Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






XVIII. Кино 1 страница. Первый итал. фильм снят в 1896






Первый итал. фильм снят в 1896. В 1905-06 в Турине, Риме, Милане были организованы небольшие кинофирмы, выпускавшие художеств, фильмы. Подъём итал. кино относится к 1912-13, успех имели псевдоисторич. фильмы и картины на лит. сюжеты. Они отличались пышными декорациями, большими массовыми сценами, а также натурными съёмками архит. памятников и пейзажей И. Большую известность получили вышедшие в 1913 фильмы-" колоссы" - " Камо грядеши" (реж. Э. Гуаццони), " Последние дни Помпеи" (реж. Л. Мад-жи) и особенно " Кабирия" (реж, Дж. Пастроне). Снимались также комедийные фильмы и салонные мелодрамы, Организовав широкую рекламу популярным актёрам, кинофирмы способствовали появлению кинозвёзд - Ф. Бертини, Л. Кавальери, Эсперии и др. В 1914-15 было выпущено неск. фильмов, к-рые стремились достоверно показать полную лишений жизнь итал. народа (" Затерянные во мраке", реж. H. Мартольо; " Ассунта Спина", реж. Г. Серена); они были созданы под влиянием веризма. 1-я мировая война 1914-18 лишила И. иностр. кинорынков, усилилась конкуренция с нем. и амер. кино. С установлением фаш. режима (1922) начался кризис итал. кино. Нек-рое оживление внесло появление в нач. 30-х гг. звукового кино; первоначально это были гл. обр. муз. фильмы с участием известных певцов. В сер. 30-х гг. фаш. пр-во пыталось использовать кино как средство пропаганды. Был установлен контроль над кинопроизводством и кинопрокатом, в 1937 в Риме построен комплекс киностудий и создан киноинститут - Экспериментальный киноцентр. Однако откровенно фаш. и милитаристских фильмов было поставлено немного. В основном продолжали выходить костюмно-постановочные фильмы и салонные мелодрамы. Работы многих кинематографистов являлись пассивной оппозицией офиц. фаш. иск-ву. На общем фоне выделялись своей гуманностью лирич. комедии M. Камерини и нек-рые фильмы А. Блазетти. Своеобразным явлением были изысканные экранизации лит. произв. 18-19 вв., создававшиеся режиссёрами " каллиграфистами", близкими к лит. направлению " проза д'арте": M. Сольдати, P. Кастеллани, А. Латтуада, Ф. Поджоли. Зародилось т. н. доку-менталистское течение - фильмы, снятые без проф. исполнителей, на натуре (P. Росселлини, Ф. Де Робертис). Вопреки офиц. пропаганде, требовавшей прославления " величия империи", в нач. 40-х гг. появились фильмы " Одержимость" Л. Висконти (1942), " Прогулка в облаках" А. Блазетти (1942, в сов. прокате " Четыре шага в облаках"), " Дети смотрят на нас" В. Де Сика (1943). Они были глубоко гуманны, показывали распад итал. общества и непрочность его устоев, царящие в нём жестокость и несправедливость. Большое значение в подготовке нового демократич. кино имела деятельность молодых, антифашистски настроенных кинокритиков, группировавшихся в годы 2-й мировой войны 1939-45 вокруг Экспериментального киноцентра и журналов " Cinema" и " Bianco e пего" Это были Дж. Де Сантис, К. Лидзани, Дж. Пуччини, А. Пьетранджелли, M. AH-топиони, Л. Висконти, M. Аликата, Г. Аристарко, У. Казираги, ставшие впоследствии видными режиссёрами и киноведами, а также руководители Экспериментального киноцентра - Л. Кья-рини и У. Барбаро.

После освобождения И. от фашизма и гитлеровской оккупации в итал. кино возникло прогрессивное направление, получившее название неореализма. На зарождение этого направления оказали, в частности, влияние теоретич. работы В. И. Пудовкина, С. M. Эйзенштейна и сов. фильмы 20-х и 30-х гг. Наиболее значит, представители этого направления - режиссёры P, Росселлини, Л. Висконти, В. Де Сика, Дж. Де Сан-тис, П. Джерми, К. Лидзани, Л. Дзампа, А. Латтуада. Манифестом неореализма стал фильм P. Росселлини " Рим - открытый город" (1945), отражавший единство итал. народа в борьбе против фашизма. Движение Сопротивления стало в 1945-46 одной из гл. тем нового кино И. (фильмы " Пайза" P. Росселлини, " Солнце ещё всходит" А. Вергано, " Опасно, бандиты! " К. Лидзани). Актуальным темам послевоен. И., страшным последствиям войны - безработице, детской безнадзорности, росту бандитизма, а также борьбе с мафией посвящены лучшие неореали-стич. фильмы: " Шуша" (1946), " Похитители велосипедов" (1948), " Умберто Д." (1951), реж. В. Де Сика; " Земля дрожит" (1948), реж. Л. Висконти; " Трагическая охота" (1947), " Горький рис" (1949), " Нет мира под оливами" (1950), " Рим, 11 часов" (1952), реж. Дж Де Сантис; " Без жалости" (1948), реж. А. Латтуада; " Во имя закона" (в сов. прокате " Под небом Сицилии", 1949), " Дорога надежды" (1950), реж. П. Джерми; " Неаполь - город миллионеров" (1950), реж. Э. Де Филиппе, комедия " Полицейские и воры" (1951), реж. Стено и M. Моничелли и др Однако прогрессивные тенденции, социальный протест в кино, историч. и кри-тич. подход к действительности наталкивались на серьёзные препятствия: им мешали отсутствие материальных средств, цензурные преследования со стороны хри-стианско-демократич. пр-ва и Ватикана. Неореалистич. фильмы были объявлены вредными и антинациональными. Одновременно в итал. кинематографию интенсивно проникал амер. капитал, голливудские монополии постепенно подчинили себе итал. кинофирмы и киностудии. Тормозилось восстановление разрушенной итал. кинопром-сти. В результате к сер. 50-х гг. качался кризис неореализма (оказавшегося во многом идейно непоследовательным): сдвиги, происшедшие в обществ, жизни И., организованная борьба трудящихся не получили достаточного отражения в фильмах неореалистов. К этому времени в ряде фильмов используются уже только чисто внеш. атрибуты неореализма (" Хлеб, любовь и фантазия", 1953, реж. Л, Коменчини), часть режиссёров отходит от прогрессивного кино. В фильме " Дорога" (1954, в сов. прокате " Они бродили по дорогам") реж. Ф. Феллини впервые прозвучали темы одиночества, разобщённости, рели-гиозно-мистич, мотивы.

Нарастание демократич движения в стране в кон 50-х - нач. 60-х гг на короткое время способствовало возвращению части итал. кинематографистов к ан-тифаш. и социальной тематике, Были поставлены фильмы: " Генерал Делла Po-вере" (1959), " В Риме была ночь" (I960), реж. P. Росселлини; " Большая война" (1959), реж. M. Моничелли, " Чочара" (1960) и " Затворники Альтоны" (1962), реж. Де Сика; " Все по домам" (1961), реж. Л. Коменчини; " Четыре дня Неаполя" (1962), реж. H. Лоя и др. Вышел ряд фильмов, в т. ч, многоплановый социальный кинороман " Рокко и его братья" (1960) Л. Висконти, фильмы - " Сладкая жизнь" (1959), " Восемь с половиной" (1962) Ф. Феллини, " Приключение" (1959), " Ночь" (1960), " Затмение" (1962), " Красная пустыня" (1964) M. AH-тониони, к-рые с разных идейных позиций отражали совр. состояние итал. бурж. общества: период врем, стабилизации, видимость процветания и т. н. экономическое чудо. Фильмы Феллини и Антониони, режиссёров, получивших мировую известность, несмотря на всё различие их творчества, показывали глубокую разобщённость людей, нарушение внутр. связей и бездуховность бурж. общества, трагич. судьбу художника в капиталистич мире. В 60-е гг. начинает работать как режиссёр писатель П. П. Пазолини, противоречивое творчество к-рого на первом этапе было проникнуто яростным социальным протестом, - " Нищий" (1961), " Мама Рома" (1962), " Евангелие от Матфея" (1964) В 70-е гг. в его фильмах всё отчётливее одерживают верх откровенно эротические и грубо натуралистич. мотивы (" Декамерон", " Свинарник" и др.), В жанре кинопублицистики выступил реж. Ф. Рози (фильмы-памфлеты " Сальваторе Джулиано", 1961, и " Руки над городом", 1963). Режиссёр M. Моничелли создал фильм " Товарищи" (1963) о первой итал забастовке. Были экранизированы значит, произв. совр. итал. литературы: " Семейная хроника" по В. Пратолини (1961, реж. В. Дзур-лини), " Девушка Бубе" по К. Кассоле (1963, реж. Л. Коменчини), " Равнодушные" по А. Моравиа (1965, реж. Ф. Ma-зелли) и др. В сер. 60-х гг. наблюдался значительный спад киноискусства. Резко вырос удельный вес коммерческих фильмов (" вестерны", сентиментально-эротич. картины, детективные комедии). Появились сделанные по амер. образцам милитаристские картины. В прогрессивном киноискусстве наиболее жизнеспособным оказался утвердившийся жанр социальной сатирич. комедии, сохранивший нек-рые лучшие традиции послевоен. итал. кино. В этом жанре работают режиссёры В. Де Сика (" Бум", 1963, " Брак по-итальянски", 1964), П. Джерми, создавший серию сатирич. трагикомедий (" Развод по-итальянски", 1961, " Соблазнённая и покинутая", 1963, и др.), а также Э. Петри, Л. Дзампа, обратившийся к режиссуре актёр А. Сорди и др.

Определ. место в итал. кино 2-й пол. 60-х гг заняли фильмы молодых режиссёров (" Кулаки в кармане" M. Бел-локкио, 1965, картины M. Сампери, Ф. Фреццы и др.), отражавшие протест молодёжи, носивший анархистский характер, однако последующие работы этих режиссёров стали разновидностью коммерч. кино. На рубеже 70-х гг. сложилось прогрессивное направление, получившее название " нового" или " левого политического кино". Оно противопоставило свои произведения, проникнутые антифашистским, антиколониалистским, демократич. духом, коммерч. продукции бурж кино. Наиболее видные представители " политического кино" И.- режиссёры Э. Петри (" Следствие по делу гражданина, оставшегося выше всяких подозрений", 1969, и " Рабочий класс идёт в рай", 1971), Ф. Рози (" Люди против", 1970, и " Дело Маттеи", 1972), Дж. Монтальдо (" С нами бог", 1969, и " Сакко и Ванцетти", 1971), Дж. Понтекорво (" Битва за Алжир", 1966, и " Кемада", 1971), Б. Бертолуччи (" Конформист" и " Стратегия паука", оба в 1969), В. Дзурлини (" Сидящий по правую руку", 1969), Дж. Пуччини (" Семь братьев Черви", 1967), Д. Дамиани, фильм к-рого " Признание полицейского комиссара прокурору республики" (1970) получил одну из гл. премий 7-го Междунар. кинофестиваля в Москве в 1971. Значительный фильм о рабочем классе - экранизация романа В. Пратолини " Метелло" (1970), реж. M. Болоньини. Направление " левого политич. кино" поддерживают представители старшего поколения. Таковы анти-фаш. картины Л. Висконти " Гибель богов" (др. назв. " Проклятые", 1968) и В. Де Сика " Сад Финци-Контини" (1971). В то время как Ф. Феллини поставил фильм " Сатирикон" (экранизация романа Петрония, 1969), проникнутый ощущением крушения цивилизации, мировой катастрофы, M. Антониони сумел отойти от главной для него темы человеческой разобщённости и поставил в США фильм " Забриски-пойнт" (1970), гневно обличающий жестокую амер. действительность и отражающий умонастроения бунтующей амер. молодёжи. Эта картина M. Антониони по праву занимает видное место как в итал. " политическом", так и в прогрессивном амер. кино.

Успешно в послевоен. годы развивается прогрессивное документальное кино, опирающееся на любительское кино. Демо-кратич. движение кинолюбителей возникло и приняло организац. формы по инициативе крупнейшего теоретика кино Ч. Дзаваттини. В 1970-71 созданы полнометражные документальные фильмы о забастовочной борьбе рабочего класса (" Контракт" и " Аполлон", реж. У. Гри-горетти), фильм об условиях жизни итал. трудящихся (" Бедные умирают раньше", реж. Б. Бертолуччи). Борьбе рим. забастовщиков посвящён фильм " Палатка на площади", снятый актёром Дж. M.Bo-лонте в 1972.

Наиболее известные актёры послевоен. итал. кино: А. Маньяни, Дж. Мазина, С. Лорен, Дж. Лоллобриджида, К. Кардинале, С. Сандрелли, M. Мастроянки, Дж. M. Волонте, А. Сорди, Тото, У.Тонь-яцци и др. Развивается творческое содружество между сов. и итал. кинематографистами, созданы фильмы совм. производства: " Они шли на Восток" реж. Дж. Де Сантиса (1964), " Красная палатка" реж. M. К. Калатозова (1970), " Подсолнухи" реж. В. Де Сика (1971), " Ватерлоо" реж. С. Ф.Бондарчука (1971) и др. В И. проводятся кинофестивали: Международный кинофестиваль в Венеции (в 1932, 1934-38 и с 1946), фестивали документальных, научных и учебно-популярных фильмов в Падуе, тури-стич. фильмов в Тренто, комич. фильмов в Бордигере, научно-фантастических фильмов в Триесте, фестиваль детских фильмов в Палермо и др. В И. существует более 40 кинофирм, все крупнейшие киностудии находятся в Риме (в т. ч. фирмы К. Понти и Д. Де Лаурентиса). Итал. кинопром-сть выпускает в год св. 200 фильмов. Имеется ок. 20 тыс. киноустановок, из них ок. 4/з принадлежит церковным приходам. Ватикан и католич. церковь влияют на кино через католич. печать и Католич. киноцентр, церковные приходы. Коммунистич. партия и левые силы И. оказывают широкую поддержку прогрессивным деятелям кино, борясь за нац. и демократич. характер итал. Киноискусства. Выходят спец. киножурналы: " Cinema nuovo", " Bianco е пего", " Filmcritica", " Cinema e film" и др. Выпускается большое кол-во телефильмов.

Лит.: Л и д з а н и К., Итальянское кпно, пер. с итал., M., 1956; К ь я р и н н Л., Сила кино, пер. с итал., M., 1955; С а д у л ь Ж., Всеобщая история кино, [пер. с франц.], т. 2, 3, 6, M., 1958 - 1963; Соловьёва И., Кино Италии (1945-1960). Очерки, M., 1961; Богемский Г., Витторио Де Сика, M., 1963; Шитова В., Лукино Висконти, [M., 1965]; Кацев И., Джузеппе Де Сантис, [M., 1965]; Муратов Л. Г., Итальянский экран, Л., 1971.

Г. Д. Богемский.

" ИТАЛИЯ", дирижабль полужёсткого типа, построенный в 1927 в Италии. Объём 18 500 м3, мощность 3 мотора по 185 квт (по 250 л. с.), крейсерская скорость 90 км/час, дальность полёта 5500 км, полезная нагрузка 9, 5 т. В 1928 итал. экспедиция на " И." в составе 16 чел. под командованием У. Нобиле совершила полёт с архипелага Шпицберген к Сев. полюсу, но на обратном пути потерпела катастрофу несколько севернее Шпицбергена. Из оставшихся в живых 8 участников полёта 7 чел. были спасены сов. экспедицией на ледоколе " Красин", 1 чел. - швед, лётчиком Лундборгом.

Лит. Бегоунек Ф., Трагедия в Ледовитом океане, пер. с чешек., M., 1962; Caм ойл о в и ч P. Л., На спасение экспедиции Нобиле, 4 изд., Л., 1967. Б. А. Кремер.

ИТАЛО-ГРЕЧЕСКАЯ ВОЙНА 1940- 1941, воен. действия фаш. Италии против Греции во время 2-й мировой войны 1939-45. 28 окт. 1940 итал. фаш. пр-во Б. Муссолини, стремясь к установлению господства на Средиземноморье, объявило войну Греции. Против Греции была направлена с терр. Албании, оккупированной Италией в 1939, 9-я итал. армия (8 дивизий, в т. ч. 1 танковая, всего до 200 тыс. чел.; 250 танков, 700 орудий, 400 самолётов) под команд, ген. Висконти Праска. Греция имела на границе, кроме пограничных частей, 2 пех. дивизии и 2 пех. бригады Эпирской армии ген. Папагоса, в которых насчитывалось 27 тыс. чел., 20 танков, 70 орудий и 36 самолётов. Итал. командование, уверенное в быстром разгроме греч. армии, развернуло наступление на Кас-торию и Флорину, планируя захватить Эпир, затем оккупировать всю Грецию. Однако греч. армия, умело используя горную местность, оказала упорное сопротивление и 14 ноября остановила итал. наступление, а затем, увеличив свои силы до 12 пех., 2 кав. дивизий и 3 пех. бригад, перешла в контрнаступление. 21 нояб. греч. войска, преследуя отступавшего противника, вступили на терр. Албании, где были поддержаны алб. партизанами. Итал. командование спешно подтянуло подкрепления и создало 11-ю армию, объединённую с 9-й в группу армий " Албания" (27 дивизий, командующий ген. Содду). Несмотря на превосходство сил противника, греч. войска продвинулись на алб. терр. от 25 до 60 км, после чего борьба приняла позиционный характер. Лишь после вступления в войну нем.-фаш. войск (см. Балканская кампания 1941) в апр. 1941 греч. армия потерпела поражение. 23 апр. 1941 в Салониках ген. Цолакоглу подписал акт о капитуляции и перемирии с Германией и Италией,

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза, 1941 - 1945, т. 1, M., 1963; Кавальеро У., Записки о войне, M., 1968; Кирьякидис Г. Д., Греция во второй мировой войне, M., 1967. H. M. Черепанов.

ИТАЛО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1911-12, Триполитанская, или Ливийская, война, захватническая война, предпринятая империалистич. Италией при попустительстве др. европ. держав, с целью отторжения от Османской империи её североафр. провинций - Три-политании и Киренаики и превращения их в колонию. 29 сент. 1911 Италия начала воен. действия. 5 окт. 1911 итал. морской десант занял Триполи и Хомс, а после высадки экспедиц. корпуса ген. К. Каневы (ок. 35 тыс. чел.) итал. войска, преодолев сопротивление незначит. гарнизонов (в Триполитании - ок. 5 тыс. чел., в Киренаике - ок. 2 тыс.) и отрядов местного населения, заняли гг. Тобрук (14 окт.), Дерну (17 окт.), Бенгази (21 окт.) и ряд прибрежных оазисов. Тур. войска отошли на Ю. Но, несмотря на воен.-технич. превосходство и жестокие карательные меры, попытки итал. войск проникнуть в глубь страны успеха не имели из-за вооруж. сопротивления пар-тиз. отрядов местного населения и добровольческих отрядов, прибывших из Туниса, Алжира, Египта и др. араб, стран. К кон. 1911 итал. войска удерживали лишь прибрежную полосу. К маю 1912 численность итал. войск в Триполитании и Киренаике достигла 100 тыс. чел. В апр.- окт. 1912 Италия, помимо новых операций в Сев. Африке, начала бомбардировку Дарданелл (апр. и июль), не давшую никаких результатов, и оккупировала (май) Додеканесские о-ва. Однако итал. войскам так и не удалось в тот период захватить внутренние р-ны Триполитании и Киренаики. В И.-т. в. 1911 -12 впервые была применена авиация для разведки и бомбометания.

Усилившийся кризис в правящих кругах Османской империи и начавшаяся в окт. 1912 Балканская война вынудили тур. пр-во отказаться от Триполитании и Киренаики. 15 окт. 1912 в Уши (Швейцария) был подписан предварительный секретный, а 18 окт. в Лозанне - гласный мирный договор. Султан обязался " даровать" населению Триполитании и Киренаики автономию и вывести из этих областей свои войска. Фактически с этого времени Триполитания и Киренаика превратились в итал. колонию (позднее стала наз. Ливия). Италия обязалась эвакуировать свои войска с Додеканесских о-вов (тем не менее они оставались под итал. господством до конца 2-й мировой войны 1939-45, после чего перешли к Греции). Отказ Турции от прав на Ливию и Додеканес был зафиксирован Лозаннским мирным договором 1923. Нар.-освободительная борьба против итал. колонизаторов в Ливии продолжалась до изгнания итал. войск (1943). Лит.: Ленин В. И., Конец войны Италии с Турцией, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 22; Киселева В. И., Дипломатическая подготовка Уши-Лозаннского мира 1912г., " Труды Московского Гос. исторпко-архивного ин-та", 1958, т. 12; Я х и м о-вич 3. П., Итало-турецкая война 1911 - 1912 гг., M., 1967 (имеется библ.): Maltese P., La terra promessa, Mil., 1968. 3. П. Яхимович.

ИТАЛО-ЭФИОПСКИЕ ВОЙНЫ, колониальные захватнические войны Италии против Эфиопии. Война 1895 - 96. Началась с захвата в кон. 1895 итал. войсками под командованием ген. Баратьери пров. Тигре. Для отпора колонизаторам имп. Менелик II сформировал 120-тыс. армию. 7 дек. 1895 в бою при Амба-Алаги эфиопские войска под командованием раса Маконнена нанесли первое крупное поражение итал. частям. 1 марта 1896 произошла битва при г. Адува (Адуа), в ходе к-рой 20-тыс. итал. армия была разгромлена. По договору, подписанному 26 окт. 1896 в Аддис-Абебе, Италия вынуждена была признать полный суверенитет Эфиопии. Война 1935 - 1936. В нач. 30-х гг. Италия сосредоточила в своих колониях Эритрее и Итал. Сомали крупные контингенты войск. В 1934-35 она спровоцировала неск. погран. столкновений с Эфиопией. 3 окт. 1935 итал. армия под командованием маршала П. Бадольо, вооружённая танками, самолётами, артиллерией, вторглась на терр. Эфиопии. Ей противостояла эфиопская армия (под командованием Хайле Селассие I), сформированная из плохо вооружённых и необученных отрядов ополченцев (регулярные части насчитывали всего 10 тыс. чел.). Эфиопы оказали героич. сопротивление итал. агрессорам, но вынуждены были отступать. Только Сов. Союз в Лиге Наций и вне её выступал за пресечение агрессии и оказание помощи Эфиопии. Зап. державы по существу проводили политику поощрения агрессора. В авг. 1935 конгресс США принял закон о нейтралитете, что лишало Эфиопию возможности впредь закупать вооружение в США. Ещё в янв. 1935 по договору, заключённому между мин. иностр. дел Франции Лавалем и Муссолини, Франция предоставила Италии свободу действий в Эфиопии. В дек. 1935 Великобритания и Франция заключили соглашение, предусматривавшее фактически раздел Эфиопии (план Хора-Лаваля). В то же самое время Великобритания, Франция и США снабжали Италию оружием и стратегия, сырьём. 5 мая 1936 итал. войска заняли Аддис-Абебу. 1 июня 1936 пр-во Италии заявило об образовании колонии Итал. Вост. Африка в составе Эфиопии, Эритреи и Итал. Сомали. Однако партиз. война в Эфиопии продолжалась вплоть до освобождения страны в мае 1941.

Лит.: Попов В. Т., Разгром итальянцев под Адуа. M., 1938; Л и с о в с к и и П. А., Абиссинская авантюра итальянского фашизма, М.- Л., 1936; В о б л и к о в Д. Р., Эфиопия в борьбе за сохранение независимости. 1860 - 1960, M., 1961; Berkeley G. F. - H., The campaign of Adowa and the rise of Menelik, N. Y., [1969]; B a t-t a g 1 i a R., La prima guerra d'Africa, [Torino], 1958; Pignatelli L., La guerra dei sette mesi, Mil., [1965]; Barker A., The civilizing mission. The Italo-Ethiopian war 1935 - 1936, L., 1968.

Г. В. Цыпкин.

ИТАЛЬЯНСКАЯ КАМПАНИЯ 1943- 1945, воен. действия объединённых сил Великобритании и США против нем.-фаш. и итало-фаш. войск в Италии во время 2-й мировой войны 1939-45. На стороне англо^американцев в разное время действовали австрал., алж., браз., греч., инд., итал., канад., марокканские, новозеландские, палестинские, польск. и сенегальские части и соединения.

Крупные поражения, к-рые потерпели нем.-фаш. и итало-фаш. войска зимой и весной 1943 на сов.-герм, фронте и в Сев. Африке, привели к резкому падению боеспособности итал. армии и быстрому росту Движения Сопротивления в Италии. Из 82 дивизий и 8 бригад, 825 исправных боевых самолётов, 263 боевых кораблей (в т. ч. 6 Линкоров, 10 крейсеров, 93 подводные лодки), имевшихся в составе вооруж. сил Италии, для обороны метрополии было выделено 44 малобоеспособные дивизии, 6 бригад, 600 исправных самолётов и 183 корабля; остальные силы несли оккупац. службу и вели бои с партизанами на Балканах и в Юж. Франции. Нем.-фаш. командование смогло направить в Италию лишь 7 нем. дивизий, 1 бригаду, ок. 500 самолётов и 60 боевых кораблей.

10 июля англо-амер. войска (15-я группа армий ген. X. Александера при поддержке крупных сил ВМФ и ВВС) под общим команд, ген. Д. Эйзенхауэра высадились в Сицилии, начав Сицилийскую операцию 1943, к-рая завершилась 17 авг. захватом Сицилии. Правящие круги Италии, стремясь сохранить власть в своих руках, произвели дворцовый переворот. 25 июля по приказу короля глава фаш. пр-ва Б. Муссолини был арестован и заменён маршалом П. Бадольо. Потеря Сицилии, рост борьбы итал. народа против войны и разгром Советской Армией нем.-фаш. войск в Курской битве 1943 заставили пр-во Бадольо 3 сент. подписать условия капитуляции Италии. 3 сент. войска 8-й англ, армии высадились на Ю. Италии в р-не Реджо-ди-Калабрия и начали продвижение на С. 8 сент. союзное командование обнародовало соглашение о капитуляции Италии. Нем.-фаш. командование, спешно перебросив в Италию ещё 10 дивизий, разоружило почти всю итал. армию и заняло большую часть страны. Итал. пр-во и верх, командование бежали к союзникам. На оккупированной терр. гитлеровцы сформировали фаш. пр-во во главе с Муссолини, к-рого им удалось освободить из заключения. 9 сент. в р-не Салерно высадились войска 5-й амер. армии, к-рые вместе с 8-й англ, армией начали медленное продвижение на С. К нач. ноября нем.-фаш. войска группы армий " Ц" (10-я и 14-я армии) под команд, ген.-фельдмаршала А. Кессель-ринга отошли на заранее подготовленный рубеж по pp. Гарильяно и Сангро. В ноябре 1943- марте 1944 союзные войска предприняли неск. попыток прорвать оборону противника. С этой же целью 22 янв. в р-не Анцио был высажен мор. десант, а к 6 февр. весь 6-й амер. корпус. Однако, несмотря на превосходство в силах и средствах, союзникам не удалось прорвать оборону противника, а 6-й корпус был блокирован нем.-фаш. войсками.

К нач. мая 1944 силы союзников (верх, командующий ген. Г. M. Уилсон) были доведены до 25 дивизий (в т. ч. 5 броне-танк.), 8 бригад (4 бронетанк. и 1 " командос"), 9400 орудий и миномётов, 3960 самолётов. Нем.-фаш. группа армий " Ц" насчитывала 19 дивизий (в т. ч. I танк.), 2450 орудий и миномётов, 320 самолётов. На оккупированной нем.-фаш. войсками терр. развернулось партиз. движение, в к-ром ведущей силой была Коммунистич. партия, но участвовали также социалисты, католики, Партия действия и др. Партизаны (в мае ок. 80 тыс. чел.) контролировали значит, часть р-нов Ломбардии, Марке и др., отвлекая крупные силы противника.

11 мая союзные войска перешли в наступление в р-не южнее Кассино. После упорных боёв к 26 мая союзные войска продвинулись на 30-60 км и соединились с 6-м амер. корпусом. 4 июня амер. войска вступили в оставленный противником Рим, а к 15 авг. 15-я союзная группа армий при активной помощи итал. партизан вышла на рубеж юго-восточнее Ри-мини, Флоренция, р. Арно. 28 авг. союзники возобновили наступление и к 5 сент. преодолели полосу предполья, а 15 сент. начали прорыв т.н. Готской линии (севернее Пизы, Флоренции, Пезаро), но встретили упорное сопротивление и к концу года смогли прорвать оборону противника лишь на узком участке. Выйти в долину р. По не удалось.

Только 9 апр. 1945 союзные войска (верх, командующий фельдмаршал X. Александер) возобновили наступление. Имея общее превосходство в числе дивизий в 1, 3 раза (27 против 21), в танках и штурмовых орудиях в 7, 5 раза (3100 против 396), в орудиях полевой артиллерии в 3 раза (3000 против 1087)и в авиации в 30 раз (4000 против 130), англо-амер. командование на направлении гл. удара создало в числе дивизий тройное, в артиллерии - шестикратное и в танках - четырнадцатикратное превосходство над противником. К 21 апр. союзники прорвали всю глубину обороны немцев, продвинулись на 40 км и при решающем содействии партизан освободили Бо-лонью. 24 апр. они переправились через р. По. В ночь на 25 апр. в Генуе, Милане, Венеции и др. по призыву компартии, социалистич. партии и др. левых сил вспыхнуло всеобщее восстание, проходившее в основном под рук. Итал. компартии. 26 апреля восстание охватило Сев. Италию, к-рая почти вся была освобождена силами сопротивления. Используя успех восстания, англо-амер. войска закончили И. к. и 2 мая приняли капитуляцию нем.-фаш. группы армий " Ц". В И. к. немцы потеряли (включая потери от действий итал. партизан) 536 тыс. чел. (в т. ч. 300 тыс. пленными), союзники -320 тыс. И. к. представляет воен.-теоретич. интерес с точки зрения организации крупных мор. десантных операций, ведения наступления и обороны в горных условиях.

Лит.: История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941 - 1945 гг., т. 3-5, M., 1963-64; Кулиш В. M., Второй фронт, M., I960; Стрельников В. С., Черепанов H. M., Война без риска, M., 1965. H. M. Черепанов.

ИТАЛЬЯНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ИКП; Partito Co-munista Italiano - PCI), осн. 21 янв. 1921 на съезде в Ливорно левыми революц. группами Итальянской социалистической партии (ИСП). До 1943 носила назв. Коммунистич. партия Италии, являлась итал. секцией Коммунистич. интернационала. Наиболее зрелой в идеологич. отношении группой, вошедшей в состав ИКП, была группа " Ордине нуово" во главе с А. Грамши (г. Турин). Однако преобладающую роль в ИКП в первые годы её существования играло сектантское течение во главе с А. Бордигой. Позиции бордигистов мешали партии приобрести широкое влияние на массы, затрудняли сотрудничество с другими левыми силами для борьбы против наступавшего фашизма. При содействии Коминтерна в 1923- 1924 руководство ИКП было обновлено. Новое руководящее ядро (А. Грамши, П. Тольятти, M. Скоччимарро, У. Тер-рачини и др.) провело дискуссию о задачах и тактике ИКП, способствовавшую преодолению сектантских бордигистских взглядов. 3-й съезд ИКП (1926), обозначивший перелом в итал. Коммунистич. движении, предложил тактику, осн. на мобилизации всех трудящихся слоев на борьбу против фашизма. Осн. лозунгом партии стал призыв к единству - рабочего класса, рабочих и крестьян, Севера и Юга, всего народа Италии.

В период открытой фаш. диктатуры (1926-43) после роспуска всех политич. партий ИКП была единственной партией Италии, к-рая продолжила антифаш. деятельность не только в эмиграции, но и внутри страны, опираясь на свою нелегальную прессу и сеть подпольных орг-ций. Коммунисты восстановили в эмиграции и в подполье профсоюзные орг-ции. Многие лидеры ИКП подверглись репрессиям. После ареста Грамши (1926) руководителем партии стал П. Тольятти. В 1934 в Париже был подписан пакт о единстве действий между ИКП и ИСП, к-рый затем возобновлялся и просуществовал до 1956. ИКП активно боролась за осуществление линии 7-го конгресса Коминтерна на создание единого фронта рабочего класса и других трудящихся против фашизма и угрозы мировой войны. В период антифаш. войны в Испании (1936-39) тысячи итал. коммунистов сражались в составе Интернациональных бригад против исп. фашистов и итало-герм. фаш. интервентов. В это время коммунисты установили сотрудничество не только с итал. социалистами, но и с демократич. группами " Джустиция э Либерта". В 1937-38 ИКП разработала новую программу борьбы за социализм - борьбы за прогрессивную демократию, опирающуюся на рабочий класс и призванную ликвидировать господство монополий и помещиков, провести национализацию крупной пром-сти, передать землю крестьянам. Эта программа легла в основу программ партий левого крыла антифаш. фронта Сопротивления, сложившегося в период 2-й мировой войны 1939-45.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал