Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVII. Драматический театр. Итал. театр восходит своими истоками к нар






Итал. театр восходит своими истоками к нар. земледельч. обрядам и играм. Католич. церковь, преследуя пережитки языческих зрелищ, к 5-6 вв. уничтожила в И. остатки античной театр, культуры (см. Рим Древний). В городах к 9-10 вв. появились зачатки проф. театр, иск-ва в выступлениях мимов. Элементы театра содержались и в масленичных карнавальных играх (особую известность позднее получили венецианские карнавалы, к-рые в 13-15 вв. приняли характер общегор. праздников). Борясь с нар. театром, церковь использовала в то же время средства театр, иск-ва для создания зрелищ религ. содержания (литургическая драма, мистерия). Популярным видом религ. представлений в 14 в. (на сюжеты преим. из Евангелия) были лауды. Однако влияние нар. театра проникало и в эти обрядовые действия, привнося в них светские, порой комедийно-сатирич. мотивы. Мистерия оставалась осн. видом театр, представлений до 15 в., когда христ. содержание было вытеснено из неё мифологическим и жанр этот приобрёл по существу светский характер. С соблюдением мистериальной формы была написана пьеса в стихах " Сказание об Орфее" А. Полициано (1480) - первый образец светской драмы эпохи Возрождения на итал. языке.

В эпоху Возрождения в И. началось развитие новой театр, культуры. На рубеже 15-16 вв. зародилась т. н. учёная комедия (Л. Ариосто, H. Макиавелли, П. Аретино, Дж. Бруно, Биббиена), исполнителями к-рой были любители-студенты или придворные. Создатели жанра трагедии Дж. Триссино, Дж. Ручеллаи следовали в своих произв. греч. образцам. Характерный жанр итал. театра 16 в.- " трагедия ужасов" (Дж. Джи-ральди Чинтио, С. Сперони, Л. Дольче и др.), близкая произв. Сенеки. Большое место в репертуаре придворных театров заняла стилизов. пастораль; особенно характерные произв. этого жанра создали T. Тассо, Б. Гварини. Наиболее значит, этап в развитии полупроф. театра 1-й пол. 16 в. связан с творчеством драматурга и актёра А. Беолько, автора насыщенных фольклором комедий на падуанском диалекте, создателя образа весёлого крестьянина из Падуи - Рудзанте.

Самое яркое явление эпохи Возрождения - комедия делъ арте (комедия масок), возникшая в 16 в. под влиянием форм нар. театра, тесно связанная с фарсовыми площадными театр, зрелищами. Гл. отличит, чертой комедии дель арте была сценич. импровизация. Создаваемые актёрами образы-маски обладали устойчивыми чертами н переходили из одного сценария в другой, изменяясь лишь в деталях. Персонажи говорили на нар. диалектах (кроме лирич. масок влюблённых), актёры играли в масках. Импровизац. представления комедии дель арте способствовали формированию сценич. иск-ва как особого вида проф. деятельности, стали школой виртуозного актёрского мастерства, сценич. приёмов, к-рые осваивались крупнейшими драматургами и театр, деятелями нового времени. Известные актёры комедии дель арте - А. Ганасса, братья T. и Д. Мартинелли, И. Андреннн (16 в.), T. Фьорилли, Д. Бьянколлели (17 в.), А. Сакки (18 в.).

Обращение итал. гуманистов к античности дало толчок развитию теории драмы. Итал. теоретики драмы (Дж. Триссино, Л. Кастельветро и др.) выработали драматургич. канон, требовавший резкого разделения трагедии и комедии, строгого соблюдения единства места, времени и действия, употребления в трагедии возвышенной поэтич. речи. Нормы, установленные итал. теоретиками, повлияли на формирование эстетики классицизма во Франции 16-17 вв.

Новый этап в развитии нац. театра связан с реформой, осуществлённой драматургом К. Гольдони, к-рый создал бытовую комедию с индивидуализированными характерами, отказался от традиц. масок и импровизации. Работая в театрах " Сан-Самуэле", " Сант-Анджело" (труппы под рук. Дж. Имера и Дж. Meдебака) и " Сан-Лука" в Венеции, он большое внимание уделял воспитанию актёров, прививал им понимание просветительских задач театра. Наиболее последоват. учениками Гольдони были актёр А. Коллальто-Маттиуцци и актриса К. Брешани. Противником бытовой комедии К. Гольдони стал драматург К. Гоцци, стремившийся возродить в театре сказочную тематику в сочетании с импровизацией и буффонадой масок комедии дель арте; он создал жанр театр, сказок - фьяб, впервые поставленных в театре " Сан-Самуэле" в 1761-65.

Театр, жизнь И. в 18 в. отличалась большим разнообразием. Крупными центрами театр, культуры были Венеция и Рим. Многочисл. драматич. труппы выступали в спец. зданиях (строились, как правило, для оперных спектаклей) Милана, Неаполя, Флоренции, Генуи и др. городов, а также в домах аристократов и богатых купцов. Наряду с лит. театром большой популярностью пользовались такие театрально-зрелищные жанры, как кукольный театр, выступления уличных акробатов и канатных плясунов, всевозможные ярмарочные и карнавальные представления.

Революц. события кон. 18 в. вызвали интерес к жанру героич. трагедии, виднейшим представителем к-рой был драматург В. Альфьери; его произведения ставились вначале в кружках любителей. Театр пережил период, ознаменовавшийся постановкой свободолюбивых трагедий Вольтера, M. Ж. Шенье, а также Дж. Пиндемонте, В. Монти, У. Фоско-ло. Нац.-освободит, движение (Рисорд-жименто) определило возникновение и утверждение романтич. направления в театре и драматургии (А. Мандзони, С. Пеллико, Дж. Никколини, К. Maренко). В нач. 19 в. драматургия В. Аль-фьери обрела таких ярких исполнителей, как А. Моррокези, П. Бланес (Флоренция), К. Маркионни (Милан) и др.

Революционно-романтич. драматургия создала предпосылки для развития новой ятал. школы актёрского иск-ва, основоположником к-рой стал актёр Г. Модена, участник революц. событий 1830-40-х гг. Артистич. и обществ, идеалы Модены наиболее полно воплотили его ученики А. Ристори, Э. Росси, T. Салъвини. Сце-нич. школа, созданная Моденой, характеризовалась идейной целеустремлённостью и политич. страстностью в изображении сильных, волевых характеров, отказом от элементов бытового, повседневного, снижающего героич. направленность иск-ва. В творчестве Росси и особенно Сальвини проявились реалистич. тенденции, стремление сочетать героич. начало с правдой чувств. Актёрское иск-во этого времени является вершиной театра И., обогатившего своими достижениями европ. культуру.

После объединения И. (1870) и установления конституционной монархии для обществ, и культурной жизни страны характерно разочарование в результатах Рисорджименто. Героич. трагедия перерождалась в историч. драму с элементами мелодрамы. В репертуаре актёров утвердилась бурж.-мещанская драматургия А. Дюма-сына, В. Сарду и их итал. эпигонов. В И. не было постоянных драматич. театров; пр-во не заботилось о развитии нац. театр, иск-ва. Трудные материальные условия вынуждали лучших представителей итал. театра постоянно гастролировать в др. странах. Руководители трупп, создаваемых на время турне, и даже выдающиеся актёры не ставили перед собой задачи создания сценич. ансамбля. Высокий уровень иск-ва отд. актёров не определял общего состояния театра И.

Утверждение веризма, развивавшего в театре преим. натуралистич. тенденции, лишило сценич. иск-во его героич. направленности. Наиболее ярким представителем итал. натурализма в актёрском иск-ве был Э. Цаккони. Большой популярностью пользовался трагедийный актёр Э. Новелли. Продолжательницей традиций T. Сальвини стала Э. пузе, актрг: са высокого драматизма и глубокой человечности. Выдающимися деятелями театра 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. были также Л. Беллоти-Бон, Ф. Андо, Э. и И. Граматика, T. ди Лоренцо, А. Мад-жи, К. Росси, P. Руджери и др. В диалектальном театре (на местных наречиях) сформировалось творчество актёров А. Петито, Дж. Грассо, Э. Скар-петты и др. С нач. 1900-х гг. репертуар театр, коллективов в значит, мере определялся драмами Г. Д'Аннунцио и др. представителей декадентской драматургии. Несколько позже важное значение приобрели бытовые комедии и особенно философско-психологич. драмы Л. Пи-ранделло, высоко оценённые А. Грамши.

Во время фаш. диктатуры (1922-43) итал. театр и драматургия переживали глубокий кризис. В репертуар входили развлекательные пьесы, бульварная драматургия, широкое распространение получили модернистские тенденции. Художеств, интерес представляла лишь деятельность работавших в Риме " Художественного театра." под рук. Л. Пиран-делло, " Театра независимых" и театра " Делле арти" под рук. актёра и драматурга А. Дж. Брагальи. Знакомство с театр, эстетикой К. С. Станиславского (педагогич. деятельность актёров и режиссёров T. Павловой, П. Шарова) вызвало организацию Академии драматич. иск-ва, созданной в 1935 в Риме видным театр, деятелем и историком С. Д'Амико.

Героич. борьба Движения Сопротивления, разгром фашизма, подъём демокра-тич. сил создали предпосылки для развития прогрессивного реалистич. театра. Под влиянием неореалистич. киноискусства сценич. деятели стремились к социальной остроте и жизненной достоверности спектаклей, обновлению репертуара, художеств, средств.

Прогрессивному развитию театра способствовала деятельность реж. Л. Висконти, к-рый, работая гл. обр. с труппой, возглавлявшейся видными актёрами P. Морелли и П. Стоппой, создавал спектакли, отмеченные гуманизмом. Особое место занял диалектальный театр Неаполя, организованный драматургом, режиссёром и актёром Э. Де Филиппа. Этот театр, коллектив обладает двумя труппами: городской, к-рая выступает в театре " Сан-Фердинандо", и гастрольной, разъезжающей по стране. MH. спектакли (ставятся преим. пьесы Де Фи-липпо), поев. совр. тематике, отличаются демократич. и гуманистич. направленностью. Художеств, практике этого театра присущ синтез традиций " весёлой стихии" комедии дель арте и правды времени, быта, трагедийного и острокомедийного начал. Характерная черта совр. итал. театра - возникновение (со 2-й пол. 40-х гг.) театров " стабиле", т. е. стационарных театров. В 1947 спектаклем " На дне" M. Горького открылся постоянный " Пикколо-театро" в Милане под рук. Дж. Стрелера и П. Грасси; затем были организованы " Пикколо-театро" в Риме под рук. реж. О. Косты, " Стабиле-театро" в Турине, возглавляемый Дж. Де Босси, а также театры в Генуе, Триесте, Падуе, Венеции, Флоренции. Среди театров нач. 50-х гг. получил известность " Театр итальянского искусства" (1952-54), организованный режиссёром, драматургом Л. Скуарциной вместе с выдающимся актёром В. Тасманом. В 40-50-е гг. усилился интерес к рус. драматургии, в репертуар вошли произв. H. В. Гоголя, А. П. Чехова, M. Горького, инсценировки романов Ф. M. Достоевского.

К сер. 60-х гг. упрочилось положение стационарных театров, субсидируемых гос-вом и гор. муниципалитетами. Чуждые коммерч. предпринимательству, эти театры распределяют абонементы со скидкой среди рабочих, студентов, служащих, организуют диспуты. Однако со 2-й пол. 60-х гг. нек-рые театры " стабиле" переживают кризис; преследуя лишь узкй-просветит. цели, они подчас становятся консервативными в своих идейно-эсте-тич. принципах. К лучшим итал. частным театр, коллективам относится труппа, во главе к-рой реж. Дж. Де Лулло, актёры P. Фальк, А. Валли, P. Альбани. Репертуар театров во многом определяется пьесами прогрессивного содержания, драмами и сатирич. комедиями, направленными против реакц. политики правящих кругов, социальных пороков совр. бурж. общества, против неофашизма. Наряду с классикой национальной и мировой (H. Макиавелли, В. Альфьери, К. Голь-дони, У. Шекспир, Мольер, А. П. Чехов и др.) ставятся пьесы итал. драматургов - Л. Пиранделло, P. Вивиани У. Бетти, Э. Де Филиппе, П. Гриффи Б. Гриффи, Б. Ронди, Л. Скуарцины Ч. Дж. Виола, С. Капелли, В. Фаджи M. Дурей, Д. Сбраджи, П. Леви А. Николаи и др., а также произве дения иностр. авторов (Б. Брехт T. Уильяме, Ж. Ануй и др.). В совр итал. театре одновременно с прогрессив ными существуют и реакц. тенденции напр., во MH. постановках католич пьес Д. Фабри и др., на основе библейских сюжетов, под мистич. покровом зрителям внушаются идеи непротивления злу, покорности существующему право порядку. Сугубо формалистич. характер носят поиски нек-рых режиссёров и драматургов, тяготеющих к т. н. абсурд ному театру. С кон. 60-х гг. в И. деиствуют т. н. политич. театры, выступающие против религ. ханжества, бурж бюрократии, неофашизма, но нек-рьх из них подчас скатываются к анархизму с их сцены звучат левацкие, псевдорево люц. лозунги. В числе известных итал актёров Дж. Альбертацци, M. Бенасси A. M. Гуарньери, Л. Бриньоне, А. Про клемер, П. Стоппа.

Значит, место в театр, жизни занимают спектакли на площадках античных театров в Сиракузе, Остии.

В 1962 в Милане организован Центр культуры под рук. драматурга и критика К. Террона, цель к-рого приблизить театр, иск-во к широкому зрителю.

Издаются многочисл. театр, журналы " II dramma" (с 1925), " Sipario" (с 1946; и др.

Лит.: Миклашевский К., La Corn-media dell'arte, или Театр итальянских комедиантов XVI, XVII, XVIII столетий, ч. 1, П, 1914 -[1917]; Оветт А., Итальянская литература, M., 1922; Игнатов С., История западноевропейского театра нового времени, M. - Л., 1940; Дживелегов А., Бояджиев Г., История западноевропейского театра. От возникновения до 1789г., M. - Л., 1941; История западноевропейского театра, т. 1 - 3, M., 1956-63; Дживелегов А. К., Итальянская народная комедия. Commedia dell'arte, M., 1962; S а п е s i I., La commedia, V. 1 - 2, Mil., 1911 - 35; Ruberti G., Storia del teatro contempora-neo, 3 ed., Bologna, 1931; А р о 1 1 о n i о M., Storia del teatro italiano, v. 1 - 2, Firenze, 1954-58; P a n d о 1 f i V., Teatro italiano contemporaneo, Mil., 1959; La commedia dell'arte, a cura V. Pandolfi, v. 1 - 6, Firenze, 1957 - 61. Г. Н. Бояджиев.

Цирк. В И. издавна были известны цирковые семьи, дававшие представления на гор. ярмарках. Старейшая птал. цирковая семья Кьярини начала свою деятельность в 80-е гг. 16 в. (виднейшие представители - Франческо, Анджелика, Аделаида и Джузеппе). В 18-19 вв. получили известность цирковые династии Франкони, Турнер, Гуэрра, Кьези, Чи-низелли, Сидоли, Труцци ц др. Нек-рые итал. семейные труппы пользовались популярностью и в др. странах, где зачастую становились основателями циркового дела. Крупнейшие цирковые предприятия в 20 в.- цирки Д. Тоньи и О. Орфеи.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал