторами разработки проектов и методов повышения деловой актив-ности и эффективности подразделений. Современные службы управления персоналом от нормативно-методического, делопроизводственного и пра-вового обеспечения управления кадрами переходят к непосредственному осуществлению стратегического и оперативного руководства человечес-кими ресурсами организации. В деятельности кадровых служб в системе HR-менеджмента наблюдаются следующие изменения: 1) переход от автономной и фрагментарной кадровой деятельности к интеграции деятельности линейного руководства и кадровых служб (ли-нейное руководство вовлекается в управление человеческими ресурсами и получает помощь со стороны HR-менеджмента); 2) переход от планирования персонала как реакции на производственные планы к стратегическому планированию человеческих ресурсов, полно-стью интегрированному в систему корпоративных планов и программ; 3) переход от централизованной кадровой функции и вертикального упра-вления, к горизонтальному управлению на основе децентрализации функ-ции управления персоналом, затрагивающей и линейное руководство; 4) профессионализация функции управления человеческими ресурсами (растущая стратегическая и интегрирующая роль HR-менеджмента, повы-шение его статуса до высшего звена управления, усложнение техники подбора, расстановки, развития, мотивации делают профессионализм сотрудников HR-департамента важнейшим условием выживания и успеха компании); 5) потребность в постоянном организационном развитии для повышения гибкости и адаптивности компаний, рост значимости управления измене-ниями; 6) интернационализация функции управления человеческими ресурсами, поскольку глобализация производства, развитие международных связей, кооперации и интеграции делают необходимым развитие многонацио-нальных коллективов с различной системой ценностей и культур; 7) возрастание роли и углубление социального партнерства, признание взаимозависимости интересов предпринимателей и наемных работников; 8) изменение принципов и системы мотивации (наиболее важными мотваторами становятся создание атмосферы взаимного доверия, справед-ливое распределение доходов между наемными работниками и предпри-нимателями, гарантии сохранения занятости, возможности карьерного роста, оплата труда в зависимости от достигнутых результатов, обеспе-чение благоприятных условий труда); 9) все большая ориентация управления на социальную сферу, что диктует необходимость согласования принимаемых решений не только с интересами производства, но и с интересами работников; 10) переход от фрагментарного повышения квалификации к системному развитию человеческих ресурсов. Менеджмент человеческих ресурсов, реализуя системный подход к управлению, предполагает обеспечение кадровыми службами трех ключевых направлений деятельности: · разработка и реализация кадровой политики; · формирование человеческих ресурсов организации; · развитие человеческих ресурсов организации (рис. 1.9).
Рис. 1.9. Ключевые направлния деятельности кадровой службы в системе HR-менеджмента
Кадровая политика является основой организации деятельности кадровых служб во всех сферах, определяя принципиальные подходы к формированию и развитию человеческих ресурсов. Подсистема формирования человеческих ресурсов, как элемент системы HR-менеджмента, включает следующие функции: · маркетинг персонала; · планирование потребностей в человеческих ресурсах; · подбор, отбор и наем работников; · адаптация новых сотрудников (рис. 1.10).
Рис.1.9. Функции по формированию человеческих ресурсов организации
Подсистема развития человеческих ресурсов включает следующие направления деятельности: · обучение персонала; · управление карьерой; · формирование и развитие лидеров; · создание и развитие команд; · деловая оценка; · формирование и поддержка корпоративной культуры; · создание мотивационной системы; · управление конфликтами; · формирование системы организационных коммуникаций (рис. 1.11).
Рис.1.11. Функции подсистемы развития человеческих ресурсов Одним из важнейших требований к организации деятельности кадровых служб отечественных организаций является необходимость учета особенностей переходного периода, в частности специфики рынка труда, неразвитости рыночной инфраструктуры, позволяющей прибегать к услугам специализированных консалтинговых компаний, кадровых агентств, центров профессионального отбора и переподготовки. Традиционным для белорусской, как и российской, экономики фактором кадровой работы является недостаточное внимание высшего руководства к этой сфере деятельности; нежелание обеспечить кадровой службе более высокий статус в управленческой иерархии; финансирование затрат на работу с пресоналом по остаточному принципу. Распространена ориентация на формы и методы управления персоналом, характерные для плановой экономики. Эксперт в области управления персоналом Пархимчик Е.П. предла-гает белорусским предприятиям для совершенствования работы кадровых служб придерживаться следующих рекомендаций: · предоставлять кадровым службам больше реальных прав, самостоя-тельности в решении проблем, связанных с управлением персоналом; · расширить, обновить основные функции кадровой службы, сделав упор на аналитические, организаторские, воспитательные, правовые; · кадровую службу подчинять только руководителям предприятия или его заместителям; · начальника кадровой службы целесообразно вводить в состав высшего исполнительного органа; · способствовать постепенному, поэтапному обновлению кадровых служб; · расширять финансовую поддержку компьютеризации кадровой слу-жбы, способствовать ее переходу к электронному учету кадров и созданию внутренних замкнутых сетей управления; · начать системное целевое обучение работников кадровых служб.
|