Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XII. Печать, радиовещание, телевидение. Выходит (1972) 81 ежедневная газета, 74 иллюстрированных еженедельника






Выходит (1972) 81 ежедневная газета, 74 иллюстрированных еженедельника. Самые влият. бурж. газеты (по данным 1972): "Коррьере делла сера" ("Corriere della Sera"), газета ломбардских промышленников, с 1876, тираж 600 тыс. экз., выходит в Милане; "Стампа" ("Stampa"), с 1866, тираж 450 тыс. экз., принадлежит концерну "ФИАТ", выходит в Турине; "Мессаджеро" ("Mes-saggero"), выходит в Риме с 1878, тираж 350 тыс. экз.; "Джорно" ("Giorno"), с 1956, тираж 270 тыс. экз., связана с объединением "ЭНИ", выходит в Милане; "Национе" ("Nazione"), с 1859, тираж 220 тыс. экз., выходит во Флоренции.

Компартия издаёт с 1924 газ. "Унита" ("Unita") в двух изданиях (в Риме и Милане), тираж ок. 300 тыс. экз.; журналы "Ринашита" ("Rinascita"), с 1944, "Критика марксиста" ("Critica Marxista"). Местные федерации компартии издают еженедельные или двухнедельные газеты.

Орган Итал. социалистич. партии - газ. "Аванти!" ("Avanti!"), с 1896, тираж ок. 50 тыс. экз., выходит в Риме.

Орган Христианско-демократич. партии- газ. "Пополо" ("Popolo"), с 1944, тираж 25 тыс. экз., выходит в Риме.

Широкое распространение в Риме имеет "Паэзе сера" ("Paese sera") - вечерняя прогрессивная газета, с 1949, тираж ок. 150 тыс. экз.

Радиовещание осуществляется с 6 окт. 1924, когда вступила в строй радиостанция в Риме. Телевидение начало транслировать свои передачи по нац. программе в 1954 и по 2-му каналу - в 1961; передачи ведутся на итал. яз. В И. четыре радио-и телевизионных центра - в Риме, Милане, Неаполе и Турине.

Внутри И. радиовещание ведётся на итал. яз. (имеются три осн. программы, не считая местных); кроме того, есть передачи на нем. яз.- для меньшинства, проживающего в области Трентино-Алъ-то-Адидже (Юж. Тироль), и на словенском яз. (для областей, прилегающих к Триесту). На заграницу вещание ведётся на 22 яз. Радиовещание и телевидение находятся в ведении акционерного об-ва "Радио э телевизионе итальяна" ("РАИ-ТВ"), контролируемого гос-вом. А. Л. Адамишин.

XIII. Литература

Ранний фольклор в И. не сохранился. Cp.-век. лит-pa И. возникла после падения Рим. империи и в период между 6 и 12 вв. создавалась на лат. яз. (преим. религ. гимны, легенды и хроники). Быстрое развитие городов способствовало появлению лит. памятников на нац. диалектах в кон. 12- нач. 13 вв. (повествоват. религ. поэзия, светская и религ. лирика). В 1-й пол. 13 в. возникла сицилийская поэтич. школа (Якопо да Лентини, ум. 1233, и др.), подражавшая прованс. трубадурам. В Тоскане в связи с внутригор. борьбой развивалась политич. лирика (Гвитто-не д'Ареццо, ок. 1230- ок. 1294, и др.), а также аллегорико-дидактич. поэзия (Брунетто Латини, ок. 1220- ок. 1294).



Лучший образец прозы 13 в.- анонимный сб. новелл на тосканском диалекте "Новеллияо".

В кон. 13 в. возникла филос. поэзия "Дольче стиль нуово", к-рая воспевала возвышенную любовь и раскрывала психологию влюблённого (болонский поэт Г. Гвиницелли, между 1230 и 1240- 1276, и флорентийские поэты Г. Кавальканти, 1255 или 1259-1300, молодой Данте и др.). Антисословность и возвеличение человеч. чувства придавали этой поэзии черты Предвозрождения.

Создатель единого лит. языка - Данте Алигьери (1265-1321), "... последний поэт средяевековья и ... первый поэт нового времени" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 382). Гл. его произв.- повесть "Новая жизнь" (1292), воспевавшая его любовь к Беатриче, и поэма "Комедия" (закончена в 1321; названа в конце 14 в. "Божественной") - один из величайших памятников мировой лит-ры, в к-рой ставятся актуальные проблемы времени, моральные, богословские, политические, и с огромной художеств, силой изображены чувства и страдания людей.

Литература Возрождения (14-16 вв.) в И., бывшей его колыбелью, подготовлена экономич. развитием городов, оживлёнными торг, связями с др. странами, общим ростом светской культуры. Лит-ре Возрождения присущи гуманистич. мировоззрение, антисословность, жизнерадостное свободомыслие, высокое представление о возможностях человеч. личности, увлечение античностью. Поэт Ф. Петрарка (1304-74) - родоначальник лирики Возрождения. В его стихотв. сб. "Кан-цоньере" (1470) воспевается земная любовь к Лауре и тонко выявлены оттенки любовного чувства. ДЖ. Боккаччо (1313- 1375) в поэтич. и прозаич. произв., особенно в проникнутом антиклерикализмом сб. новелл "Декамерон" (изд. 1471) и повести "Фьяметта" (изд. 1472), утверждал новую гуманистич. мораль, прославлял свободного активного человека и отрицал аскетизм. В 15 в. идеи Возрождения получили развитие в сочинениях т.н. учёных-гуманистов - филологов, философов-писателей, изучавших античность и писавших на лат. яз.: Дж. Ф. П. Брач-чолини (1380-1459), автор фацетий, Л. Б. Альберти (1404-72), Л. Балла (1407-57) и др. Попытку сблизить "учёный гуманизм" с нар. поэзией предприняли флорентийские поэты кружка Медичи: Лоренцо Медичи (1449- 1492), правитель Флоренции; А. Поли-циано (1454-94; лирич. драма "Сказание об Орфее", пост. 1480) и особенно Л. Пульчи (1432-84; комич. поэма "Большой Моргант", 1480). Гуманистич. мироощущением проникнуты незаконч. рыцарская поэма M. Боярдо (1441-94) "Влюблённый Роланд" (изд. 1495) и пасторальный роман "Аркадия" (1504) неаполитанца Я. Саннадзаро (1455- 1530), оказавший влияние на развитие европ. пасторали 16-17 вв. 1-я пол. 16 в. знаменует собой расцвет итал. Возрождения. Установился единый лит. яз. В кон. 16 в. под влиянием начавшегося экономич. и политич. упадка, общей феод, и католич. реакции наступил кризис гуманизма, повлиявший на содержание лит-ры.



Развиваются различные жанры. Фер-рарец Л. Ариосто (1474-1533) написал продолжение поэмы Боярдо - поэму "Неистовый Роланд" (1516), проникнутую любовью к земной жизни; в ней высмеиваются ср.-век. понятия, фантастические мотивы переплетаются с иронией. Ариосто - создатель итал. бытовой комедии ("Шкатулка" и др.). В са-тирич. направлении комедию развивали H. Макиавелли (1469-1527; "Мандрагора"), П. Аретино (1492-1556) и философ Дж. Бруно (1548-1600; "Подсвечник", 1582). Пасторальную драму, идеализирующую действительность, представляли T. Тассо (1544-95; "Аминта", 1573) и Б. Гварини (1538-1612; "Верный пастух", пост. 1590) - основоположники этого нового жанра.

Художеств, проза 16 в. представлена соч. "Придворный" (1528) Б. Кастильо-не (1478-1529), мемуарами Б. Челлини (1500-71) и новеллистикой (А. Фирен-цуола, 1493-1543; M. Банделло, ок. 1485-1561, и др.), постепенно утрачивающей антиклерикализм и антисословность. В лирике господствовали возглавляемые филологом и поэтом П. Бембо (1470- 1547) эпигоны Петрарки. Эпич. поэзию продолжал T. Тассо, ощущавший трагич. противоречия между близкими ему гуманистич. идеалами и религ.-аскетич. идеологией. Гуманистич. принципы, пронизывающие ряд эпизодов его поэмы "Освобождённый Иерусалим" (1575), сталкиваются с проповедью аскетизма, а понятие обществ, долга приобретает религ. окраску.

В 17 в. контрреформация и феод, реакция, господство испанцев над значит, частью итал. земель породили явления застоя в духовной жизни и кризис лит-ры. Барочная поэзия Дж. Марино (1569- 1625; поэма "Адонис", 1623) и его последователей отмечена вычурностью и стремлением к формальной новизне. С маринизмом боролись поэт и драматург Г. Кьяб-рера (1552-1638) и поэт А. Тассони (1565-1635; героико-комич. поэма "Похищенное ведро", 1622). Из прозы 17 в. выделяется со. итал. сказок на неаполитанском диалекте, обработанных Дж. Ба-зиле (1575-1632),-"Сказка о сказках", или "Пентамерон" (1634-36). Лит. академия Аркадия (в кон. 17 в.), провозгласившая борьбу с маринизмом, способствовала развитию в 18 в. как классицизма (трагедии П. Я. Мартелло, 1665-1727, и Ш. Маффеи, 1675-1755), так и галантной поэзии рококо (П. Роллп, 1687- 1765, и др.). Оба направления переплелись в творчестве лирика и драматурга П. Метастазио (1698-1782), создателя многочисл. мелодрам ("Покинутая Ди-дона", 1724, "Катон в Утике", 1728, и др.).

Просвещение в И. началось в сер. 18 в. и способствовало развитию нац. самосознания. Большую роль в распространении просветит, идей сыграли миланские журналы "La Frusta letteraria" (1763-65), "Caffe" (1764-66) и др. Драматург К. Гольдони (1707-93) отказался от импровизированной комедии делъ арте и создал реалистич. комедию характеров ("Трактирщица", 1753, "Самодуры", 1760, и др.), выражающую демократич. идеи третьего сословия. Его идейный противник К. Гоцци (1720-1806) в своих дра-матич. сказках возрождал элементы комедии дель арте ("Принцесса Турандот", 1762, и др.), высмеивал просветительский рационализм. Гражданств. пафосом исполнены тираноборч. трагедии В. Альфьери (1749-1803; "Саул"и др.), в к-рых революц. классицизм переходит в пред-романтизм. Просветительскими идеями проникнута сатирич. поэма "День" (ч.1-

4, 1763-1804) Дж. Парини (1729-99). Литература периода Рисорджименто(кон. 18 в. -1870) отличается гражданственностью и патриотизмом. Это ощущается уже в творчестве писателя В. Монти (1754-1828) при всей его идейной непоследовательности. В произв. У. Фо-сколо (1778-1827), где классицизм переплетается с сентиментализмом, отражаются рост нац. самосознания и возмущение против угнетённого положения родины (роман -"Последние письма Яко-по Ортиса", 1798, поэма "Гробницы", 1807). Реалистич. стихи на миланском диалекте писал К. Порта (1775-1821).

В кон. 10-х- нач. 20-х гг. 19 в. романтизм стал господствующим направлением и установил свои эстетич. принципы (статьи, брошюры, послания Дж. Берше, 1783-1851; Л. ди Бреме, 1780-1820; А. Мандзони, 1785-1873, и др.). Появились поэзия и проза, отражающие идеи нац.-освободит, движения (лирика Берше; мемуары С. Пеллико, 1789-1854, "Мои темницы", 1832). В лирике Дж. Леопарди (1798-1837) выражены скорбь патриота при виде униженной отчизны, романтич. отчаяние и неверие в прогресс. В этот же период возникает жанр историч. романа. Его родоначальник А. Мандзони - автор романа "Обручённые" (1827), где герои - итал. крестьяне - противостоят феод, произволу. Реалистич. изображение действительности в этом произв. переплетается с романтич. мотивами, а католич. религиозность сталкивается с подлинным историзмом. В 30-40-е гг. появляются историч. романы Ф. Д. Гверрацци (1804-73), трагедии Дж. Никколини (1782-1861), лирика Г. Мамели (1827-49) и А. Поэрио (1802- 1848), проникнутые революц. идеями Дж. Мадзини (1805-72). Историко-бы-товые романы M. д'Адзельо (1798- 1866) и др. последователей Мандзони отмечены либерализмом и католицизмом. Одновременно расцвела сатирич. поэзия на диалектах - флорентийца Дж. Джу-сти (1809-50) и римлянина Дж. Белли (1791-1863).

После Революции 1848-49 выделяется творчество поэтов-гарибальдийцев А. Але-арди (1812-78), Л. Меркантини (1821-72). В историч. романе гарибальдийца И. Ньево (1831-61) "Исповедь итальянца" (1858) о развитии нац.-освободит, движения вплоть до Революции 1848-49 явствен переход от романтизма к реализму. Такой же переход наблюдается и в романе P. Джованьоли (1838- 1915) "Спартак" (1874). Политич. поэзия Дж. Кардуччи (1835-1907) проникнута идеями Рисорджименто и протестом против их быстрого забвения в объединённой И. В его лирике, утверждающей радость жизни, возрождается классицизм (сб-ки "Новые стихи", 1861-87, "Ямбы и эподы", 1867-79, и др.) наряду с развитием, с одной стороны, романтических, а с другой - реалис-тич. мотивов.

После 1870 ведущим течением в прозе стал веризм, отображавший совр. социальную действительность, повседневную жизнь "маленьких людей". Писа-тель-верист Дж. Верга (1840-1922) в новеллах (сб-ки "Жизнь полей", 1880, "Сельские новеллы", 1883, и др.), романах ("Семья Малаволья", 1881, и др.) и драмах сочувственно изображал рыбаков и крестьян, высмеивал духовенство и сел. богатеев. Среди веристов выделяются также критик и романист Л. Kaпуана (1839-1915) и автор психологич. романов Грация Деледда (1871-1936). Веристы Верга, Капуана, Дж. Джакоза (1847-1906), M. Прага (1862-1929) и др. создали бытовые драмы. Веризм оказал влияние на социальную поэзию Дж. Чена (1870-1917), на народнич. поэзию Ады Негри (1870-1945) и др. Близкий к веристам писатель-социалист Э. Де Ами-чис (1846-1908) утверждал демократич. и гуманистич. идеалы (повесть "Сердце", 1886). Ими проникнута и сказочная повесть "Приключения Пиноккио" (1880) Коллоди (псевд.; наст, имя - К. Лорен-цини, 1826-90).

В кон. 19 в. в лит-ре И. возникли нео-романтич. и символистское направления. Гл. представитель неоромантизма, окрашенного в религ. тона,- А. Фогаццаро (1842-1911; роман "Отживший маленький мирок", 1895). К символизму тяготел поэт Дж. Пасколи (1855-1912), воспевавший природу, сел. жизнь и простые человеч. чувства (сб-ки "Тамариск", 1891, и др.). Наиболее характерным проявлением декаданса к ницшеанства являются эстетские и гедонистич. стихи, драмы и романы Г. Д'Аннунцио (1863-1938), ставшего певцом итал. империализма и впоследствии пришедшего к фашизму. Как реакция против риторики Д'Аннунцио в кон. 1900-х гг. возникло течение т. н. сумеречной поэзии, изображавшее в меланхолич. тонах обыденную жизнь: Г. Гоццано (1883-1916) и др. В 1909 возникло течение футуристов (см. Футуризм), возглавляемое Ф. T. Маринетти (1876-1944), творчество к-рого, проникнутое истеричным антигуманизмом и милитаризмом, являлось идейной подготовкой фашизма. Кризис традиц. морали и трагедию "маленьких людей" в бурж. мире с наибольшей остротой показал Л. Пиранделло (1867-1936). Его лучшие новеллы, романы ("Покойный Маттиа Паскаль", 1904) и драмы ("Шесть персонажей в поисках автора", 1921, "Генрих IV", 1922, и др.), несмотря на парадоксальность ситуаций, носят социальный и гуманистич. характер.

Участие И. (1915-18) в 1-й мировой войне и последующие годы подъёма рабочего движения и нарастания фаш. опасности привели к резкому размежеванию сил в лит-ре. Журн. "La Ronda" (1919- 1922) проповедовал замкнутость художника в "индивидуальную свободу мысли". В романе И. Свево (Звево; 1861-1928) "Самопознание Дзено" (1923) самоанализ вытесняет картину реального мира. Левое крыло итал. интеллигенции во главе с А. Грамши (1891 -1937) и анти-фаш. публицистом П. Гобетти (1901-26) боролось за демократич. культуру и литературу в тяжёлых условиях фашизма, к-рый ликвидировал в 1926 всю легальную прессу в И.

Двадцать лет фаш. диктатуры привели к отходу части представителей лит-ры И. от социальной тематики, от реалистич. традиций. Иллюзорным бегством от действительности был "магический реализм" M. Бонтемпелли (1878-1960), католич. фатализм историч. романов P. Баккелли (р. 1891; трилогия "Мельница на По", 1938-40). В поэзии 20-30-х гг. господствовал герметизм с мотивами одиночества, трагич. ощущениями мира, выраженными в изощрённой поэтич. форме (Дж. Унгаретти, 1888-1970; Э. Монтале, р. 1896; У. Саба, 1883-1957). Стремление к критич. изображению реальной действительности воплотилось в эти годы в творчестве К. Альваро (1895-1956), к-рый показал жизнь крестьянства Юга ("Люди из Аспромонте", 1930), А. Моравиа (р. 1907), разоблачавшего опустошённый духовный мир бурж. интеллигенции (роман "Равнодушные", 1929, и др.). Реалистич. традиция жила в творчестве литераторов антифаш. эмиграции: Дж. Джерманетто (1885-1959, "Записки цирюльника", 1930), А. Уголини (1896- 1954, сб. "Фонарь", 1934) и др. Усиление антифаш. настроений в И. в кон. 30-х гг. отразилось в творчестве Ч. Павезе (1908- 1950) - рассказы и повести 1936-40, Моравиа (сатирич. роман "Маскарад", 1941). В "Беседах на Сицилии" (опубл. 1941) Э. Витторини (1908-66) в алле-горич. форме выражен протест против воен. авантюр фашизма.

Всенар. Движение Сопротивления фашизму и нем.-фаш. захватчикам в 1943- 1945 принесло подлинное обновление лит-ре И. В сер. 40-х гг. ведущим реалистич. направлением первого послевоен. десятилетия стал неореализм, проникнутый антифаш. духом, верой в человека из народа, стремлением правдиво показать нац. жизнь. Тематика антифаш. партиз. борьбы занимает в этот период значит, место в прозе и поэзии: романы Витторини "Люди и нелюди" (1945), P. Вигано (р. 1900) "Аньезе идёт на смерть" (1949), повесть К. Кассолы (р. 1917) "Старые товарищи" (1953), поэтич. сб-ки С. Квазимодо (1901-68) -"Пята чужеземца на сердце" (1946) и "Жизнь не сон" (1949); разнообразна мемуарная и документальная лит-pa Движения Сопротивления. Неореалистом является В. Пратолини (р. 1913), показавший судьбы и борьбу итал. народа в историч. перспективе (романы "Повесть о бедных влюблённых", 1947, "Метелло", 1955). Лит-ре неореализма присуще сочетание лирич. темы с разоблачением социальной несправедливости: роман Ф. Йовине (1902-50) "Земли Сакраменто" (1950), книги К. Леви (р. 1902) "Христос остановился в Эболи" (1945) и "Слова-камни" (1955), комедии Э. Де Филиппе (р. 1900) "Ложь на длинных ногах" (1948), "Моя семья" (1956) и др., поэтич. цикл П. П. Пазолини (р. 1922) "Прах Грамши" (1957). Расцвет переживает неореалистич. кинодраматургия (Ч. Дзаваттини, р. 1902, Пазолини, Дж. Бассани, р. 1916, и др.). Прогрессивную лит-ру для детей, основанную на нар. традиции, создаёт поэт и сказочник Дж.Родари(р. 1920) -"Приключения Чиполлино" (1951), детские стихи 50-х гг. В кон. 50-х гг. проявляется нек-рая ограниченность неореализма: идейная расплывчатость, эмпиризм, неумение показать сложность духовного мира человека. Нек-рые писатели-неореалисты проявили растерянность перед усложнившимися социальными конфликтами, поддались модернистским влияниям. В 60-е гг. лит-pa И., использовав опыт неореализма, обрела новые идейно-худо-жеств. аспекты. Углубляется образ совр. человека, расширяется сфера его социального и психологич. изображения, идут поиски новых выразит, средств. Особое развитие получает социально-психоло-гич. роман. Моравиа после "Римских рассказов" (1953) и романа "Чочара" (1957), где ощущается влияние неореализма, обращается к проблеме отчуждения, бичуя приспособленчество, утрату идеалов героями из бурж. среды (роман "Скука", 1960, сб. "Автомат", 1963). В повести И. Кальвино (р. 1923) "Облако смога" (1958), в гротескно-сатирич. романе Г. Паризе (р. 1929) "Хозяин" (1965) вскрывается враждебность "неокапитализма" духовному миру человека. В филос.-аллегорич. жанре - повести "Несуществующий рыцарь" (1959), "Кос-микомических рассказах" (1965) Каль-вино ставит совр. морально-этич. проблемы. Глубже раскрывается тематика войны и Движения Сопротивления, осмысляемая как проблема моральной ответственности (романы Кассолы "Невеста Бубе", 1960; M. Вентури, р. 1925, "Белый флаг над Кефаллинией", 1963). В ряде произв. встаёт тема рабочего класса, становления человеч. характера в труде, в обществ.-политич. деятельности (Пра-толини, "Постоянство разума", 1963).

В те же годы складывается авангардистское направление ("Группа 63"), сочетающее анархич. антибуржуазность и левачество с отрицанием реалистич. традиции и чисто формальным экспериментаторством, не давшим серьёзных художеств, результатов (Э. Сангуинети, р. 1930; театр, "квартеты" в форме беседы четырёх лиц: озаглавленный по-немецки "Traumdeutung" - "Толкование снов", 1965; "Протоколы", 1969).

На рубеже 70-х гг., в обстановке подъёма рабочего и молодёжного движения в И., обострилась борьба прогрессивной итал. лит-ры с бурж. "массовой культурой". С помощью совр. средств информации пропагандируются мещанские, потребительские идеалы, культ секса, психопатология. Наступление реакц. идеологии вызвало резкий отпор передовой итал. культуры, разоблачающей MO-рально-психологич. травмы личности, измельчание духовных ценностей как социальное бедствие совр. итал. капитализма (роман M. Сольдати "Актёр", 1970; сб. рассказов Л. Орсини "Анестезия", 1971).

Марксистская интеллигенция И., Итал. компартия много внимания уделяют разработке принципов реализма как художеств, метода, борьбе против массовой культуры. Осн. тенденция совр. итал. лит-ры - острокритич. отношение к бурж. действительности, понимание моральной ответственности писателя перед обществом. Совр. лит-pa И. занимает видное место в мировой культуре.

Литературоведение. В средние века оно сводилось к лат. риторикам и поэтикам, среди которых - 2-я часть трактатаДанте"О народном красноречии" (нач. 14 в.). Литературоведение эпохи Возрождения (16 в.) опирается на неоплатоновскую и аристотелевскую эстетику: трактаты П. Бембо, Л. Кастельветро (1505-71), Дж. Джиральди Чинтио (1504- 1573), T. Тассо. В 18 в. основы новой науки о лит-ре, проникнутой элементами историзма, заложил Дж. Вико (1668- 1744) в соч. "Основания новой науки об общей природе наций" (1726). Представителями просветит, литературоведения были автор истории итал. лит-ры Дж. Ти-рабоски (1731-94), С. Беттинелли (1718- 1808), Дж. Баретти (1719-89) и др. Po-мантич. критика зиждется на эстетич. принципах "Полусерьёзного письма Златоуста" (1816) Дж. Берше, на теоретич. работах Мандзони ("Письмо к господину Ш.", написано 1820, опубл. в 1823; "О романтизме. Письмо маркизу Ч. Д'Адзелио", написано 1823, опубл. в 184б). Крупнейшим литературоведом 19 в. является Ф. Де Санктис (1817- 1883). В его осн. работах "Критические очерки" (1866), "История итальянской литературы" (1870), курс лекций "Итальянская литература в XIX в.", опубл. в 1897, и др.- нашли выражение идеи Рисорджименто. Он связывал развитие лит-ры с идеями эпохи, с историч. развитием народа, в его эстетике сильны ма-териалистич. и реалистич. тенденции. На идеалистич., неогегельянских позициях находился критик-философ Б. Кроче (1866-1952). Он провозгласил самоцельность иск-ва как творч. процесс, рассматривал лит-ру как форму вневрем. красоты. Этот эстетич. принцип Кроче ведёт к отрыву лит-ры от нац. истории, хотя для нек-рых его лит.-критич. исследований характерен историч. подход. Итал. бурж. литературоведение 1918- 1939-х гг. в основном находилось под влиянием идей Кроче (Ф. Флора, 1891 - 1962, и др.). Выделяется прогрессивный критик и литературовед Л. Руссо (1892- 1961), стоявший на последовательных антиклерик. позициях. Обстоят, критика концепции Кроче содержится в трудах А. Грамши, основателя итал. марксистской эстетики и литературоведения. В статьях, опубл. в коммунистич. печати 20-х гг., а затем в работах, написанных в тюрьме в 30-е гг. ("Литература и национальная жизнь"- том "Тюремных тетрадей"), Грамши исследует нац. культуру и лит-ру с позиций марксистской концепции истории. Он разработал понятие нац.-нар. лит-ры, к-рая выражает глубинные чаяния нар. масс в данный момент нац. истории. Работы Грамши имеют огромное значение для развития совр. прогрессивного итал. литературоведения. Ныне литературоведч. школа, стоящая на марксистских эстетич. позициях, занимает видное место в итал. культуре (работы К. Салинари, H. Сапеньо, Дж. Феррата и MH. др.). В И. создан Институт Грамши, плодотворно разрабатывающий проблемы эстетики, художеств, методологии, литературоведения и критики.

Лит.: Веселовский A. H., Собр. соч., т. 3-4, СПБ, 1908-09; Д ж и в е л его в А. К., Очерки итальянского Возрождения, т. 1 - 2, M.. 1929; е г о ж е, Итальянская народная комедия, 2 изд., M., 1962; Рубцова Г. В., Современная итальянская литература, Л., 1929; Грамши А., Избр. произв., т. 1 - 3, M., 1957 - 59; П о т а п ов а 3. M-, Неореализм в итальянской литературе. M., 1961; ДеСанктис Ф., История итальянской литературы, т. 1 - 2, пер. с итал., под ред. Д. E. Михальчи, M., 1963 - 1964; Мокульский С. С., Итальянская литература. Возрождение и Просвещение, M., 1966; Реизов Б.Г., Итальянская литература XVIII в., Л., 1966; К и н Ц., Миф, реальность, литература, M., 1968; П о л у-яхтова И. К., История итальянской литературы XIX века (эпоха Рисорджименто), M., 1970; A r r i g h i P., Le verisme dans Ia prose narrative italienne, P., 1937; B i nn i W., La poetica del decadentismo italiano, Firenze, 1949; G ar i n E., L'uraanesimo italiano, Bari, 1952; Rossi V., Il Quattrocento, Mil., 1953; P а о 1 u z i A., La lettera-tura della Resistenza, Firenze, 1956; С г qc e B., Poesia popolare e poesia d'arte, Bari, 1957; его же, Storia dell'eta barocca in Italia, Bari, 1957; S a 1 i n a r i C., La questione del realismo. Poeti e narratori del nove-cento, Firenze, 1960; SapegnoN.,11 Trecento, [2 ed.], Mil., 1960; Pullini G., Il romanzo italiano del dppoguerra, Mil., 1961; Storia della letteratura italiana, v. 1 - 9, Mil., 1965-69; F u b i n i M., Romanticismo italiano, Bari, 1968; Letteratura italiana. I critici, v. 1-5, Mil., [1969].

H. Г. Елина (до 19i8, Литературоведение), 3. M. Потапова (после 1918, Литературоведение).



mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2021 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал