Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XIV. Архитектура и изобразительное искусство. На территории И. памятники искусства восходят к 4-му тыс






На территории И. памятники искусства восходят к 4-му тыс. до н. э. (архео-логич. культуры Урука, Джемдет-Нас-ра, элъ-обейдская культура). Обнаружены многочисл. памятники одной из древнейших цивилизаций мира - вавилоно-ассирийской культуры (раскопки городов Вавилон, Ур, Ниневия, Кальху и др.), Парфянского царства (Хатра), сасанидского искусства (Ктесифон). Важное место занял И. в формировании арабской культуры. В 30-е гг. 7 в. осн. города - Куфа, Басра, в нач. 8 в.- Ва-сит; ко 2-й пол. 8 в. относится укрепл. дворец халифов Ухайдир, с 762 строится по круглому плану Мадинат ас-Салам (Город Мира, совр. Багдад). Архитектуру периода расцвета халифата Аббасидов характеризуют постройки Самарры (9 в.): грандиозные дворцовые ансамбли с многочисл. дворами, садами, жилыми и хоз. помещениями, укреплённые стенами с башнями (дворец Балькувара); мечети с обширным двором, окружённые стеной с башнями, с монумент, минаретом вблизи (Большая мечеть Мутаваккиля, спиралевидный минарет аль-Мальвия); купольные 8-угольные в плане мавзолеи (Куббат ас-Сулайбия). С ослаблением Халифата в 10-11 вв. монумент, стр-во в И. сокращается. Архитектура 12-1-й пол. 13 вв. представлена гл. обр. памятниками Багдада (комплекс медресе Мустансирия, гор. ворота Баб аль-Вастани) и Мосула (Большая мечеть Нур-ад-дина, или Джами аль-Кабир, и минарет), для к-рых характерны чёткие объёмно-пространств. композиции, сводчатые помещения, высокие порталы, купола на тромпах, декор в виде узорной кладки из кирпича, резной терракотвг, иногда рельефов. Получили распространение 8-гранные мавзолеи с высокими конич. ячеистыми куполами (мавзолей Зубайды в Багдаде; илл. см. т. 2, стр. 511). После монг. нашествия, в 13-15 вв. стр-во почти не велось. В архитектуре 16-17 вв. заметно влияние зодчества сефевидского Ирана: возводятся большие купольные мавзолеи-мечети с ярким по-лихромным декором - глазуров. керамич. облицовками, позолотой, росписями, резным стуком (мавзолеи-мечети: Мусы аль-Кадима, т. н. Золотая мечеть, в Багдаде, илл. см. т. 2, табл. XL; имама Хусейна в Кербеле, имама Али в Неджефе). Нар. жилище И. вплоть до 20 в. сохраняло традиц. планировку с внутр. двором, лоджиями и террасой на колоннах; окна и балконы верхних этажей часто имели узорные деревянные решётки.

Изобразит, иск-во И. периода Аббасидов представлено фрагментами стенной живописи и росписей по дереву с изображениями живых существ, а также орнаментальными стуковыми рельефами и резными деревянными панелями (из Самарры, Такрита). В Багдаде и в сев. И. в этот период начала развиваться книжная миниатюра, расцвет к-рой наступил в 12-13 вв. К багдадским относятся отличающиеся лаконизмом иллюстрации к научным трактатам (" Фармакология" Диоскорида, 1222, в разных музея::), исполненные жизненной выразительности миниатюры к " Макамат" аль-Харири (рукопись нач. 13 в. в Ленингр. отделении Ин-та востоковедения; рукопись 1237 с илл. Яхья ибн Махмуда в Нац. б-ке в Париже, илл. см. т. 2, табл. XIV). Сев.-ирак. миниатюре присуща торжеств, парадность (-" Книга песен", 1218-19, Национальная б-ка в Стамбуле; илл. см. т. 2, табл. XIV). В кон. 14 в. в Багдаде работал тонкий колорист и мастер композиции Джунаид Султани (илл. к " Хамсе" Хаджу Кермани, 1396, Брит, музей, Лондон). В декоративно-прикладном иск-ве ср.-век. И. важное место занимали: керамика - с рельефным декором, включающим изображения людей и животных (8-14 вв.), глазурованная с росписью люстром (9 в., Самарра) или с полихромией росписью; художеств, изделия из металла - сосуды в форме птиц или зверей (8-9 вв.) либо украшенные чеканкой, гравировкой, серебряной инкрустацией (13 в., Мосул) - и из стекла (Самарра); ткачество - золототканые, шёлковые, шерстяные и льняные ткани. Ср.-век. художеств, традиции сохраняются вплоть до 20 в.

Нац.-освободит, движение 20 в. и революция 1958 способствовали развитию новой архитектуры. Багдад, реконструированный в 1920-30-х гг., постепенно застраивается совр. правительств., обществ. и жилыми зданиями; началась реконструкция Мосула, Басры и др. городов. К проектированию и стр-ву привлекаются зап. зодчие (В. Гропиус, Ф. Л. Райт,

А. X. X. Аалто и др.), выдвинулись ирак. архитекторы: Н. А. Джавдад, Р. аль-Ча-дерчи (автор памятника Неизвестному солдату в Багдаде, 1959; илл. см. т. 2. стр. 511), X. Мунир, К. X. аль-Мидфаи и др. Для современной архитектуры характерно стремление подчинить международные стандарты местным климатическим и бытовым условиям (солнцезащитные и вентиляц. устройства), а также использовать элементы традиц. планировки и декора (внутр. дворы, узорные решётки и пр.). Продолжается стр-во 2-этажных гор. жилых домов местного типа.

Живопись маслом зародилась в И. в нач. 20 в. (пейзажи и портреты Абдель-Кадер Рассама, Мухаммеда Салеха Заки и др.). С 1939 подготовка художников ведётся в Ин-те изящных иск-в (Багдад). В 1940-50-х гг. возникли небольшие общества художников, к-рые в 1956 объединились в Ассоциацию художников И. Наряду с живописью развиваются скульптура и графика. Идеи революции 1958 вызвали подъём изобразительного искусства. Джавад Салим, иракский скульптор и живописец, воздвиг на пл. ат-Тахрир в Багдаде величеств, панно-рельеф " Революция 14 июля" (камень, бронза, 1959-60), в к-ром органично сочетаются традиции древних культур с совр. прогрессивными идеями и художеств, приёмами. Поиски совр. нац. своеобразия на основе местных художественных традиций и опыта мирового искусства 2-й пол. 19-20 вв. являются основной творч. задачей большинства художников И. Живописец Фаик Хасан как в абстрактных композициях, так и в своих тематич. картинах придаёт гл. значение цвету. Хафиз ад-Дуруби, своеобразно используя традиции импрессионизма, передаёт кипучую жизнь Багдада. Исмаил аш-Шейхли, Дня аль-Азави, Саад ат-Тай и Нури ар-Рави ищут вдохновение в нар. примитиве, в старинных легендах. В реалистич. традициях работают художники Ата Сабри, Халед аль-Джадер и др. Произв. на актуальные темы современности создают живописцы Мухаммед Ариф и Махуд Ахмед. Нек-рые скульпторы (Халед ар-Раххаль, Мухаммед Гани), а также авторы майоликовых панно (Шамс-ад-дин Фарис, Ниэмат Махмуд) сочетают реалистич. принципы с приёмами древнего искусства. Поиски форм, отвечающих новому быту, наблюдаются в керамике. На протяжении столетий на территории И. развивается художественная культура курдов (см. в ст. Курды).

Лит.: Певзнер С. Б., Молодое искусство Ирака, " Искусство", 1959, № 11; Фарадж Аббоан-Нуман, Иракская школа живописи и ваяния, там же; Веймар н Б., Каптерева Т., Подольский А., Искусство арабских народов. (Средневековый период), М., 1960; Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 15-28; там же, т. 6, кн. 1, М., 1965, с. 459 - 461; Крачковская В. А., Миниатюры " Книги Макам" ал-Харири, " Ученые записки ЛГУ", 1962, № 306; Искусство Древнего Востока, М., 1968 (серия " Памятники мирового искусства"); Воронина В. Л., Архитектура арабских стран, в кн.: Всеобщая история архитектуры, т. 8, М., 1969; Халам и некая М.. Искусство современного Ирака, " Творчество", 1971, № 2; Сгеswе11 К. А. С., Early Muslim architecture, v. 1 - 2, Oxf., 1932-40; E t- tinghausen R., Arabische Malerei, Genv., [1962]; ap - Pави Нури, Таамулят филь фанн аль-Ираки аль-Хадис (Размышления о современном иракском искусстве), Багдад, 1962. Б. В. Веймарн.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал